Нормотворчество
В начале декабря Народное собрание Республики Дагестан внесло в Госдуму законопроект с поправками к ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Согласно тексту законопроекта, предполагается лишать российского гражданства всех, кто участвует в военных действиях против российских войск или миротворцев, а также причастен к террористической или экстремистской деятельности, направленной против российских граждан, как за рубежом, так и внутри страны. Принятие такого закона дало бы властям поистине безграничное пространство для злоупотреблений на поприще борьбы с экстремизмом и терроризмом. Однако прежде чем его принять, придется внести изменения в Конституцию, которая гласит, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права сменить его.
В тот же день правительство России внесло на рассмотрение Госдумы проект поправок к федеральному закону "О средствах массовой информации". Законопроект предусматривает введение запрета на учреждение СМИ для лиц, которые отбывают наказание либо имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с нарушением законодательства о СМИ и о противодействии экстремистской деятельности. Отметим, что тяжкие и особо тяжкие преступления экстремистской направленности в любом случае входят в число преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. В случае принятия законопроекта в нынешнем виде в праве на свободу слова ущемлены будут осужденные за любые преступления экстремистской направленности, в то время как приговоры по соответствующим статьям нередко выносятся неправомерно. Ограничения коснутся в том числе и осужденных за экстремистские преступления средней и даже малой тяжести (ч. 1 ст. 282, ч. 2 ст. 282.1, ч. 2. ст. 282.2 УК). При этом эффективность поправки вызывает сомнения: лица, на которых распространится запрет на учреждение СМИ, по-прежнему смогут участвовать в работе СМИ, учрежденных кем-либо другим.
Кроме того, поправки позволяют Роскомнадзору отказывать в разрешении на распространение зарубежного периодического печатного издания или аннулировать такое разрешение, если это издание не соблюдает статью закона о злоупотреблении СМИ и антиэкстремистское законодательство в целом. При этом аннулирование происходит по результатам "мероприятий по контролю (надзору) … без взаимодействия с распространителем зарубежного периодического печатного издания" в установленном Роскомнадзором порядке. Таким образом, в проекте поправок не только не говорится о том, что разрешения должны аннулироваться судом, но и нет даже намеков на то, как именно Роскомнадзор будет выявлять нарушения антиэкстремистского законодательства. Это внушает опасения относительно возможности вынесения Роскомнадзором во внесудебном порядке неправомерных решений, существенно ограничивающих свободу слова.
Уголовное преследование
Во второй половине декабря Октябрьский районный суд Краснодара признал кубанскую активистку Дарью Полюдову виновной по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, совершенные с использованием сети Интернет) и чч. 1 и 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе совершенные с использованием сети Интернет) и приговорил ее к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Уголовное дело в отношении Полюдовой было возбуждено в августе 2014 года после попытки краснодарских активистов организовать "Марш за федерализацию Кубани". В сентябре того же года Полюдова была арестована и полгода провела под арестом, а в феврале 2015 года была выпущена под подписку о невыезде. Ей было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 280.1 УК за републикацию в соцсети "ВКонтакте" записи о том, что этнические украинцы на Кубани требуют присоединения к Украине, по ч. 1 ст. 280 УК за фото пикета с плакатом "Не война с Украиной, а революция в России", по ч. 2 ст. 280 УК за публикацию призыва выйти на площадь и свергнуть режим. Мы считаем, что уголовное преследование Полюдовой было частично неправомерно, частично непропорционально, а соответственно, неправомерен и вынесенный ей приговор.
