Расизм и ксенофобия. Итоги июля 2015

В июле 2015 года от нападений расистов пострадало не менее 4 человек в Москве и Санкт-Петербурге.

Всего с начала года от расистского насилия погибло 4 человека и были ранены 37 человек, четыре человека получили угрозу убийством. Эти инциденты были зафиксированы в 11 регионах России.


В июле было зафиксировано не менее 2 актов ксенофобного вандализма в Липецкой области. Всего с начала года в России мы зафиксировали 23 акта такого вандализма в 16 регионах страны.

Публичная активность ультраправых была невысока. Стоит отметить лишь шествие «За честь и свободу», которое националисты провели в  «День правого политзаключенного» 25 июля. Организатором акции выступало Объединение «Русские», лидер которого Д. Демушкин пообещал компенсировать за счет шествия несостоявшийся «Русский первомай» в Москве. В Москве мэрия не согласовала ни один из предложенных маршрутов марша, а потом не согласовала и пикет. В итоге, в городе прошли «народные гуляния» в районе памятника «Героям Плевны» и одиночный пикет у метро «Новокузнецкая». Оба мероприятия собрали по  10-15 человек.

В том или ином виде акции прошли в Санкт-Петербурге, Астрахани,  Волгограде, Екатеринбурге, Иркутске, Кемерово, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Орле, Саратове, Сыктывкаре и Ульяновске, но они были крайне немногочисленны.

Можно отметить также информационный пикет «по проблеме этнопреступности», организованный 19 июля «Народной социальной инициативой»  (НСИ) в гайд-парке на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. 

Рейдовая активность ультраправых также была невелика. В Санкт-Петербурге прошло две «Русские зачистки». Первая состоялась 4 июля в районе метро «Лесная», вторая - 18 июля в районе метро «Владимирская». Прошла «Русская зачистка» и в Москве, где в акции НСИ приняли участие активисты РФО «Память».


В июле 2015 года нам известно не менее двух приговоров за расистское насилие, в котором мотив ненависти был признан судом, - в Москве и Тульской области. Самым громким из них стал приговор бывшему лидеру организации «Русский образ» Илье Горячеву, обвинявшемуся в организации террористической группировки БОРН и в организации ряда совершенных ею убийств; он был приговорен к пожизненному лишению свободы. 

Всего с начала года было вынесено не менее 12 приговоров за насильственные преступления, в которых суд признал мотив ненависти. В этих процессах были осуждены 26 человек в 11 регионах страны.

За идейный вандализм в июле 2015 года был вынесен один приговор. В Томске суд приговорил мужчину за осквернение памятника Владимиру Ленину в селе Маряковский Затон к году ограничения свободы.

Всего нам известно 4 приговора за ксенофобно или неонацистски мотивированный вандализм в отношении 5 человек, вынесенных в Краснодарском крае, Сахалинской и Томской областях.

За ксенофобную пропаганду в июле 2015 года было вынесено 14 обвинительных приговоров в 13 регионах страны. По этим приговорам было осуждено 15 человек, среди которых известный питерский ультраправый активист Максим Калиниченко. За создание в социальной сети «ВКонтакте» группы «Русский правый сектор» он был приговорен к 2 годам и 7 месяцам колонии строгого режима с запретом занимать определенные должности сроком на 1 год и 1 месяц.

Всего с начала 2015 года за ксенофобную пропаганду было вынесено 97 приговоров против 105 человек в 46 регионах страны.

В конце июля прокуратура Санкт-Петербурга обратилась в суд иском о запрете НСИ как экстремистской организации; прокурорская проверка обнаружила, что активисты НСИ «распространяли идеи национал-социализма» и пропагандировали идеи расового превосходства.

В июле Федеральный список экстремистских материалов пополнялся пять раз (6, 8, 13, 15 и 19 июня) - в него были внесены пп. 2868- 2905. Список пополнили: ксенофобные материалы разного рода (включая видеоролики «Формат-18», публикации активистов движения "Атака", песни групп «Коловрат» и «ХорСС»); мусульманские материалы разного рода (включая материалы «Имарат Кавказ», материалы чеченских сепаратистов, очередные песни Тимура Муцураева, безобидный сайт мусульманской библиотеки), еще одна перепечатка статьи Бориса Стомахина.