Неправомерный антиэкстремизм в феврале 2020 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в феврале 2020 года.

Преследования за оппозиционные высказывания и злоупотребления в противодействии возбуждению ненависти

В феврале в Воронежской области прокуратура прекратила административное дело по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти или вражды) в отношении видеоблогера Павла Сычева по факту публикации ролика о митинге "Вернем себе право на выборы", состоявшемся в Москве 3 августа 2019 года. В ролике говорилось о насилии со стороны Росгвардии по отношению к демонстрантам, а также об отсутствии у силовиков опознавательных нагрудных знаков; Сычев резко характеризовал сотрудников правоохранительных органов, однако не призывал к насилию по отношению к ним. Лингвистическая экспертиза, проведенная в Воронежском региональном центре судебной экспертизы Минюста России, показала, что "сотрудники Росгвардии не являются социальной группой", а в ролике Сычева "отсутствуют лингвистические и психологические признаки унижения, возбуждения вражды". После этого дело прекратили.

В начале февраля стало известно, что в Вологодской области по ч. 4 ст. 20.1 КоАП (повторное распространение информации, выражающей неуважение к государству и обществу) был оштрафован на 50 тысяч рублей житель Верховажья Юрий Шадрин. Поводом для административного преследования, о котором стало известно в январе, послужил пост Шадрина во "ВКонтакте", в котором он сравнил Владимира Путина с Адольфом Гитлером и Иосифом Сталиным, заметив, что первый — "мелкая, по сравнению с этими монстрами, гадюка" и назвал президента нецензурным словом. В июне 2019 года Шадрин был оштрафован по ч. 3 ст. 20.1 КоАП – также за пост о Путине. Мы считаем санкции за неуважение к власти и обществу неоправданным ограничением права на свободу выражения мнения, близким по сути к антиэкстремистским нормам о публичных высказываниях.

Преследование за демонстрирование запрещенной символики

В феврале суды в двух случаях отменили санкции, ранее наложенные по ст. 20.3 КоАП о демонстрировании запрещенной символики за публикацию во «ВКонтакте» сатирических роликов со свастикой, основанных на мультфильме "Том и Джерри". В обоих роликах персонажи были помечены советской и нацистской символикой, но ни в одном из роликов нацизм не пропагандировался, поэтому, на наш взгляд, не было и повода пресекать их распространение и уж тем более наказывать за него. В Калининграде суд вернул в полицию для устранения недостатков дело Владислава Шенца, а в Курске районный суд отменил "из-за многочисленных нарушений" постановление комиссии по делам несовершеннолетних, которая в ноябре 2019 года оштрафовала на тысячу рублей по ст. 20.3 КоАП несовершеннолетнего Степана Л.

В феврале мы узнали и о трех новых случаях неправомерного привлечения к ответственности по ст. 20.3 КоАП.

Житель  Курской области Игорь Жидких еще в конце января был оштрафован на тысячу рублей за репост во "ВКонтакте" пародийного ролика "ИГИЛ и русский заложник" с в котором фигурирует флаг ИГИЛ, организации, которая запрещена в России как террористическая. В конце ролика "заложник" встает и уходит, извергая поток ругательств в адрес осуществляющих его "казнь". "Какую-то ересь снимаешь", – говорит он среди прочего. Очевидно, пропагандистских целей такой ролик не имел, поэтому, с нашей точки зрения, наказывать за его публикацию не следовало.

Денис Алексеев из Омска был оштрафован на ту же сумму за публикации во «ВКонтакте», среди которых были фотографии наклеек на автомобиль "Спасибо деду за победу!" и "Хотите, можем повторить!" с изображением человечков с серпом и молотом и  со свастикой вместо голов, фотография немецкого танка 1940-х годов, картинка с брелоком Coca-Сola в форме свастики. Общее содержание страницы Алексеева не свидетельствует о его симпатиях к нацизму. Напомним, что фигурирующие в деле наклейки и раньше становились поводом для санкций, на наш взгляд, безосновательных, поскольку нацизм они не пропагандируют.

