4 ноября 2010 года, помимо Москвы, мероприятия русских националистов под брендом «Русский марш» прошли еще как минимум в 28 городах России.
В Петербурге ультраправый митинг в саду Чернышевского собрал порядка 1000-1200 человек. В мероприятии, в отличие от прошлых лет, не принимали участие (или не были заметны) «старые» неоязыческие группы – «Славянская община» Р.Перина, сторонники Богумила Второго и т.п., хотя многие из участников были с символикой коалиции «Русский марш», в которую в 2008 году попытались объединиться ультраправые группы Петербурга и которая де-факто на сегодняшний день не существует. Основной костяк участников составили участники иной коалиции ультраправых группировок, в которую, в частности, входят петербургское ДПНИ, Национал-социалистическая инициатива (НСИ) Д.Боброва (экс-«Шульц-88»), Русского имперского движения (РИД). Кроме того, на митинге присутствовали представители Национал-демократического альянса (НДА) А.Широпаева И.Лазаренко, Союза русского народа (не вполне понятно, какого из четырех), «Черной сотни» (возможно, ассоциированной с СРН).
«Комсомольская правда» сообщает о провокации, организованной во время митинга самими ультраправыми - ложном сообщении о нападении на «соратников» неподалеку от места митинга со стороны антифашистски настроенной молодежи. Это чуть не спровоцировало часть митингующих на прорыв милицейского оцепления. Однако в результате все обошлось без происшествий.
В Барнауле под имперским флагом, антиалкогольными лозунгами и «под правую музыку» прошел митинг, в котором приняло участие около 40 человек. Символики организаций участников на митинге не было, однако ДПНИ утверждает, что на митинге присутствовали активисты ДПНИ, Народного ополчения им. Минина и Пожарского (НОМП) и РИД.
В Волгограде марш собрал около тысячи человек. Наблюдатели отметили, что, в отличие от прошлых лет, на мероприятии не было символики организаций. Как и ранее, организатором марша выступил местный Союз русского народа Станислава Терентьева. Шествие прошло от Комсомольской улицы по проспекту Ленина. Известно также, что в мероприятии приняли участие нацболы.
В Иваново шествие прошло под символикой ЛДПР (основным лозунгом, под которым шли марширующие, был лозунг «Вспомни, что ты русский»). Общую численность участников шествия оценить сложно, однако их было не менее 150.
Кроме этого, в городе прошел некий «автономный Русский марш», в котором приняло участие около 30 человек, прошедших по тротуару в одном из районов города (неназванном), скандируя «Русские, вперед!».
В Ижевске в марше, который прошел по улицам города и завершился у Троицкого собора, приняло участие 200-250 человек (организаторы заявляют о 350). Главным организатором шествия выступил Василий Крюков (лидер Ижевского отделения РОНС, еще недавно – депутат Ижевского горсовета). На митинге была принята резолюция, в которой содержался ряд традиционных для националистов требований (например, отмена ст. 282 УК РФ), но применительно к Удмуртии в основном требования носили культурно-социальный характер (восстановление и реставрация памятников архитектурного наследия Ижевска, государственное финансирование этнических общественных организаций «в соответствии с долей этих народов в населении региона»). Однако в резолюции есть и жесткие дискриминационные требования – выселения «агрессивных представителей диаспор», ограничения на участие в тех или иных видах экономической деятельности по этническому принципу и т.п.
В Иркутске в шествии приняло участие около 150 человек под флагами ДПНИ. Помимо него, в качестве организаторов мероприятия выступили местные Союз русского народа (группа А. Турика, практически полностью совпадающая с местным отделением РОНС), «Русское братство» (группа, тесно ассоциированная с местными РОНС и СРН, по некоторым данным, изначально основанная активистами НБП, придерживающимися ультраправых взглядов и из-за этого отколовшихся от партии Лимонова) и «Русский национальный фонд имени святителя Иннокентия» (фонд, созданный Н.Курьяновичем). Шествие прошло по улице Маркса и завершилось митингом у памятника Александру III.
В Калининграде состоялся митинг, в котором приняли участие около 150 человек.
