Георгий Энгельгардт: "...наиболее продуктивной линией является активизация участия исламских структур страны, их лидеров и активистов в борьбе против религиозного экстремизма"

Сотрудник Института религии и политики Георгий Энгельгардт рассматривает опыт борьбы с "исламским экстремизмом" в разных странах и делает выводы относительно возможных способов участия российских мусульманских деятелей и объединений в противодействии терроризму. По его мнению, именно активное привлечение "исламских структур в России" к борьбе с экстремизмом является "наиболее продуктивной линией".

Их участие, подчеркивает Г. Энгельгардт, "не должно ограничиваться регулярным выпуском заявлений, осуждающих какое-то очередное злодейство, заявлениями о несовместимости терроризма с исламом или осуждением радикальных течений в отечественном исламе. И такие действия важны, но они скорее относятся к межконфессиональной коммуникации, к позиционированию исламских структур РФ в немусульманской среде как лояльных субъектов политической жизни страны. Основная задача таких деклараций - предотвратить репрессии в отношении всей общины.
Однако эффективность только "внешней политической коммуникации" весьма ограничена при сохранении корня проблемы, снова и снова дающего метастазы кровопролития".

Мусульманские общины России должны стремится к тому, чтобы "выбить почву из-под ног экстремистов и их идеологов". Необходимо подчеркивать, что террористы пытаются разжечь антимусульманские настроения и противодействовать притеснению мусульман. С другой стороны, "естественное стремление отмежеваться от действий радикалов, возмущение их попытками обосновать исламом нападения на мирных граждан, не должны приводить к попыткам переложить вину на разного рода "внешних врагов". Такие шаги способны лишь вызвать в обществе дополнительное раздражение и тем самым сыграть на руку экстремистам".

Особое значение имеет "установление руководством российских муфтиятов реального контроля над ситуацией на исламском поле страны, над положением в мечетных общинах, над проповедями и призывами духовенства, над учебными курсами и настроениями в духовных учебных заведениях и над линией религиозных СМИ. Это как раз та область, где возможности исламского духовенства влиять на настроения верующих, разъяснять, что является допустимым, а что запрещено, достаточно велики". Сюда же относится и контроль над "неофициальным", "параллельным исламом".

В целом, отмечает Г. Энгельгардт, "официальные лидеры российского ислама имеют обширное поле для убеждения верующих как в недопустимости поддержки экстремистских структур, так и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами для предотвращения терроризма. Без создания зоны социального отчуждения вокруг религиозных экстремистов трудно рассчитывать на качественный прорыв в борьбе с ними".