Экспертное заключение Фонда развития парламентаризма в России на проекты федеральных законов "О традиционных религиозных организациях России" и "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации"

Сайт "Государство и религия в России" опубликовал подготовленное в июне 2003 г. Экспертное заключение Фонда развития парламентаризма в России на проекты федеральных законов "О традиционных религиозных организациях России" (авторы - В.У. Корниенко, В.А. Лисичкин и В.И. шандыбин, законопроект был внесен 12 мая 1999 г.) и "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" (автор - А.В. Чуев, законопроект был внесен 18 февраля 2003 г.). По мнению авторов заключения, "основа концепции обоих законопроектов - законодательное установление особого статуса отдельных религиозных организаций - противоречит установленным в Конституции РФ 1993 года принципам светского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом (ч. 1 и 2 ст. 14 Конституции). Идея установления религиозных объединений с особым статусом и широким спектром взаимодействия с государством также не соответствует федеральному законодательству - в первую очередь, принятому на основе Конституции Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (статья 4 этого закона устанавливает принципы последовательного отделения религиозных объединений от основных сфер государственной деятельности)".

В заключении подчеркивается, что "правовое положение религиозных объединений является предметом регулирования Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", поэтому любые изменения в правовом статусе каких-либо религиозных организаций и их взаимодействии с государством должны быть отражены в этом законе, а не являться предметом регулирования отдельных, специальных законов".

Авторы экспертного заключения также указывают на ряд недостатков и внутренних противоречий текстов каждого из законов в отдельности, отмечая, что хотя "в целом законопроект "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" отличается сравнительно более высоким уровнем юридической техники и содержательной проработки проблемы, большинство его положений носит рамочный или декларативный характер" и, к тому же, "в нем содержится ряд недостатков и спорных положений, которых не имеет законопроект "О традиционных религиозных организациях".