Неправомерный антиэкстремизм в августе 2013 года

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».
Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в августе 2013 года.

Уголовное преследование

В августе поступали сообщения, свидетельствующие об активизации преследования мусульман, изучающих труды турецкого богослова Саида Нурси. Напомним, мы считаем неправомерным как запрет книг Нурси, так и запрет несуществующего объединения "Нурджулар". Запрет фантомной организации служит поводом для предъявления людям, не замеченным ни в какой общественно опасной деятельности, безосновательных обвинений по ст. 282.2 УК (организация и участие в деятельности экстремистской организации)

В середине месяца Октябрьский районный суд Новосибирска отказал имамам Ильхому Меражову и Камилю Одилову в удовлетворении апелляционных жалоб на приговор мирового суда, вынесенный им в мае 2013 года по ч. 1 ст. 282.2 УК за то, что они якобы организовали деятельность ячейки "Нурджулар".

В конце августа мировой суд Санкт-Петербурга вынес приговор по той же статье Ширази Бекирову и приговорил его к 6 месяцам колонии-поселения за организацию религиозных собраний, на которых изучались труды Нурси.

В начале августа стало известно об обысках, проведенных у восьми мусульманок в Красноярске, в ходе которых были изъяты запрещенные книги Нурси, а в середине месяца было возбуждено уголовное дело по указанной выше статье против одной из женщин. Ее подозревают в организации "женской ячейки" объединения "Нурджулар", изучавшей сочинения Нурси и организовывавшей поездки женщин в медресе в Татарстане.

По той же ч. 1 ст. 282.2 УК было возбуждено уголовное дело в отношении жителя Ростовской области Исмаилова, которого аналогичным образом подозревают в том, что он организовывал у себя дома для граждан Азербайджана изучение запрещенных трудов Нурси.

По ч. 1 ст. 282.2 преследуют мусульман также за причастность к запрещенному религиозному объединению "Таблиги Джамаат", занимающемуся пропагандой ислама и не замеченному в каких-либо агрессивных проявлениях. Так, в начале августа мировой суд Канска приговорил Кабылбека Алыева к штрафу в размере 100 тысяч рублей. Алыева обвиняли в том, что он организовывал в крае деятельность объединения, проводил собрания с целью изучения религиозной литературы, в том числе признанных экстремистскими сочинений.

Пропаганда находящейся в России под запретом религиозно-политической партии "Хизб ут-Тахрир" имеет определенные признаки экстремизма (подробнее об этом можно прочесть здесь), и это дает основания для предъявления ее сторонникам обвинений по ст 282.2. Однако мы считаем неправомерными попытки обвинять их в планах захвата власти лишь на том основании, что "Хизб ут-Тахрир" выступает за создание в неопределенном будущем всемирного халифата. В конце августа УФСБ по Республике Башкортостан провело обыски в домах нескольких жителей Уфы в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 282.2 УК РФ. У девяти уфимцев были изъяты компьютеры и религиозная литература. Позднее четверым из них, ранее находившимся под подозрением в причастности к "Хизб ут-Тахрир", было предъявлено обвинение по ст. 278 УК (насильственный захват власти). Напомним, что в Челябинске продолжается суд на группой членов "Хизб ут-Тахрир" по аналогичному обвинению.

Последователям Свидетелей Иеговы пока удается избежать уголовного наказания по обвинению в экстремизме. Так, в начале августа Ахтубинская городская прокуратура уведомила Елену Григорьеву, что уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение религиозной ненависти) против нее закрыто, и она имеет право на реабилитацию. Григорьеву обвиняли в том, что она "публично распространяла среди жителей Ахтубинского района взгляды и убеждения, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, пропагандируя исключительность и превосходство проповедуемой "Свидетелями Иеговы" религии над другими религиями". В ее доме проводились обыски, затем ее вынудили уволиться с работы. Суд после проведения нескольких экспертиз вернул дело в прокуратуру, указав на серьезные нарушения в ходе следствия.