В декабре крымскотатарский правозащитник из Ялты Эмир-Усеин Куку сообщил, что был вызван на допрос в связи с возбуждением против него уголовного дела по ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти). По словам Куку, в деле фигурируют как минимум 42 его публикаций в соцсети Facebook, включая репосты и комментарии, в том числе видео с обращениями к мусульманам Крыма на разных языках, сообщения о потерях вооруженных сил России в Сирии, высказывания лидера крымских татар Мустафы Джемилева о грядущих репрессиях, выступление Максима Шевченко в защиту мусульман, фотография дорожного указателя с надписью "РФ – уходи. Unutma, так было". К сожалению, мы не располагаем полным перечнем материалов из Facebook Куку, которые правоохранительные органы считают экстремистскими. В упомянутых активистом записях мы не видим признаков возбуждения ненависти по национальному признаку. Попытки толковать таким образом неприятие присоединения Крыма к России мы считаем безосновательными. Напомним также, что вопрос о присоединении полуострова, ясный с точки зрения российских законов, не столь ясен с точки зрения международного права, и, кроме того, люди, невольно ставшие жителями России, должны иметь право высказывать свою точку зрения на этот счет.
В середине месяца Мосгорсуд рассмотрел апелляционную жалобу руфера Владимира Подрезова и смягчил ему приговор с 2 лет 3 месяцев лишения свободы до 2 лет и 3 месяцев ограничения свободы. Подрезов был освобожден в зале суда. Подрезов ранее был признан виновным по ч. 2 ст. 213 и ч. 2 ст. 214 УК (хулиганство и вандализм по мотиву ненависти) по делу о вывешивании флага Украины и покраске звезды высотки на Котельнической набережной 20 августа 2014 года, четверо бейсджамперов, также обвинявшиеся по этому делу, были оправданы. Ответственность за акцию взял на себя украинский руфер Григорий Ушивец. Напомним, мы были не согласны с квалификацией этого дела: кто бы ни стоял за акцией, совершенно неясно, ненавистью к кому он мог руководствоваться, а кроме того, его действия стоило бы счесть мелким, а не грубым, нарушением общественного порядка и рассматривать как административное правонарушение по ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Во второй половине месяца в Симферополе правоохранительные органы провели обыск в доме родителей священника Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) отца Сергия. Как выяснилось, против него возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации). При обыске были изъяты, в частности, тетради с личными записями отца Сергия, его удостоверения члена партии "Народный рух Украины". Отец Сергий проживает на территории Украины, находящейся под контролем киевских властей. Мы считаем, что если преследование священника по ст. 282.2 УК связано только с его членством в "Народном рухе", то оно неправомерно, поскольку эта партия не входит в число организаций, ликвидированных либо запрещенных в России за экстремистскую деятельность.
В середине декабря как обвиняемый по ч. 1 ст. 282.2 УК в рамках расследования уголовного дела об организации деятельности запрещенной за экстремизм "Армии воли народа" (АВН) был арестован активист Инициативной группы по проведению референдума "За ответственную власть" (ИГПР "ЗОВ") Кирилл Барабаш. Юрия Мухина, Александра Соколова и Валерия Парфенова, а теперь и Кирилла Барабаша обвиняют в том, что они воссоздали АВН под новым названием, но с прежними целями и задачами. Напомним, после запрета АВН было создано движение ИГПР "ЗОВ" со схожей идеологией. Правоохранительные органы сочли, что оно продолжает деятельность АВН, и стали преследовать его активных участников. С нашей точки зрения, запрет АВН, организации сталинистско-националистического толка, неоднократно замеченной в ксенофобной пропаганде, был неправомерен, поскольку решение о признании движения экстремистским опиралось лишь на запрет листовки "Ты избрал — тебе судить!", призывавшей изменить Конституцию таким образом, чтобы ставить непопулярных чиновников вне закона. Запрет представляется необоснованным: призыв к проведению референдума об изменении Конституции не является противозаконным деянием, даже если предлагается внести изменения, противоречащие нынешней Конституции.
Отметим, что в конце месяца в Нижнем Новгороде было закрыто аналогичное дело против местного активиста Павла Бутко. Его обвиняли в организации деятельности АВН на том основании, что на сайте запрещенной организации его телефон был указан как контактный. По словам Бутко, следствие подозревало его в продолжении противоправной деятельности на основании существования группы "Нижегородцы за право народа судить власть", последняя запись в которой, относящаяся к АВН, была сделана в феврале 2011 года и информировала о ее запрете. Прокурор отказался подписывать обвинительное заключение по делу, не стал направлять его в суд и вернул дело следователю для устранения нарушений. В итоге дело было прекращено в связи с истечением сроков давности.