В Кирове марш прошел по аллее Октябрьского проспекта от улицы Профсоюзной до здания ВГСХА, после чего состоялся непродолжительный митинг с выступлением Дениса Тюкина, который представился не только как активист ДПНИ, но и как участник некой «правозащитной националистической организации «Рассвет»», и Ивана Михеева. Общее количество участников митинга оценивается в диапазоне от 300 (милиция) до 500 (организаторы) человек. В марше приняли участие активисты ДПНИ-Вятка и «Союза борьбы за народную трезвость». Среди лозунгов были: «России русскую власть», «Спорт, здоровье, национализм», «Слава партизанам!», «Россия - русская земля», «Свободу узникам совести», «Слава Вятке!», «Кондопога – город-герой!». Ультраправые сообщают о задержании и отправке в РОВД двух девушек, раздававших на марше листовки. Вскоре они были отпущены. Также националисты пишут о том, что после митинга один из сотрудников ЦПЭ пытался «отобрать» у кого-то из собравшихся имперские флаги. По сообщениям СМИ, последний инцидент был вызван путаницей, возникшей среди участников митинга: после марша несколько человек приняли сотрудника милиции за «своего» и стали сдавать ему флаги, пока к милиционеру не бросился Денис Тюкин, который в итоге и забрал полотна.
Перед маршем на домах по Октябрьскому проспекту появились трафаретные агитки с приглашением на шествие. А за два часа до марша в милицию поступил звонок о том, что на пути шествия колонны заложена взрывчатка. Информацию проверили, но ничего не нашли.
В Краснодаре мероприятие, организатором которого выступало ДПНИ, собрало не более 80 человек (по заявлению организаторов - 200 человек). В сопровождении милиции участники под имперским флагом прошли по ул. Красной до администрации края. Милиция шествию не препятствовала. Конфликт с правоохранителями возник, когда участники акции попытались пойти дальше – по скверу им. Жукова. Милиционеры попытались сначала задержать знаменосца, но в конечном итоге был задержан (но вскоре отпущен) другой участник шествия – казачий атаман Николай Плохотнюк.
В Славянске-на-Кубани (Краснодарского края), где ультраправые группы всегда были активны, 4 ноября был проведен пикет, организатором которого, как и в 2009 г., стал депутат местного Горсовета Сергей Губарь который, напомним, в начале 2010 года попадал в сферу внимания правоохранительных органов в связи с распространением в городе ксенофобных листовок. На фотографиях, опубликованных в качестве отчета, видно около полутора десятков участников. По заявлениям самих праворадикалов, в пикете участвовало 35-40 человек.
Впервые за всю историю 4 ноября марш прошел в Сочи, где два или три десятка молодых людей прошли по улице, скандируя «Русские, вперед!» и «Слава России!».
В Красноярске шествие собрало около 150 человек. Помимо символики ДПНИ, в колонне присутствовала символика Русского национального единства (РНЕ) и Национал-патриотов России. По утверждению ДПНИ, в шествии также принимали участие активисты местного РОНСа и НОМПа.
В Курске небольшая группа представителей ДПНИ (не более 10 человек, хотя организаторы заявляют о нескольких десятках) попыталась устроить шествие, собравшись у одного памятника и заявив, что собирается возложить цветы к другому. Как минимум два человека (включая координатора ДПНИ-Курск С.Будникову) были задержаны.
В Мурманске митинг националистов у памятника Кириллу и Мефодию собрал не более 100 человек (ДПНИ заявляет о 200). Символика организаций не присутствовала. Не вполне понятно, кто выступил организатором мероприятия.
В Мончегорске (Мурманской области) 10 ультраправых прошли по улице с российским флагом, на который был нашит небольшой имперский флажок, назвав это «Русским маршем».
В Нижнем Новгороде организатором шествия стало ДПНИ. Около 200 человек прошли маршем по проспекту Ленина и завершили шествие митингом на Заречном бульваре.
В Новосибирске количество участников шествия составило от 350 (оценка по фоторепортажам) до 700 (оценка организаторов) человек. В шествии приняли участие наци-стрейт-эйджеры («черный блок»), сторонники ДПНИ, Концептуальной партии «Единение» (в настоящее время существует как движение «Курсом правды и единения») и экс-лидера местного ЛДПР Евгения Логинова. Марш прошел по улице Кирова до Государственной публичной научно-технической библиотеки, где состоялся митинг. Во время шествия часть участников скандировала неонацистские лозунги.
В Омске организатором митинга выступила ЛДПР. Сотрудниками правоохранительных органов было задержано несколько десятков человек, включая агрессивных футбольных фанатов. Задержания, видимо, производились по визуальному признаку: задерживали тех, кто выглядел как наци-скинхед (как описывает это один из участников, «всех бонов повязали»).