В Москве на 10 суток была арестована глава московского отделения незарегистрированной партии "Другая Россия" Ольга Шалина, опубликовавшая в Instagram свою фотографию восьмилетней давности, на которой виден значок с изображением серпа и молота – символ запрещенной Национал-большевистской партии (НБП). НБП была признана экстремистской организацией в 2007 году, на наш взгляд, неправомерно, поэтому мы считаем необоснованным и привлечение Шалиной к административной ответственности.

Преследование религиозных организаций и верующих

Мусульмане

В начале февраля Центральный окружной военный суд вынес приговор десяти казанским сторонникам радикальной исламской партии "Хизб ут-Тахрир", которая признана в России террористической организацией, – Ильнару Зялилову, Руслану Габидуллину, Азату Гатауллину, Абдукахору Муминджанову, Сергею Держипильскому, Зульфату Сабирзянову, Комилю Матиеву, Фариду Крыеву, Рустему Салахутдинову и Ильназу Сафиуллину. В зависимости от роли каждого они обвинялись по ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации), ч. 2 ст. 205.5 УК (участии в ее деятельности), ч. 1 ст. 205.1 УК (склонение к террористической деятельности), ч. 1 ст. 205.2 УК (пропаганда терроризма) и ч. 2 ст. 205.2 УК (пропаганда терроризма в интернете) и были приговорены к срокам от 11 до 22 лет колонии строгого режима. Подсудимые не признали вину, заявив, что осуждают терроризм и никогда не призывали ни к свержению конституционного строя, ни к насильственному захвату власти.

В Екатеринбурге Центральный окружной военный суд вынес приговор жителю Казани Эдуарду Низамову. Следствие называло Низамова "лидером российского крыла" "Хизб ут-Тахрир". Он был признан виновным по ч. 1 ст. 205.1 УК, ч. 1 ст. 205.5 УК, а также в покушении на насильственный захват власти по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК и приговорен к 23 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима и взысканием в размере 200 тысяч рублей в пользу государства. Низамов не признал вину ни по одному из пунктов обвинения и намерен обжаловать приговор.

В середине месяца в Татарстане Центральный окружной военный суд признал Шамиля ​Галимова виновным по ч. 1 ст. 205.5 УК, а Ильмира Мотыгуллина – по ч. 2 ст. 205.5 УК. Галимов приговорен к 17 годам колонии строгого режима и штрафу в 20 тысяч рублей, а Мотыгуллин – к 13 годам колонии строгого режима. В УФСБ России по Татарстану утверждали, что они, помимо обычной партийной деятельности, "занимались пополнением боевых формирований «Хизб ут-Тахрир» на Ближнем Востоке", но нам неизвестно, на чем основаны эти обвинения.

Мы считаем, что преследование членов "Хизб ут-Тахрир" по "террористическим" статьям только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) неправомерно, поскольку эта партия не замечена в причастности к терроризму.

В середине февраля ФСБ России сообщила о задержании "трех главарей и четырех активных членов законспирированной ячейки" мирного движения исламских проповедников "Таблиги Джамаат", которое в России необоснованно признано экстремистским. Было возбуждено уголовное дело по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации и участие в ней). Шестеро подозреваемых были арестованы – это граждане Кыргызской Республики Айбек Мамажунусов, Мурзы Кушуев, Айбек Халматов, Асан Уулу, Артык Калбаев и Алтынбек Козонов.

В феврале в Оренбургский области​ на две тысячи рублей по ст. 20.29 КоАП (распространение экстремистских материалов) была оштрафована сотрудница одной из сельских библиотек Новосергиевского района. Поводом для возбуждения административного дела стало то, что в ходе проверки правоохранительные органы обнаружили в библиотеке книгу "Крепость мусульманина", сборник молитв на каждый день, который был признан экстремистским несмотря на то, что не содержит, с нашей точки зрения, никакой агрессивной риторики.

Свидетели Иеговы

В феврале было вынесено несколько приговоров за продолжение деятельности общин Свидетелей Иеговы и были возбуждены новые дела. Такие обвинения предъявляют верующим в связи с тем, что в апреле 2017 года Верховный суд России признал Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и 395 их местных религиозных организаций экстремистскими. Мы считаем, что это решение, повлекшее за собой массовое преследование верующих по ст. 282.2 УК, не имело законных оснований, и расцениваем его как проявление религиозной дискриминации.