Советский районный суд Красноярска в середине декабря вынес приговор двум последователям мусульманского богослова Саида Нурси за продолжение деятельности запрещенного религиозного объединения "Нурджулар". Андрей Дедков был приговорен по ч. 1. ст. 282.2 УК к штрафу в размере 150 тысяч рублей. Алексей Кузьменко был оштрафован по ч. 2 ст. 282.2 УК на 100 тысяч рублей. Дедков был признан виновным в том, что распространял запрещенные книги Нурси и создал сеть мест для проведения религиозных уроков, а Кузьменко — в том, что в 2011-2014 годах участвовал в религиозных уроках и по поручению Дедкова сам проводил такие уроки, на которых читал и комментировал книги Нурси и давал их посетителям. Предыдущее аналогичное уголовное дело против Дедкова было прекращено. Напомним, мы считаем неправомерным как запрет книг турецкого богослова Саида Нурси, так и запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе: есть только отдельные последователи учения Нурси, которые сталкиваются с необоснованным преследованием.
В Новосибирске в начале месяца был арестован на два месяца имам Камиль Одилов, в его отношении возбуждено дело по ч. 1 ст. 282.2 УК. Другого новосибирца, Уралбека Карагузинова, задержали как подозреваемого по ч. 2 ст. 282.2 УК, но освободили по истечении 48-часового срока задержания. Одилову вменяют организацию работы "Нурджулар" в Новосибирске, а Карагузинова заподозрили в участии в деятельности запрещенного объединения. Кроме того, как сообщается, правоохранительные органы предполагают, что еще одним лидером ячейки является имам Ильхом Меражов, однако обладают информацией, что он находится в Турции. В ходе обысков у фигурантов дел изъяли более 400 книг, в том числе признанные экстремистскими. Напомним, в 2013 году имамы Духовного управления мусульман азиатской части России Одилов и Меражов уже были признаны виновными в организации деятельности экстремистской организации и приговорены к году лишения свободы условно. Преследование имамов было связано лишь с изучением ими книг Нурси.
В середине месяца стало известно, что жители Челябинска Салават Хабиров, Альфред Шаимов, Ринат Шамсутдинов, Орифджан Миров и Радик Кабиров обвиняются в сотрудничестве с запрещенной религиозной партией "Хизб ут-Тахрир". Им инкриминируются чч. 1, 2 ст. 282.2 УК, а также чч. 1, 2 ст. 205.5 УК (организация и участие в деятельности террористической организации) и ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК (приготовление к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти). По версии следствия, в 2013 году они организовали в Челябинске структурное подразделение "Хизб ут-Тахрир", руководителем которого стал Хабиров, проводили собрания, изучали литературу этой организации и вовлекали в нее новых людей. Для рассмотрения по существу уголовное дело передано в Московский окружной военный суд. Напомним, мы считаем неправомерным обвинение последователей "Хизб ут-Тахрир" в терроризме или в подготовке переворота только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т. п.).
В середине декабря стало известно о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК против 19-летнего студента омского университета путей сообщения. По версии следствия, студент разместил на своей странице в соцсети "экстремистские высказывания, направленные на унижение достоинства группы лиц, выделенных по религиозному признаку «православные»". Речь идет о комментарии к новости об отмене концерта Мэрилина Мэнсона в Омске в результате давления "православных активистов". Напомним, мы считаем, что унижение достоинства должно быть выведено из состава уголовных статей как деяние небольшой тяжести и включено в КоАП. Кроме того, с нашей точки зрения, крайне расплывчатое понятие социальной группы вообще не должно использоваться в законодательстве о противодействии экстремизму и, соответственно, в ст. 282 УК.
Тогда же стало известно о деле двух жителей Вятскополянского района Кировской области. Они подозреваются по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих). По данным следствия, в сентябре 2015 года они ночью приехали из города Сосновка в село Старая Малиновка и повесили на поклонный крест специально изготовленное чучело. Сделано это было, как полагает следствие, по предварительному сговору, в целях оскорбления чувств христиан. С нашей точки зрения, действия подозреваемых не представляли общественной опасности. Правомерным было бы квалифицировать их как административное правонарушение, но не как уголовное преступление.
