Новости по теме

Борис Дубин: В России сейчас нет конструктивного национализма

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

4 августа 2006 года "Московсские новости" опубликовали интервью с известным социологом Борисом Дубиным "Наше общество не способно держать само себя", в котором значительное внимание было уделено проблеме ксенофобии в современном российском обществе.

По мнению Б.Дубина, в общественном сознании существует огромная терминологическая, понятийная путаница, которая крайне затрудняет осмысление реальных проблем.

Во-первых, люди практически не разделяют доктринальную и бытовую ксенофобию. Уровень последней ("понаехали", "человеческого языка не понимают" и т.д.), по мнению социолога, свойственен, вероятно, всем, однако не он должен определять общественное поведение: "Важно, что над низовым уровнем надстроено и с чем простые люди - хочешь не хочешь - вынуждены считаться". Б.Дубин обращает внимание читателей на то. Что даже при распространенности бытовых ксенофобных настроений в тех же Европе и Америке "школ и университетов, где учатся одни только белые европейцы или американцы, давно уже нет. В основе западной культуры лежит идея разнообразия, множественности, которая и придает динамику. С одной стороны, именно эта идея стимулирует этническую и культурную множественность. С другой стороны, это разнообразие вынужденное, потому что целый ряд социальных мест уже не хотят занимать коренные жители, поэтому туда подтягивается всякий другой народ. В первом поколении человек будет мыть посуду в ресторане, но следующее поколение будет получать образование и бороться за место под солнцем, опережая многих, потому что ему нужно зарабатывать социальный капитал. Если у нас есть будущее, то оно именно такое. Надо к нему привыкать уже сейчас".

Во-вторых, в России принято "клишировать" проблему, определяя ее всем известным негативистским штампом, не задумываясь о смысловом наполнении термина. Так происходит с утверждениями о "фашизме в России". Фашизм - это тип политического режима, который определяется целым набором признаков. Единичное событие, каким бы страшным оно ни было, фашизмом не является. "Когда говорят о фашизации общества, имеют в виду комплекс превосходства - будь то расового, будь то идеологического. Этот комплекс обернут своей агрессивной стороной против любых других". В России комплекс исключитеьсти принял форму "Русской идеи", суть которой невозможно обнаружить, "но для всякого, кто ею клянется, она в данный момент есть. Предъявить ее никому невозможно, но только этим тайным знаком мы оказываемся объединенными".

В настоящее время в России "фашизм" - это пока еще удел "узких группировок, которые впрямую стилизуют свое поведение под фашистское". При этом, по мнению Б.Дубина у нас сейчас нет и того, "что строго можно определить как национализм. У нас точно нет национализма конструктивного, того национализма, на котором взошли в Европе национальные государства на протяжении XIX века". Конструктивный национализм Европы того времени был обусловлен процессами национального возрождения и поставленными им задачами национального строительства. Сейчас концепция национального государства XIX века (в том числе и этническая) устарела, требует пересмотра. Сейчас размывается даже понятие национальной культуры - ведь уже существует, например, множество литераторов, пишущих на 2-3 языках и сами себя переводящих. "Мы явно живем под созвездием постнационального, а это значит привязанность не к истории, земле и крови, а к политическим или религиозным институтам и т.д.".

Но для того, чтобы осознать, что сейчас происходит в стране, необходимо четко определять понятия и явления. Например, по мнению Б.Дубина, если говорить о фашизме и конструктивном национализме как о массовых явлениях, характеризующих социальные группы, которые находятся на подъеме, то этих явлений в России сейчас нет.

Но при этом надо понимать, что "с одной стороны, в России существует огромная бытовая ксенофобия(52% поддерживают лозунг "Россия для русских" и 60%не считают его фашистским), а с другой - попытки некоторых политиков использовать ксенофобные настроения, налепив на них наклейку национальных чувств и национального самоопределения. Национализм в России, во-первых, очень запоздалый, эта проблематика была пройдена в 70 - 80-е годы XIX века, во-вторых, номенклатурно-бюрократический. Определенные фракции бюрократии, которые ощущают себя недостаточно сильными, начинают нажимать на национальную тему. Они не имеют других идей и символов общего, поэтому реанимируется (симулируется) архаическая идея национальной принадлежности - к крови, земле, общему прошлому". В отличие, например, от той же Германии, которая ведет активную интеллектуальную работу по осмыслению собственного прошлого.

Диагноз, который ставит Б.Дубин современному российскому обществу - "фашизоидный синдром". "Фашизм как мировоззрение и система символов возникает и распространяется в специфических условиях", часть из которых уже сейчас наличествует в России: чрезвычайная атомизация общества, сопряженная с крайней зависимостью, но недоверием к власти индивида, мощная пропагандистская машина-телевидение ("Ни газеты, ни радио, ни интернет не делают погоды. Два канала телевидения и единичная фигура президента - вот что соединяет население сверху"). "Соединение раздробленности с зависимостью от власти и с готовностью апеллировать напрямую к воле вождя - это тот тип устройства общества, в котором могут возникать и, уж извините, как вонь, распространяться фашизоидные взгляды и настроения".

При этом Б.Дубин считает, что сценарий фашистского переворота, который сейчас довольно активно обсуждается, имеет право на существование, но вряд ли реален, просто потому что в нем нет необходимости: власть сейчас очень хорошо контролирует ситуацию.

Фактически, сейчас Россия больна. Болезнь ее не уникальна, но обладает рядом особенностей: "В нашем случае: громадный масштаб страны, чрезвычайная запущенность болезни, очень слабое социальное устройство". Мир знает много примеров излечения. Однако в России обнадеживающих симптомов, по мнению Б.Дубина, не так много. И, вероятно, одним из главным путей к исцелению является активная гражданская позиция людей: "Если рассчитывать на то, что все само собой как-то образуется, такая ситуация будет существовать веками".

Ссылки на данную статью [1]