Владимир Мукомель: "Ксенофобия не только прямое физическое насилие"

2 ноября 2004 г. портал "Правда.Ру" опубликовал интервью с главой Центра этнополитических и социальных исследований Института социологии Российской академии наук Владимиром Мукомелем, посвященное проблемам ксенофобии в России.

В.Мукомель, в частности указывает, что есть две группы иностранцев. В отношении которых провляется ксенофобия.

Первая, это "выходцы с Северного Кавказа, из Средней Азии и цыгане. Причем если еще можно объяснить неприятие приезжих с Кавказа лиц, занятых в сфере коммерции, то чем объяснить неприятие узбеков и таджиков, занимающихся в России самой черной работой, мне сказать сложно, в этом есть некий для меня парадокс".

Вторая группа - остальные этнические группы, отношение к которым сильно зависит от внешнеполитической конъюнктуры: "Вторжение Америки в Ирак, бомбардировки Югославии - вот это - что по человечески понятно - обостряет неприятие по отношению к Соединенным Штатам. Но заметим - летнее обострение отношений с Грузией, обсуждение проблем образования на русском языке в Латвии привело к моментальной реакции - неприятию грузин, латышей".

При этом, В.Мукомель отмечает, что рост ксенофобных настроений пагубно сказывается на имидже России в мире. Например, послы иностранных государств регулярно (и безрезультатно) вынуждены посещать Воронеж в связи с нападениями на иностранных студентов.

Одновременно внутренняя политика России свидетельствует о том,.что государство не заинтересовано в борьбе с ксенофобными проявлениями, несмотря на декларации на самом высоком государственном уровне. Например, с одной стороны, президент Путин заявляет о намерении бороться с этно-националистическими проявлениями, с другой - свернута федеральная программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Кроме того, правительство не демонстрирует и желания бороться с ксенофобией, оставляя безнаказанными действия и высказывания губернатора Краснодарского края А.Ткачева и не контролируя исполнение уголовного законодательства в сфере борьбы с экстремизмом: применение 282 ст. УК РФ до сих пор единично.

Кроме того, ксенофобия проявляется не только в прямом физическом насилии: "Часто она выливается в различные типы дискриминации. Это дискриминация на рынке трудоустройства и на рынке жилья. Кавказцам невероятно трудно устроиться на работу, допустим, в милицию. А если работодатель кавказец, то безработные не хотят к нему идти на работу. Мы анализировали частные объявления о сдаче, аренде квартир. В некоторых из них так прямо и говорится - "лиц кавказской национальности просим не беспокоиться"...

По мнению В.Мукомеля, "Для решения проблем нужны четыре фактора - законы, программа, инструменты ее исполнения, финансы. Программы и инструментов у правительства нет. Вопросами национальных культур занимается министерство культуры, но оно сужает национальную политику до ее фольклорной компоненты (см., например, заявление заместителя министра культуры Леонида Надирова - ред. ). Дни национальных культур - это хорошо, но это совсем не тот уровень решения проблемы".

"Если и есть сейчас какая-то национальная политика, то только на региональном уровне. Неблагополучны в этом отношении многие регионы центра России. А вот Самарская, Саратовская область, Пермская и Волгоградская области, Республика Коми, Удмуртия, Оренбуржье — явно благополучные регионы. Там программы национальной политики начали разрабатываться еще в начале 90-х, намного раньше, чем в федеральном центре. Создаются свои для каждого региона проекты. Это, например, конкурс "Этническая красавица" в Твери или 500-часовая программа обучения управленцев работе с национальными меньшинствами в Ставрополье. Для регионов, занимающихся подобными проектами характерна высокая транспарентность, прозрачность бюджетов. Пермская область использует и региональный, и федеральный, и окружной бюджеты, и все там на виду".

А вот Москва - регион очень неоднозначный, отражающий, как зеркало, федеральные тенденции. С одной стороны - есть городские программы по решению межэтнических проблем (хотя и крайне непрозрачные) , с другой - реальная политика: "проверки в гостиницах, инициатива московских законодателей, касающаяся принятия закона, ограничивающего приток населения с Кавказа".