Расизм и ксенофобия. Итоги июля 2017

За июль 2017 года нам известно только о троих пострадавших от мотивированноых ненавистью нападений в Москве и Санкт-Петербурге, из них два человека погибли. Всего с начала года от расистского насилия погибло 6 человек и было избито или ранено 16. Эти инциденты были зафиксированы в 9 регионах России.

В июле было зафиксировано два акта ксенофобного вандализма в Татарстане и Свердловской области. А всего с начала года - 28.

Националисты в разных городах отметили "День правого политзаключенного". В некоторых случаях они присоединялись к акциям "против цензуры" и в защиту политзаключенных, организованным либеральными движениями, иногда становились соорганизаторами таких совместных акций, иногда проводили собственные.

В Москве 23 июля националисты посетили согласованный с властями "Марш в защиту свободного Интернета", который проводился партиями "Парнас" и Демвыбор. Националисты шли отдельной колонной, их было по подсчетам наблюдателей центра "Сова", не более 50 человек. В колонне шли активисты Партии националистов, Комитета "Нация и свобода", РФО "Память", группы "Черное солнце" (Ульяновск), несли имперские флаги и флаги «Новой оппозиции». Примерно в середине шествия два человека из КНС, один из которых был в майке с рунической надписью "Белояр" и в кепке с коловратом, развернули растяжки с надписью "White Pride World Wide" и кельтским крестом. Шествующие скандировали лозунги с требованиями отменить ст.ст. 280 и 282 УК, освободить Александра Белова и Дмитрия Демушкина, и т.д. За день до акции был задержан руководитель московского отделения КНС Владимир Бурмистров и отпущен только после ее окончания.

Также 25 июля в Москве активисты Партии националистов провели серию одиночных пикетов в защиту "правых политзаключенных". Сообщалось, что движение планировало организовать массовый пикет, но не смогло согласовать акцию с властями.

В конце июля в Москве автономные ультраправые проводили турниры по мини-футболу для сбора средств для заключенных ультраправых. На турнир, который проходил 22 июля, приехали полицейские и задержали всех участников. Сообщается, что у участников были изъяты ножи, перцовые баллончики и травматическое оружие.

В том или ином виде акции в защиту политзаключенных прошли также в Калининграде, Кемерово, Астрахани, Великом Новгороде, Краснодаре, Пскове. В Самаре 25 июля прошла "прогулка свободных людей" (термин, используемый движением «Артподготовка» Вячеслава Мальцева) в защиту «правых политзаключенных», но активистов на месте начала "прогулки" ожидала полиция, поэтому не смогли развернуть фотографии заключенных.

В июле 2017 года нам известен только один приговор за расистское насилие, в котором мотив ненависти был признан судом. Он был вынесен в Москве за нападение на уроженца Таджикистана. Всего с начала года было вынесено не менее 6 приговоров за такие преступления: были осуждены 17 человек в 5 регионах страны.

За ксенофобные высказывания в июле 2017 года было вынесено не менее 18 обвинительных приговоров 18 подсудимым в 16 регионах.  Всего с начала 2017 года за высказывания было вынесено 115 приговоров против 130 человек в 56 регионах.

В июле Федеральный список экстремистских материалов обновлялся три раза (17, 25 и 28 июля), в него были внесены пп. 4175-4186. Список пополнили ксенофобные видеоролики, в том числе "Формата 18", мусульманские брошюры, статья из газеты "Амаду Алтай". Некоторые пункты были признаны экстремистскими явно неправомерно, к таковым например относится написанный в XIX веке роман раввина Маркуса Лемана "Насильно крещенные" и статья филолога, специалиста по связям еврейской и русской культур Зои Копельман "Святость Земли Израиля".

В Федеральный список экстремистских организаций в июле была добавлена организация футбольных болельщиков "ТОЙС" ("T.O.Y.S", "The Opposition Young Supporters"), признанная экстремистской решением Советского районного суда г. Самары от 11.04.2017. Теперь в списке 61 организация (не считая 27 организаций, признанных террористическими), чья деятельность запрещена в судебном порядке и ее продолжение карается по ст. 282.2 УК.