Преступления на почве ненависти в России (XI.06 - IV.07): краткий анализ, статистика, рекомендации

3 мая 2007 года в Берлине состоялся пятый раунд консультаций Россия-ЕС по правам человека (см. пресс-релизы российского МИД и Европейского Союза).

Центр "СОВА" принял участие в ставшей уже традиционной встрече, которую участвующие в консультациях европейские чиновники проводят накануне с представителями российских и международных НПО (российские дипломаты в этих встречах, к сожалению, отказываются участвовать). В этой встрече участвовали с российской стороны "Мемориал", Московская Хельсинкская группа, Центр развития демократии и прав человека, "Демос", "Гражданское содействие", Фонд защиты гласности и "СОВА". Со стороны ЕС были ответственные сотрудники МИДов Германии, Португалии (т.е. нынешнего и следующего председателей ЕС), органов ЕС, омбудсманы ряда западноевропейских стран. Представители российских НПО рассказали о тех проблемах, которые были ранее согласованы в качестве приоритетов нынешнего раунда консультаций, а также высказали свою позицию по недавним событиям в Таллине.

Центр "СОВА" представил нижеследующее краткое сообщение о преступлениях на почве ненависти в России и соответствующие рекомендации, а также сообщение и рекомендации по проблеме злоупотребления антиэкстремистским законодательством
.

В рассматриваемый период продолжается рост расистского и неонацистски мотивированного насилия, которое, увы, не в силах остановить правоохранительные органы, особенно в основных его центрах - в Москве и Санкт-Петербурге. За зиму 2006-07 гг. количество пострадавших возросло на 30 % по сравнению с предыдущей зимой. Всего за 2006 год известно 541 жертва таких атак, 55 из которых погибли (в 2005 году - 461 жертв, из которых 47 погибло). С начала нового года до 20 апреля мы знаем о 172 жертвах, из которых погибли 23. Совершенно очевидно, что рост преступности на почве ненависти ускоряется.

Было бы несправедливо утверждать, что российские правоохранительные органы не прилагают усилий для улучшения своей работы. Их деятельность заметно эффективнее, чем была несколько лет назад. Приговоров за такие преступления, вынесенные с учетом мотива ненависти, в 2005 году было 17, осуждено 56 человек, а в 2006 году - 33, и осуждено 109 человек; т.е. продолжилась тенденция роста приговоров почти вдвое за год. К 20 апреля в нынешнем году было вынесено уже 8 приговоров, осуждено 19 расистских преступников.

Правоохранительные органы даже улучшили противодействие пропаганде ненависти, что раньше казалось совершенно безнадежным. В 2006 году вынесено 17 таких приговоров против 20 человек (в 2005 году - 11 приговоров против 14 человек), а в нынешнем году к 20 апреля вынесено уже 5 приговоров.

Но, как мы видим, эти меры совершенно недостаточны, чтобы остановить рост преступлений на почве ненависти. Наблюдаемый, судя по нашим данным, риск наказания - 1 к 20. И этот риск, конечно, не может остановить агрессивного и сильно мотивированного расистской идеологией молодого человека. Очевидно, что противодействие преступлениям на почве ненависти не входит в число приоритетов в деятельности правоохранительной системы. Не существует до сих пор и системы обязательной регистрации подозрения на мотив ненависти, что позволяет в большинстве случаев избегать расследования преступления именно как преступлений на почве ненависти.

Большой проблемой остается низкое качество расследования. Ярким примером является совокупность дел в Санкт-Петербурге, связанных с т.н. бандой Боровикова. Хотя всем известно, что именно люди из этой группировки (она меняла название и состав, но ядро ее было постоянным) совершили множество нападений, включая наиболее известные расистские убийства, эти преступления плохо расследованы и члены группировки (Р.Мельник, члены "Mad crowd" и "Шульц-88") понесли непропорционально слабые наказания.

Нельзя сказать, что общество и власти Российской Федерации не уделяют внимания проблеме преступлений на почве ненависти. Общественные и государственные деятели, начиная с Президента, неоднократно резко выступали против этнической и религиозной ксенофобии. Но со второй половины 2006 года, со времени погромов в Кондопоге, можно было наблюдать активную и повсеместную экспансию этнонационализма как в общественную жизнь (к националистической риторике начали обращаться даже политики, которые считаются "либералами"), так и во внутриполитическую государственную практику, вылившись в антигрузинскую дискриминационную кампанию и в популистское постановление о запрете иностранцам (а в пропагандистском обеспечении "инородцам") торговать на российских рынках.

Помимо подобной манипуляции ксенофобными настроениями граждан, и постоянных попыток создать "управляемый национализм" (что само по себе способствует дальнейшей легитимации националистических идей) власти с одной стороны, недостаточно стимулируют правоохранительные органы к работе по противодействию противоправным проявлениям радикального национализма, а с другой - они ничего не могут противопоставить массовой этнической ксенофобии в публичном дискурсе.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Противодействии массовой этнической и религиозной ксенофобии, ее пропаганде и преступлениям на этой почве следует действовать на трех уровнях - образование, практика государственных органов, прямое противодействие преступлениям и правонарушениям.

Образование. Основой является реформа содержания образовательных программ, в которой центральным пунктом должно стать устранение этноцентристских теорий и интерпретаций из преподавания гуманитарных предметов.

Недискриминация. Дискриминация должна быть признана серьезной проблемой российского общества. Необходима последовательная политика, направленная на исключение дискриминационных практик во всех государственных учреждениях и, в первую очередь, в правоохранительных органах.

Следует незамедлительно инициировать разработку антидискриминационного законодательства с обязательным участием экспертов из правозащитных организаций. России необходимо ратифицировать антидискриминационные международные документы, в том числе 12-й Дополнительный протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий введение ответственности государственных служащих за дискриминацию.

Противодействие преступлениям на почве ненависти и пропаганде ненависти. Такое противодействие, в первую очередь - насильственным преступлениям, должно быть признано одним из приоритетов правоохранительной системы.

Требуется пересмотреть действующее законодательство, в особенности закон "О противодействии экстремистской деятельности". В частности, следует изменить дефиницию экстремистской деятельности в ст. 1 этого закона, определив ее по совокупности соответствующих статей УК РФ. Также важно внести мотив ненависти как квалифицирующий признак в ряд статей УК о насильственных преступлениях, в которых он сейчас отсутствует.

Должна быть введена практика регистрации подозрения на мотив ненависти, с тем чтобы обеспечить дальнейший контроль расследования таких дел.

Необходима выработка дополнительных рекомендаций для органов МВД, прокуратуры, судов по правоприменению в сфере преступлений на почве ненависти.

Необходимо наладить эффективный мониторинг проявлений ксенофобии по методике, согласованной профильными ведомствами, включая прокуратуру, МВД и Министерство культуры и массовых коммуникаций, и заинтересованными НПО. Мониторинг должен включать качественный сбор статистики по правоприменению в этой области (см. подробнее в предыдущих рекомендациях).

Ссылки на данную статью [1]