Новости по теме

Краснодарская "программа толерантности" не выдерживает критики

В июне 2005 г. Новороссийский комитет по правам человека получил текст экспертного заключения на "Целевую программу гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год" (текст программы доступен на нашем сайте в формате Word), подготовленное в отделе социально-экономических и политических проблем южных регионов Южного научного центра Российской академии наук.

В числе экспертов - доктор философских наук, заведующий отделом социально-политических проблем Кавказа ЮНЦ РАН В.Авксентьев, доктор географических наук, заведующий лабораторией демографических и миграционных процессов проф. В.Белозеров, доктор философских наук, заведующая лабораторией политико-идеалогических исследований ЮНЦ РАН С.Иванова, доктор политических наук, профессор, заведующий сектором геополитики и анализа информации ЮНЦ РАН И.Добаев, заведующий лабораторией правовых исследований канд. юридических наук Л.Батиев, и.о. заведующего лабораторией этно-социальных исследований канд. социологических наук Т.Тарасова и другие сотрудники отдела.

По их мнению, при всей важности документа, он лишен конкретики и может рассматриваться лишь как первое приближение к теме. Нынешняя демографическая ситуация в крае такова, что миграция не покрывает естественную убыль населения, в связи с чем, необходима грамотная и действительно целевая программа и миграционная политика.

Между тем, программа не только не соответствует этому требованию, но отдельные ее положения ничего кроме недоумения вызвать не могут.

Эксперты отмечают, что хотя "в целом, положений противоречащих Конституции Российской Федерации и ее миграционной политике, в "Программе" нет, но отсутствует достаточная правовая база, которая обязательно должна учитываться при разработке". Например, в "Программе" нет даже упоминания о "О едином перечне коренных малочисленных народов", (утверждено Постановлением Правительства РФ, 24 марта 2000 г. № 255), картина этнодемографической ситуации в крае построена не на цифрах и научном анализе ситуации, а на эмоциях. В результате, в числе народов, которые по логике авторов программы, могут повлиять на этнодемографическую ситуацию в крае названы, в частности, армяне-хемшилы, численность которых по оценкам специалистов составляет от 600 до 1000 человек.

В экспертном заключении отмечается двойственность программы: общие призывы к гармонизации перемежаются утверждениями, которые могут быть истолкованы как ксенофобские; в содержательной части "Программы" практически не содержится глубоких теоретических оснований и подходов, в том числе касающихся теории этноса. Авторами употребляются понятия и термины, присущие официальным документам, но не научным исследованиям и т.д.

"Основной недостаток "Программы", - подводят итог авторы экспертного заключения, - отсутствие серьезного научного сопровождения, для такой деликатной сферы как этнополитика это недопустимо. На основании изложенного считаем, что "Программа" нуждается в коренной переработке с привлечением специалистов (этнополитологов, этносоциологов, правоведов, конфликтологов и представителей иных гуманитарных специальностей)" .

Комм. Напоминаем, что это не первое критическое заключение экспертов на данный документ . В апреле 2005 г. мы публиковали анализ программы, подготовленный общественными организациями Краснодарского края, а в июле - статью социолога Центра понтийско-кавказских исследований (г. Краснодар) Алексея Кочергина, посвященную проблеме использования языка вражды в официальных документах Краснодарского края, в которой, в частности, рассматривался и текст "Программы".

Тексты правовой и научной экспертиз размещены в разделе "Наши публикации"

Ссылки на данную статью [1]