И.Кусова комментирует ситуацию в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике

В февральском номере журнала «Скепсис» за 2012 год было опубликовано интервью с бывшим заместителем директора Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Ириной Кусовой. Она рассказала об отношениях РИАМЗ и епархии после передачи Церкви большого числа музейных объектов.

Открытие епархиального древлехранилища И.Кусова сравнила с ситуацией в Ипатьевском монастыре Костромы, где значительная часть коллекции государственного музея были переданы епархии.

Собеседница журнала отметила, что «в стране есть вполне положительный опыт создания епархиальных музеев: церковные знатоки и ценители собирают старину, как, например, в Ставрополе — глава епархии сам собрал коллекцию иконописи, а затем эта коллекция стала основой церковного музея».

Создание же епархиального музея в Рязани она считает «рейдерством», поскольку после пяти лет существования только на бумаге епархия просто изъяла уже готовую коллекцию государственного музея. При этом в штате Древлехранилища – три человека, «из которых двое совмещают эту работу со своей основной», а профильное образование есть только у одного.

Архангельский собор после передачи епархии выглядит следующим образом: «Те же иконы, что были в соборе в нашей экспозиции древнерусского искусства, только с плохим освещением, ничего не разглядеть, кроме Одигитрии, она осталась в хорошо освещенной музейной витрине. Этикеток нет, сами, мол, должны понимать, где, кто и что. Все пожарные выходы перегорожены различной церковной утварью, ведь в храме идут службы. Когда храм находился в ведении музея-заповедника, свободного пространства было больше, и то МЧС запретило работу, и экспозицию пришлось закрыть, а здесь — никаких тебе претензий при явных нарушениях. Каменный саркофаг С. Яворского XVIII в. спрятан, какая-то церковная мебель загораживает белокаменную доску с описанием кончины и погребения одного из рязанских иерархов XVII в. Вместо каменных полов XVII–XIX вв. — современные отлакированные доски, обозначенный реставраторами первоначальный уровень пола XV в. наглухо запрятан. А ведь все это было объектами музейного показа, и в соборе много лет проводились занятия по программе «Храм и его устройство», куда толпами ходили рязанские школьники и студенты, приобщались к великой культуре, в т.ч. и религиозной».

Министерство культуры, по словам И.Кусовой, «потакает церковным деятелям и тем стимулирует «православное рейдерство».

Комментируя строительство нового здания для музея-заповедника, собеседница «Скепсиса» сообщила, что конкурс на строительство «никому не известная фирма — ООО «Хоумленд Архитектура» <…>, которая предлагала все сделать за полтора(!) месяца и всего лишь за 15 млн. руб.».  Однако «по подготовленному фирмой проекту, в исторической зоне должны были построить трехэтажное здание с запредельной для этого района высотой (21 м), — убогую, невыразительную громадину, больше похожую то ли на современный торговый центр, то ли на гостиницу, которая обязательно перекрыла бы и просто угробила всю уникальную историческую архитектуру Соборной улицы и Соборной площади. Когда члены научно-методического совета музея в ходе обсуждения проекта стали возмущаться такими вопиющими нарушениями градостроительных норм, директор музея О.С. Кречетова заверила, что на этот счет предварительно заручилась поддержкой Росхранкультуры, которая по необходимости, при возникновении вопросов с чьей бы то ни было стороны, «обещала всё согласовать», основываясь на существовании прецедента: недалеко от предполагаемого места строительства нового здания музея уже находятся две современные диссонансные постройки».

В результате контракт с «Хоумленд Архитектурой» был расторгнут, деньги возвращены в бюджет и теперь подготовкой строительства и размещения заказа занимается непосредственно Министерство культуры.

«Археологи музея-заповедника подняли вопрос о необходимости проведения перед началом строительства предусмотренных законом обязательных археологических исследований застраиваемой территории. Обращаю внимание — сотрудники музея, а не областной комитет по культуре, который обязан этим заниматься, но предпочитает отмалчиваться. Так что строительство нового здания для музея — это вопрос долгий, сложный, и начнется оно не завтра», - рассказала И.Кусова.

Она добавила, что у Рязанской митрополии сохраняются планы выселить музей-заповедник с территории кремля окончательно, а также расширить коллекцию древлехранилища.

Несмотря на печальные перспективы, музейное сообщество продолжает бороться за сохранение музея-заповедника. В 2011 году президент Российского комитета ИКОМ (Международного совета музеев) В.И. Толстой представил министру культуры А.Авдееву результаты независимой юридической экспертизы, подтверждающей незаконность изъятия части коллекции у государственного музея. Кроме того, «Общественный комитет защиты Рязанского кремля буквально бомбардирует обращениями прокуратуры всех уровней, включая генеральную».

«Как бы то ни было, уверена, если каждый из нас, как бы ни была мала его должность и возможность влияния на ситуацию, будет честно выполнять свой профессиональный долг и не поведется на давление и принуждение сверху, преступать закон нынешним властителям станет намного сложнее», - резюмирует И.Кусова.

Ссылки на данную статью [3]