Александр Тарасов об убийстве Моторолы

Директор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов дал интервью эксперту Центру «Сова», посвященное видеообращению, в котором украинские неонацисты взяли на себя ответственность за убийство командира ДНР Арсена Павлова.


Как Вы знаете, сегодня в сети появился видеоролик, в котором люди в масках, позировавшие на фоне флага движения Misanthropic Division и флага Украины с символикой группы «Феникс», взяли на себя ответственность за убийство  командира ДНР Арсена Павлова (Моторолы). 

Можно для начала несколько слов о том, что собой представляет движение Misanthropic Division и чем оно занимается?

Misanthropic Division – это международная ассоциация неонацистского толка, которая, что важно, не является централизованной организацией, т.е. не имеет постоянных лидеров, жесткой структуры и т.д. Помимо Украины, отделения Misanthropic Division есть в Германии, Чехии, Испании, Португалии, США и, кажется, даже в Белоруссии, хотя вряд ли при Лукашенко им удается особенно разгуляться.

Там, где их мало, они больше, чем пропагандой в соцсетях, не могут заниматься, но украинская ситуация – особый случай. Тамошнее отделение организовалось в 2013 году под эгидой Социально-национальной ассамблеи (украинская политическая неонацистская организация - прим. ред.), после чего активисты Misanthropic засветились на Майдане, устроили известное нападение на противников Майдана в Харькове, часть активистов участвовала в боевых действия в Донбассе на стороне прокиевских войск, в том числе и в батальоне «Азов». Т.е. в Misanthropic Division есть люди, имеющие  серьезный боевой опыт.

А что собой представляет группа «Феникс», чей логотип изображен на втором флаге, запечатленном на видео?

Эта группа заявила о себе вскоре после того, как в апреле этого года украинское отделение Misanthropic Division объявило о самороспуске.  О закрытии было сделано официальное заявление, прекратили существовать паблики в соцсетях. Поводом, скорее всего, послужило то, что за границей журналисты задали Петру Порошенко  вопрос о том, почему в Украине свободно действуют такие страшные неонацисты, как сторонники Misanthropic, с черным флагом с черепами. Президент тогда ничего содержательно не ответил, но почти сразу после этого украинское отделение движения как раз и объявило о самороспуске.  

Тогда и появилась группа «Феникс». Возможно, это была новая группа, созданная активистами закрытой Misanthropic, возможно, она существовала и раньше и входила в Misanthropic как в ассоциацию. «Феникс» позиционировал себя как единственного законного продолжателя дела закрытого отделения.

Примерно два месяца назад Misanthropic Division объявила о своем восстановлении и продолжении работы. Причем складывается впечатление, что восстанавливается отделение уже не как ассоциация, а как иерархизированная организация, т.е. как нормальная неонацистская организация – со структурой, вождем, филиалами в разных городах и т.д.  

Какие отношения связывают Misanthropic Division и группу «Феникс»?

Отношения между ними очень плохие, т.к. они оказались своего рода претендентами на одно наследство. С точки зрения возрожденной организации, сторонники «Феникса» воспользовались временной ситуацией (видимо, роспуск не планировался как окончательный, просто об этом не сообщили широко; скорее всего, люди внутри движения знали, что будет ребрендинг) и вместо того, чтобы подождать, решили попытаться перехватить бренд, провозгласить себя законными наследниками Misanthropic Division и присвоить себе всю предыдущую «славу» организации.

Хорошо, с действующими лицами примерно понятно. Возвращаясь к убийству Арсена Павлова, как по-Вашему, могли ли активисты группы «Феникс» или самого Misanthropic Division его действительно совершить?

Несмотря на то, что отдельного батальона у Misanthropic Division никогда не было из-за их низкой численности, боевой опыт у активистов, как я уже говорил, есть. Сами люди из Misanthropic говорят, что у них на передовой – около 50 человек, т.е. это реально воевавшие люди, у которых есть оружие и опыт.  Но при этом я совершенно уверен, что ни группа «Феникс», ни Misanthropic Division этого убийства самостоятельно совершить не могли. Они могут быть только исполнителями, желавшими отомстить за погибших товарищей. По собственной инициативе и без прикрытия они не смогли бы забросить диверсионную группу за линию фронта, чтобы она там выжила, укрепилась, выяснила, где живет Моторола, и т.д. Нет у них и специалистов, которые могли бы самостоятельно попасть в охраняемый подъезд, собрать взрывное устройство и суметь его закрепить в нужном месте, рассчитать время детонации и провести подрыв. Это убийство было спланировано людьми, обладающими действительно профессиональными знаниями и большими ресурсами, которые либо сами участвовали в акции, либо натаскали исполнителей.

Тогда получается, что группа «Феникс» взяла на себя ответственность просто для самопиара?

Если убийство совершалось в связке со Службой безопасности Украины или МВД, а я напомню, Арсен Аваков (министр внутренних дел Украины – прим. ред.) обещал публично, что Моторола будет убит, тогда для любой официальной структуры будет выгодно, чтобы неофициальная структура, тем более неонацисты, взяли на себя ответственность. Все же существуют Минские соглашения, и понятно, что убийство любого заметного лица с любой стороны, хоть «донбасской», хоть «киевской», является прямым нарушением этих соглашений. Это, в общем-то, теракт. А вот неонацисты ничего не подписывали. Самой группе «Феникс» это тоже выгодно: такая реклама, смогут похвастаться, что самого Моторолу убили.

Есть версии, что гибель Арсена Павлова – провокация со стороны российских властей. Что можно здесь сказать?

Российские власти или власти ДНР или ЛНР, на мой взгляд, вряд ли могут быть причастны. Для них нет никакой выгоды в гибели Моторолы. Вот с Алексеем Мозговым все более понятно: он был явно оппозиционный полевой командир, пользовавшийся огромной популярностью у себя в регионе. А Моторола нет, он был вполне исполнительным руководителем подразделения. Он оказался талантливым военачальником среднего звена. Он не политический деятель, он делал, что ему скажут. Больше того, что он создал очень прилично себя зарекомендовавшее противотанковое подразделение. Руководство ДНР ни в коем случае не было заинтересовано, чтобы с ним что-то случилось. Вот начнется завтра обострение – кто вместо него будет танки уничтожать?