Как нам стало известно в начале августа, по той же ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) Следственным комитетом по Свердловской области было возбуждено уголовное дело по факту размещения публикаций в блоге пятидесятника из Асбеста Петра Ткалича. По всей видимости, поводом для преследования послужили два текста Ткалича, опубликованные еще в 2006 году. Оба они содержат критику патриарха РПЦ и установок современных православных, однако в них нет каких-либо призывов к противоправным действиям. Напомним, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" 2011 года, "критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды". У Ткалича были проведены обыски, изъятые материалы отправлены на экспертизу.

В середине августа обвинение по ч. 1 ст. 282 было предъявлено владельцу и одному из авторов сайта "Блогер51" Александру Серебрянникову. Сайт "Блогер51", посвященный социальным проблемам жителей Мурманской области, публикует материалы с критикой областных и муниципальных властей. По сообщению СКР, дело возбуждено по факту публикации материала, содержащего "высказывания, побуждающие к враждебным действиям в отношении группы лиц, объединенных по признаку отношения к религии". Речь идет об абзаце националистического содержания в посте, посвященном убийству в Москве бывшего главы представительства Мурманской области Адиль Назим оглы Махмудова. Серебряников утверждает, что абзац появился в тексте после взлома сайта; обнаружив вмешательство, редактор оперативно удалил чужой текст и переместил новость в архив. В случае оперативного удаления противоправной информации мы не видим необходимости в возбуждении уголовного дела.

В те же дни стало известно об уголовном деле по той же статье против редактора блога "Свободное слово Адыгеи" Василия Пурденко. У Пурденко был проведен обыск, в ходе которого изъяты документы, электронные носители информации и компьютер. Дело возбуждено по факту публикации статьи "Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно" в сентябре 2012 года. По словам редактора, автор материала – некий А. Иванов, однако следствие придерживается версии, что текст принадлежит перу самого Пурденко. Но вне зависимости от авторства мы считаем, что дело возбуждено неправомерно. Статья "Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно", написанная, безусловно, с националистических позиций, содержала критику политики местных властей – клановости, нарушения национального паритета и вообще ошибочной кадровой политики. Однако в материале не было призывов к насилию и других признаков возбуждения ненависти или вражды к адыгам.

В середине месяца Замоскворецкий районный суд Москвы признал антифашиста Игоря Харченко виновным по ч. 2 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное с применением предметов, использовавшихся в качестве оружия, организованной группой, по мотиву социальной ненависти) и ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и приговорил его к 3 годам и 6 месяцам колонии строгого режима. Наказание назначено с учетом отбытого заключения. Кроме того, по гражданскому иску суд постановил обязать Харченко выплатить потерпевшему в качестве компенсации 300 тысяч рублей.  Харченко обвиняли в нападении на ультраправых активистов Владлена Сумина и Владимира Жидоусова в июле 2010 года. Напомним, доводы защиты об имеющемся у Харченко алиби представляются нам убедительными, однако они не были приняты судом во внимание. Кроме того, мы выступаем против включения националистов в число социальных групп, защищаемых антиэкстремистским законодательством, поскольку они не являются уязвимой группой, нуждающейся в особой защите, и, шире, считаем правильным исключить неопределенное понятие "социальная группа" из состава антиэкстремистских статей.

Административное преследование

В первой трети августа Октябрьский районный суд Белгорода приговорил местного жителя по ст. 20.29 КоАП (распространение экстремистских материалов) к штрафу в тысячу рублей за публикацию в сети "ВКонтакте" запрещенной книги Эльмира Кулиева "На пути к Корану". Книга была запрещена в 2012 году двумя разными российскими судами - Куйбышевским судом Омска и Ленинским судом Оренбурга (в составе библиотеки из 68 изданий). С нашей точки зрения, запрет был безосновательным: книга не содержит никаких призывов к насильственным действиям, а запрещать религиозные сочинения лишь за то, что их авторы доказывают исключительность и превосходство собственной религии над другими, незаконно и бессмысленно. Соответственно, мы убеждены, что белгородец был оштрафован неправомерно.