В Пензе около 50 человек (организаторы заявляют о 100) прошли под имперскими флагами и в сопровождении милиции по улицам города.
В Ростове-на-Дону состоялись как минимум две публичные акции под брендом «Русского марша». Одна процессия пыталась пройти по ул.Пушкинской (центр города; количество участников нам неизвестно), вторая (от 100 до 200 чел.) – по ул.Российской (от завода Ростсельмаш до аэропорта). Также есть информация о третьей группе участников (порядка 25 чел.), которые должны были присоединиться к одному из шествий.
Правоохранительные органы пресекли проведение шествий, по разным данным, от 70 до 100 участников были задержаны. Многие из них оказались несовершеннолетними.
В Самаре марш собрал около 1000 человек (оценка в 3 тысячи участников представляется явно завышенной). Марш прошел от ул. Мичурина до пл. Чапаева и завершился митингом. Среди участников марша были представители местных Союза русского народа, «Славянской силы» и местного «Национал-консервативного движения «Волжане»» (вариант названия - «Социал-консервативное движение «Волжане»», ультраправая группа, с задекларированными отделениями в Самаре и Тольятти, позиционирующая себя как православная и имперская, заявляющая при этом о поддержке «Единой России» «как ключевой политической силы, поддерживающей стабильность и отстаивающей интересы РФ»).
Кроме этого, ультраправое шествие прошло в Тольятти (Самарская область). В нем приняло участие около 120 человек. Участники шествия прошли от Площади Свободы до Центральной площади города.
В Саратове в марше приняли участие несколько десятков (не более 50) человек. Здесь все чуть не закончилось массовой дракой, поскольку ультраправые шли к памятнику Чернышевскому, у которого в это время митинговали около трех десятков антифашистов под лозунгом «Саратов без фашизма». Ультраправые попытались спровоцировать своих оппонентов на драку, однако в конфликт вмешалась милиция, задержав наиболее агрессивных участников акции.
В Ставрополе около полусотни человек собрались на одной из площадей города под имперским флагом и водили вокруг флага хоровод (на фотографиях этот хоровод немного похож на лезгинку).
В Сыктывкаре состоялся митинг организованный «Рубежом Севера» (А.Колегова) и собравший несколько десятков человек. Несколько человек было задержано. В тот же день в Сыктывкаре состоялся автопробег: под имперскими флагами по улицам проехало 5 автомобилей.
В Туле «Русский марш», организованный ультраправым «Национальным союзом Тульской области», традиционно был многочисленным. Региональные СМИ оценивают количество участников в 300 человек, организаторы – в 600-700. Среди транспарантов, которые несли участники шествия, были и откровенно расистские.
В Ульяновске активисты ДПНИ собрались под предлогом проведения «народного схода», который вылился в шествие под предлогом возложения цветов к Монументу победы в Великой Отечественной войне. Количество участников шествия явно не превышало двух десятков человек. Милиция задержала координатора местного ДПНИ Дениса Штылева. Кроме того, ультраправые заявили о проведении вечером 4 ноября «Славянского автопробега», в котором приняли участие 2 автомашины.
В Ярославле мероприятие собрало несколько десятков человек (по заявлениям ДПНИ – около 200 человек). «Маршем» организаторы назвали неорганизованную прогулку группы молодежи по одной из аллей города без символики и транспарантов.
В Астрахани более десятка человек прошли по аллее улицы Савушкина, держа в руках имперский флаг и транспарант в защиту узников совести, скандируя "Русские, вперёд!". Информацию о месте и времени проведения накануне шествия распространяли активисты местного РО в социальных сетях. Распространение проводилось по принципу "прочитал,передай другому".
Кроме того, ультраправые ресурсы как о «Русском марше» сообщают о крестном ходе в Чите, однако там местные православно-националистические организации (РОНС, СРН, казачество) лишь присоединились к общегородскому мероприятию.
По заявлению ДПНИ, из-за задержаний сотрудниками правоохранительных органов не состоялись мероприятия в Екатеринбурге, Челябинске и Тамбове.
Кроме того, сообщается о проведении марша в Архангельске, Благовещенске и Старом Осколе (Белгородская область). Однако подтверждения этой информации пока нет.
Таким образом, в 2010 году география «Русского марша» существенно расширилась: в 2008 году было охвачено около 20 городов, а в 2009 году – еще меньше. Явно выросла и суммарная численность участников, хотя здесь сложнее дать количественную оценку.