Новости по теме

Лев Лифшиц о передаче Иверской иконы из фондов Исторического музея Церкви

24 мая 2012 года были опубликованы комментарии искусствоведа Льва Лифшица и сотрудницы Исторического музея Марины Чистяковой по поводу передачи Церкви очередного памятника из музейного фонда - Иверской иконы Богоматери из коллекции ГИМ. На основании приказа Министерства культуры эта икона была передана в Новодевичий монастырь президентом РФ 6 мая.

Марина Чистякова, заместитель директора Исторического музея по научной работе, сказала в беседе с журналистами: «Обсуждения не было, с нами на связь никто не выходил, нас просто поставили перед фактом. Все было сделано очень быстро, буквально в два-три дня. Для нас это большая утрата, потому что Иверская Богоматерь – выдающийся памятник государственного значения. И это не первая утрата. Когда мы покидали Новодевичий монастырь, там остались большие объемы – пять иконостасов и некоторые другие вещи, составляющие интерьер Смоленского собора (паникадила и прочее). Правда, с этим трудно было спорить, ведь не оголять же интерьер. С Иверской иконой немного другая история. Это отдельный памятник, хоть он и связан непосредственно с историей Новодевичьего монастыря, он не вписан непосредственно в интерьер».

По мнению Льва Лифшица, руководителя отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания, передача памятников и предметов религиозного назначения Церкви – «это  результат абсолютно целенаправленной и совершенно понятной политики разделения всего общества на ячейки по этническому и религиозному принципу, превращения религии в некий идеологический инструмент, который вытесняет понятие веры и понятие культуры».

«Теперь все памятники, которые были на переднем плане и символизировали собой результат многовекового духовного развития всего общества, из которого ни один здравомыслящий человек никогда Церковь не исключал, под угрозой, - сказал он. - А вот Церковь, напротив, теперь исключает культуру. Для людей, определяющих политику в нашей стране, это очень удобная позиция – разделение общества и уничтожение того, что является кристаллизующим ядром».

Лев Лифшиц еще раз подчеркнул, что музейное сообщество и, общество в целом, были открыты к диалогу, к совместной работе, с самого начала: «Мы первые протягивали руки Церкви и говорили: "Давайте делать совместные проекты. Это наше общее достояние. Вы должны гордиться тем, что сокровища, которые были созданы в лоне Церкви, стали национальным достоянием".  Это только лишь показывает значимость такого наследия,  которое сейчас, наоборот, унижают. Растаскивая все, разделяют общество».

Церковь, тем не менее, самостоятельно «хочет владеть материальными ценностями», но «портит их, не умеет реставрировать, хранить».