В начале месяца в Хабаровске Железнодорожный районный суд признал Станислава Кима и Николая Полеводова виновными по ч. 2 ст. 282.2 УК и приговорил каждого из них к двум годам лишения свободы условно. При этом они остаются фигурантами другого уголовного дела – по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации).

В середине месяца в Камчатском крае Вилючинский городской суд признал супругов Михаилу и Елену Поповых виновными по ч. 2 ст. 282.2 УК и оштрафовал Михаила на 350 тысяч рублей, а Елену – на 300 тысяч.

Во второй половине февраля в Хабаровске Железнодорожный районный суд признал Евгения Аксенова виновным по ч. 2 ст. 282.2 УК и приговорил его к двум годам лишения свободы условно с ограничением свободы на полгода – за чтение Библии в переводе Свидетелей Иеговы во время религиозного собрания.

В начале месяца стало известно, что Камчатский краевой суд отменил решение Петропавловск-Камчатского городского суда, в декабре вернувшего в прокуратуру уголовное дело Сергея Леденева, которому предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282.2 УК. Дело вновь отправлено в городской суд для рассмотрения по существу.

Кроме того, в начале месяца поступили сообщения о том, что СУ СК России по Амурской области возбудило в отношении двух жителей региона уголовное дело по ч. 1.1 ст. 282.2 УК (склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации) в связи с вовлечением несовершеннолетних в деятельность общины.

В феврале новые уголовные дела по ч. 2 ст. 282.2 УК были возбуждены УФСБ России по ЕАО в Биробиджане. В начале месяца – в отношении Ирины Лохвицкой, Анны Лохвицкой, Татьяны Шольнер, Татьяны Загулиной, Анастасии Гузевой и Натальи Кригер, в середине февраля – против Андрея Губина и Олега Постникова. По версии следствия, они участвовали в продолжении деятельности местной организации, ликвидированной решением суда еще в 2016 году.

В Приморском крае подозреваемой по новому уголовному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 282.2 УК, стала 72-летняя жительница поселка Раздольный Людмила Шуть.

Массовые обыски были проведены у Свидетелей Иеговы в Забайкалье в рамках расследования уголовного дела по ч. 1 ст. 282.2 УК. Обыски прошли в Чите, городах Шилка и Хилок, поселках Карымское, Курорт-Дарасун и Первомайский – местах массовой ссылки Свидетелей Иеговы на спецпоселение в годы сталинских репрессий. Были задержаны Владимир Ермолаев, Сергей Кирилюк, Павел Мамалимов, Вадим Куценко. Свидетели Иеговы сообщили, что после задержания Вадима Куценко представители силовых структур в служебном автомобиле избивали его, душили и били электрическим током, связав ему руки наручниками и насильно закрыв глаза. По его словам, полицейские требовали от него признать вину и дать показания против единоверцев. Ермолаева суд отправил под домашний арест, а Кирилюк, Мамалимов и Куценко были освобождены по прошествии пяти суток с момента задержания, поскольку СК отозвал ходатайство об их аресте.

В Ставрополе сотрудники краевого ЦПЭ провели осмотр в квартире Дениса и Анны Машковых. У супругов была изъята техника, носители памяти, личные записи; по их словам, им были подброшены несколько публикаций, включенных в Федеральный список экстремистских материалов. Было ли возбуждено уголовное дело, неизвестно.

Продолжает поступать новая информация о применении пыток. В феврале Свидетели Иеговы сообщили, что сотрудники оренбургской колонии ИК-1 избили пятерых верующих из Саратова – Феликса Махаммадиева, Алексея Буденчука, Алексея Мирецкого, Геннадия Германа и Романа Гридасова – отправленных в Оренбургскую область отбывать наказание, после того, как им был утвержден обвинительный приговор. Сообщалось, что у Феликса Махаммадиева "сломано ребро, повреждено легкое и почка». При этом сотрудники колонии согласились вызвать ему скорую помощь только после того, как он подписал заявление о том, что «ударился в туалете". Официально во ФСИН по Оренбургской области информацию об избиении заключенных не подтвердили.