Новости по теме

"Эхо Москвы" о толерантности в детской среде

24 октября 2004 г. в передаче "Родительское собрание" на "Эхе Москвы" обсуждались проблемы межнациональных отношений среди детей и подростков. Поводом к разговору стало письмо жительницы Москвы, возмущенной тем, что в детском саду "коренных жителей Москвы меньшинство. А те дети, которые из семьи приезжих, ведут себя агрессивно, плохо говорят по-русски, с совершенно другими привычками и обычаями" (ср. со статьями в "Комсомольской правде" ).

Участники программы журналист Сергей Бунтман, социолог Александр Музафаров,1-й секретарь посольства Швеции в РФ Кристина Юханнессон и программный директор Института толерантности Наталья Копелянская обсудили проблемы формирования толерантных установок в молодежной среде.

Александр Музафаров отметил, что исследования ксенофобных настроений в обществе показывают следующее. С одной стороны, общий, "теоретический" уровень толерантности в обществе достаточно высок. На это указывают результаты опросов, где в качестве людей, с которыми опрашиваемые "не хотели бы встречаться", "жить на одной лестничной клетке" и т.п. люди других национальностей стоят на предпоследнем месте. С другой стороны, на вопрос "с кем бы вы не хотели общаться на бытовом уровне?" "лица кавказской национальности" занимают лидирующую позицию. То есть теоретическое осознание того, что относиться с пренебрежением к людям иной национальности плохо вступает в противоречие с реальной бытовой ксенофобией.

При этом в определении понятия "национализм" молодежь гораздо активнее выбирает негативный, агрессивный контекст этого слова, нежели люди взрослые, "советское поколение". "Советское государство, - отметил А.Музафаров, - обладало худо-бедно национальной политикой. Не будем говорить, какой она была, хорошей или плохой, не важно, важно, что она была. Было учение о дружбе народов, о братстве народов. Не будем думать, насколько оно соответствовало действительности, это уже второй вопрос, важно, что было понимание национальной парадигмы, в рамках которой решалась проблема толерантности. В современной же России мы не видим на уровне парадигмы какой-то осмысленной национальной политики, как относится к другим национальностям" .

Таким образом, в первую очередь встает проблема формирования толерантных установок в детской, молодежной среде. Эта деятельность должна вестись в двух направлениях, отметила Наталья Копелянская. Во-первых, просвещение учителей, во-вторых, возможность рефлексии на уровне общения "подросток - учитель" и в самой подростковой среде. Рефлексия позволит найти конфликтные точки, избежать подспудного накопления агрессии.

Однако кроме "школьных проблем" существуют и другие. Например, воспитания в семье. Такое воспитание различно и , как правило, воспитание в русских семьях менее акцентировано на "национальном аспекте" нежели, например, в семьях татарских, азербайджанских и т.д. В результате при общении русский ребенок оказывается менее готов к диалогу, поскольку этот пласт его сознания оказывается не затронут. С другой стороны, люди, решившиеся на переезд, зачастую изначально настроены на оборону от негативного к себе отношения, от внешней агрессии. Это также затрудняет диалог.

При этом, если школа - институт открытый к публичному обсуждению, то семья - наоборот. И здесь, по мнению Н.Копелянской и К.Юханнессон наиболее продуктивен индивидуальный подход, работа с семейными психологами.

Еще одно направление работы - просветительское. Россия изначально складывалась как многонациональная империя, у нее наработан некий исторический опыт сосуществования различных народов. Активизация изучения и популяризации этого опыта - также один из путей формирования установок толерантного сознания.

Однако, по мнению участников дискуссии, первым шагом на пути к межнациональному миру в России должно стать признание существования проблемы межнациональных отношений как таковой.

Ссылки на данную статью [1]