Расизм и ксенофобия. Итоги апреля 2017

В апреле 2017 года нам известно только об одном пострадавшем от ксенофобного насилия – уроженце Киргизии в Новосибирской области.

Всего же с начала года от расистских нападений пострадало не менее 13 человек, из которых 3 человека погибли. Эти нападения происходили в 6 регионах России: Санкт-Петербург, Краснодарский край, Новосибирская и Ростовская области, Республики Мордовия и Татарстан. (Напомним, в эту статистику не входят жертвы инцидентов, произошедших в республиках Северного Кавказа).

Громким событием месяца стало нападение 17-летнего Антона Конева на приемную ФСБ в Хабаровске, закончившееся гибелью двух находившихся в здании человек и самого нападавшего. Мотивы инцидента пока непонятны. Однако достаточно скоро после нападения появилась «неонацистская» версия: молодой человек являлся членом неонацистской группировки «Штольц Хабаровск» (небольшая группа ультраправых, сотрудничавшая с местной ячейкой «Оккупай-Педофиляй» Максима Марцинкевича), а на его страничке в социальной сети были обнаружены записи о намерении отправиться в Вальхаллу (среди неонацистов германо-скандинавская мифология традиционно пользуется большой популярностью). С другой стороны, возникла также версия, что Конев принял ислам и руководствовался джихадистскими соображениями.

В апреле нам известно о четырех актах ксенофобно-мотивированного вандализма. Всего с начала года произошло не менее 9  акций ксенофобных вандалов в 8 регионах России.

Публичная активность националистических объединений была невысока.

5 апреля «Другая Россия» провела «День русской нации», приуроченный к битве на Чудском озере, в разных городах России. Акция была задумана Эдуардом Лимоновым как дополнение к 4 ноября и как аналог первомайским мероприятиям ультраправых. В Москве на Суворовской площади активисты провели митинг, на котором выступил Эдуард Лимонов. Помимо столицы, акции прошли в Великом Новгороде, Вологде, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Сарове и Северодвинске.

Несколько активистов Комитета «Нация и свобода» 20 апреля в Москве на Тверском бульваре провели одиночные пикеты в защиту Дмитрия Демушкина и Александра Белова (Поткина). Дата, заметим, не была привязана к какому-то событию в этих двух делах, так что, вероятно, она приурочена к дню рождения Гитлера.

29 апреля Русский национальный фронт, партия «Великая Россия» и несколько других групп провели шествие от станции метро «Октябрьское поле» до станции метро «Щукинская» «За народный суд над олигархами и коррупционерами», собравшее около 200 человек.

Кроме того, 29 апреля в Москве активисты Национально-освободительного движения (НОД) и SERBа приходили на оппозиционную акцию «Открытой России» «Надоел» в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

В Москве сотрудники полиции задержали несколько человек из Комитета «Нация и свобода» (КНС), собиравших обращения от граждан РФ к депутатам «Единой России», и, продержав 1,5 часа в автозаке, отпустили.  Кроме того в акции «Надоел» в Москве участвовали активисты «Новой оппозиции», после ее окончания они проследовали на Красную площадь, туда пришел и блогер Вячеслав Мальцев.

В праворадикальном интернете продолжали появляться угрозы в адрес людей, работающих по делам о возбуждении ненависти: Дмитрий (Шульц) Бобров опубликовал личные данные и место работы одного из экспертов, проводивших экспертизы по «экстремистским» уголовным делам, с комментарием, что такие люди «обосновывают политические репрессии».

 

Нам неизвестны приговоры, вынесенные в апреле за расистское насилие. Всего с начала года было вынесено 3 приговора за насильственные преступления, в которых судами был признан мотив ненависти, в Липецкой, Новосибирской и Тульской областях. В этих процессах было осуждено 5 человек.

За ксенофобную пропаганду в апреле было вынесено 20 приговоров против 21 человека в 15 регионах страны. Самым громким из них стал приговор экс-лидеру запрещенных организаций «Русские», «Славянский союз» и «Славянская сила» Дмитрию Демушкину. 25 апреля 2017 года Нагатинский районный суд Москвы приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима по ч.1 ст.282 УК (возбуждение национальной ненависти и вражды) за две картинки в соцсети «ВКонтакте» - баннера с надписью «4 ноября русский марш России - русскую власть» на фоне имперского флага; и картинку с изображением ребенка и надписью «4 ноября русский марш только чистые белые дети... И взрослые». Столь жесткий приговор за две картинки вызвал бурное обсуждение в обществе. Несомненно, решение было вынесено с учетом личности и прежней судимости обвиняемого. Демушкин неоднократно был фигурантом уголовных и административных дел ранее и нарушал подписку о невыезде. Однако нам кажется, что материалы, за которые привлекают к ответственности столь известных в своей среде людей, стоит выбирать более тщательно или уж не прибегать к уголовным репрессиям. Такое осуждение известных ультраправых активистов по явно сомнительным основаниям приводит лишь к озлоблению и радикализации среды. 

Всего с начала года за расистскую и иную ультраправую пропаганду было вынесено не менее 54 приговоров, в которых было осуждено 56 человек в 36 регионах страны.

Федеральный список экстремистских материалов за месяц обновился два раза (20 и 26 апреля), туда были добавлены пп. 4075 - 4094. Список пополнили материалы неоннацистов и мусульманских боевиков из социальных сетей, книга Михаэля Лайтмана «Каббала. Тайное еврейское учение. Часть X. Плоды мудрости», брошюра «Призыв всех смертных людей к бессмертию».

В Федеральный список экстремистских организаций в апреле была добавлена религиозная организация Свидетелей Иеговы в Биробиджане, признанная экстремистской решением суда Еврейской автономной области от 3 октября 2016 года.  И это уже восьмая организация Свидетелей Иеговы в списке. Впрочем, экстремистскими теперь могут стать все организации Свидетелей в России: 20 апреля 2017 года Верховный суд России удовлетворил иск Министерства юстиции о признании Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России экстремистской организацией. Согласно решению суда, немедленной ликвидации подлежат как Управленческий центр, так и 395 местных религиозных организаций как его структурные подразделения. Решение обжаловано.

Всего же Федеральный список экстремистских организаций включает в себя 59 организаций (не считая 26 организаций, признанных террористическими), чья деятельность запрещена в судебном порядке и ее продолжение карается по ст. 282.2 УК.