Административное преследование
В декабре нам стало известно, что по ст. 20.29 КоАП за распространение неправомерно запрещенных материалов или хранение таковых с целью распространения было привлечено к ответственности шесть физических и два юридических лица. Среди них двое последователей Свидетелей Иеговы, которых обвинили в хранении и распространении запрещенных брошюр: житель Ставрополя был оштрафован на две тысячи рублей, а воронежец получил десять суток административного ареста.Напомним, мы считаем преследование Свидетелей Иеговы в России неправомерным и расцениваем его как религиозную дискриминацию. За распространение запрещенной мусульманской литературы были оштрафованы трое мусульман (это произошло еще в октябре-ноябре 2015 года, но стало известно нам в декабре): житель Перми был оштрафован на тысячу рублей за публикацию в соцсети "Вконтакте" фильма "Чудеса Корана", а двое заключенных исправительной колонии № 11 в Кирово-Чепецке — за распространение среди заключенных сборника молитв "Крепость мусульманина" и брошюры Саида Нурси "Тридцать три окна". В Хабаровске за торговлю неправомерно запрещенной книгой Ильи Фальковского и Александра Литого "Ударные отряды" против Путина" местная сеть книжных магазинов ООО "Мирс" была оштрафована на 100 тысяч рублей, а ее руководитель — на две тысячи. Также на 100 тысяч рублей был оштрафован челябинский оператор связи АО "ЭР-Телеком Холдинг": поводом послужило то, что с компьютеров школы, которую обслуживал данный оператор связи, был возможен доступ к запрещенным сайтам. Мы считаем, что на школьных компьютерах должны были быть установлены специальные фильтры, призванные ограничить доступ школьников к запрещенной информации, а кроме того, недосмотр оператора нельзя квалифицировать по статье, направленной против умышленного массового распространения экстремистских материалов.
В Шебалинском районе Республики Алтай была оштрафована на 20 тысяч рублей по ч. 2 ст. 6.17 КоАП (неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) Актельская основная общеобразовательная школа. Поводом послужило то, что с компьютеров в школьном кабинете информатики можно было зайти сайты экстремистского и порнографического содержания. Мы считаем, что школьный персонал не должен нести ответственность за неизбежно низкую эффективность программ контентной фильтрации.
Городской суд Петрозаводска в начале месяца приговорил карельского блогера и журналиста Вадима Штепу к административному аресту сроком на одни сутки по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики). Поводом послужило, то, что Штепа не выполнил предыдущее решение того же суда и не удалил со своих страниц в соцсети сделанную в Финляндии фотографию танка времен Второй мировой войны с символом hakaristi, напоминающим нацистскую свастику (который до сих пор используется финской армией), а также фотографию "визитки Яроша" и иллюстрированную публикацию, в которой он сравнивал исторический карельский флаг с флагом "Правого сектора". Фотография исторического памятника, каковым является танк времен Второй мировой, очевидно не может быть истолкована как пропаганда нацизма. Сомнительны, на наш взгляд, также пропагандистские цели публикации Штепой символики "Правого сектора". В конце заседания Штепа удалил оба своих аккаунта в соцсетях.
Запрет материалов за экстремизм
В декабре в Федеральный список экстремистских материалов было включено несколько пунктов, отражающих явно неправомерные запреты, вынесенные ранее российскими судами. Среди них оппозиционный новостной сайт "Экспресс – Камчатка on line" (п. 3167), два клипа, положенные на известную украинскую песню "Путин Ху..." (п. 3207), клип саратовской хип-хоп группы "Грибной дождик", высмеивающий неонацистов, несколько материалов за авторством архиепископа РПАЦ Андрея Маклакова (п. 3209). Кроме того, в декабре стало известно о запрете в Ямало-Ненецком округе трех аналитических статей об ИГИЛ, не оправдывающих его деятельность.