Побоище в Чемодановке: драка русских с цыганами или социальный протест?

Мы републикуем выпущенную "Forbes" статью Александра Верховского, посвященную конфликту в селе Чемодановка Пензенской области.

Ситуация в Пензенской области перешла из категории хулиганства, пусть массового, в сферу общественного протеста, который по сути своей всегда адресован властям. Власти вызов приняли

После массовой драки с цыганами в селе Чемодановка Пензенской области погиб один мужчина. В знак протеста жители села перекрыли федеральную трассу М-5. Многих из них задержали правоохранительные органы. Массовая драка и масштабная полицейская операция в пригороде Пензы, несомненно, еще будут расследоваться, и, может быть, после этого общество получит ясную и непротиворечивую картину случившегося. Пока же можно говорить, что у конфликта нет простой и понятной сюжетной канвы, какая была у модельного этнического конфликта 2000-х в Кондопоге.

Но что же тогда считать причинами произошедшего в Чемодановке? Объяснять случившееся этнической нетерпимостью не просто банально, эти слова ничего не объясняют, это скорее тавтология.

С одной стороны, сразу напрашивается гипотеза, что тут все дело в особой непопулярности цыган. Да, отношение к цыганам непростое. Согласно прошлогодним данным Левада-центра, цыгане — самая непопулярная этническая общность в России: процент желающих изгнать их из страны в полтора раза выше, чем по отношению к чеченцам, африканцам и выходцам из Центральной Азии. Но не следует думать, что цыгане постоянно являются лидерами среди объектов ксенофобии: в разные годы этого века они занимали самые разные позиции, да и лидеры постоянно сменялись. С другой стороны, локальный конфликт вряд ли стоит объяснять через общероссийский опрос: большинство опрашиваемых с цыганами (как и с представителями ряда других групп) встречаются редко, так что их представления не основаны на личном опыте. В отличие от участников драки в Чемодановке, которые свое впечатление составляют по конкретным односельчанам.

Историй о криминальных конфликтах с участием цыган много, но это всегда именно небольшие групповые столкновения, а не массовые побоища. В не очень богатой истории этнически окрашенных беспорядков в современной России аналога событиям в Чемодановке не находится. У местных цыганских общин конфликты бывали обычно с местными властями, они могли даже переходить в столкновения с полицией, как это было в 2016 году в селе Плеханово Тульской области. Но тогда нецыганское население в столкновениях не участвовало, так как плехановские темы законности строений и «врезок» в газопровод волновали именно власти.

Это лишний раз подтверждает, что ни в России в целом, ни в Чемодановке в частности нет такой вещи, как «русско-цыганский конфликт». Те или иные предрассудки — это еще не конфликт. Конфликт должен иметь структуру, у него должны быть организованные стороны. В пензенском пригороде не наблюдалось никакого «антицыганского движения», выступающего от имени русских, мордвы или кого-то еще. Конечно, русские радикальные националисты в своих пабликах и каналах в социальных сетях реагировали на Чемодановку очень активно, но ни к чему практически не призывали и тем более не порывались ехать на место событий. Что, заметим, и понятно, учитывая то пристальное внимание полиции и спецслужб, с которым наши ультраправые живут в последние годы, и плачевнейшее состояние их собственных организаций. Так что единственными организованными силами в конфликте оказались власти и цыганская община.

Да, местные цыганские общины (но не цыгане в целом) организованы, и это может пугать соседей в ситуации любой напряженности. Но надо признать, что такая организованность — неизбежное качество устойчивого геттоизированного меньшинства. Именно с геттоизацией надо что-то делать. Например, разобраться с сегрегацией в местной школе, о которой писалаОльга Абраменко.

Однако пензенские власти пошли по самому просто пути. 17 июня со ссылкой на главу сельсовета появилось сообщение, что власти принудительно вывезли местных цыган, в том числе из соседнего поселка, аж в Волгоградскую область. Оно было оперативно опровергнуто пресс-секретарем губернатора, но «осадочек остался»: цыгане действительно практически исчезли из обоих поселков, и непонятно, вернутся ли они. Практика силового изгнания цыган из их поселков местными властями — характерная черта прошлого, а не нынешнего десятилетия, но можно заподозрить, что массовая драка — удачный момент, чтобы избавиться от неудобной части населения с помощью каких-то неформальных договоренностей.

Возможно, на такой шаг власти решились из-за событий, принесших Чемодановке всероссийскую славу: противники цыган, понеся потери, перекрыли в знак протеста трассу. Об этом написали многие федеральные СМИ. Таким образом, ситуация перешла из регистра хулиганства, пусть массового, в регистр общественного протеста, который по сути своей всегда адресован властям. Перекрытие трассы последние воспринимают как вызов, так же как это было в аналогичной ситуации (только без участия цыган) в Пугачеве в 2013 году. Власти вызов приняли, и прибывшая полиция похватала десятки протестующих. Столкновениями с полицией это назвать нельзя, но ситуация была воспринята всерьез на всех уровнях. На место прибыл десант из СК и МВД. А губернатор Иван Белозерцев заговорил о вине агентов Запада, то есть дал понять, что никто из местных не виноват (кроме тех, кто окажется агентом) и репрессий не будет. Репрессии коснулись только выселенных де-факто цыган.

Теперь их судьба — дело другого губернатора, задачей которого будет не допустить обострения конфликтов и любого намека на дестабилизацию. Властям нашим и так хватает разного рода протестов. Это ведь только протестующим кажется, что протестов мало, власти же сравнивают с нулевым уровнем. И им очень не хочется добавлять к имеющимся потенциальным угрозам еще и беспорядки с этнической подоплекой, которые обладают свойством быстро умножаться, как мы помним по 2013 году.

Ссылки на данную статью [2]