Во второй половине месяца стало известно, что Куйбышевский районный суд Омска по той же статье оштрафовал Рустема Энверова на 1500 рублей за размещение в сети "ВКонтакте" лекции Халида Ясина "Чуждые", включенной в Федеральный список экстремистских материалов. Британский салафитский имам Ясин действительно противопоставляет в этой лекции исламскую религиозность искушениям современного мира и западной цивилизации, однако не проповедует насильственный путь разрешения конфликта. Поэтому запрет лекции и преследование за ее распространение мы также считаем неправомерными.

Запрет материалов за экстремизм и иные государственные действия

Во второй половине августа стало известно, что по заявлению прокуратуры Советского района Казани экстремистским был признан сборник рукописных книг лидера запрещенной общины файзрахманистов Файзрахмана Саттарова. Суд принял во внимание заключение лингво-психолого-религиоведческой судебной экспертизы, согласно которому тексты файзрахманистов, вошедшие в сборник, "направлены на формирование негативного восприятия представителей других религиозных групп и агрессивной модели поведения по отношению к ним". Как утверждали эксперты, "ряд приведенных трактовок религиозных норм, навязываемая форма создания и функционирования религиозной общины не соответствуют классическим понятиям ислама и являются специфическими для религиозной группы "Файзрахманисты""в представленных на исследование материалах содержатся высказывания, направленные на возбуждение розни между людьми по признаку их отношения к религии". Отметим, что "формирование негативного восприятия" кого-бы то ни было, равно как и несоответствие "классическим понятиям ислама" не входят в определение экстремистской деятельности в российском законодательстве. А на вопрос о том, содержатся ли в материалах высказывания, направленные на возбуждение розни, имеет право отвечать только суд. Что касается "агрессивной модели поведения", следует отметить, что община не была замечена ни в каких агрессивных действиях.

Во второй половине месяца прокуратура Санкт-Петербурга сообщила о предупреждениях, вынесенных руководству "Дома книги" и сети книжных магазинов "Буквоед" за продажу книги Йозефа Геббельса "Михаэль. Германская судьба в дневниковых записях". Вероятно, магазинам было вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона, что является мерой профилактического характера. Прокуратура также направила в Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поручение о проведении проверки на предмет нарушения закона "О противодействии экстремистской деятельности". Напомним, что согласно закону "О противодействии экстремистской деятельности", экстремистскими материалами признаются "труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы". Роман Геббельса, с нашей точки зрения, вполне подпадает под это определение. Однако это должен установить суд, а до тех пор вынесение предостережений за торговлю книгой Геббельса неправомерно. Кстати, прокуратура Москвы в конце августа обратилась в Басманный районный суд с иском о признании книги Геббельcа экстремистской.

В конце августа стало известно, что Роскомнадзор вынес предупреждение редакции и учредителю челябинского телеканала "Канал ТВ" за использование СМИ для осуществления экстремистской деятельности по факту "распространения вставки в выпуске новостей "Телефакт"" от 31 июля 2013 года. Напомним, в этот день выпуск новостей на канале был прерван, и в эфире несколько минут шел ролик, представлявший собой нарезку из документального фильма 2010 года "Россия: эпоха Путина" и сюжета грузинского русскоязычного телеканала ПИК о возвращении Путина на пост президента в 2012 году. С нашей точки зрения, предупреждение было вынесено каналу неправомерно. В ролике были перечислены события и явления в России эпохи правления Путина, обычно служащие основанием для его критики в оппозиционных кругах. Никаких перечисленных в законе признаков экстремизма этот материал не содержал.

В конце августа здание петербургского Музея власти на Невском проспекте было опечатано полицией "до окончания следственных действий" по подозрению в экстремизме. Картины, представленные на выставке "Правители", были описаны, четыре из них, принадлежащие кисти художника Константина Алтунина, были изъяты из музея и отправлены на экспертизу. Как заявляет администрация музея, все эти действия полиция провела без составления соответствующих документов. Полицейские сочли необходимым проверить картины "Радужный Милонов" с изображением депутата на фоне флага ЛГБТ, "Травести" с изображением Путина и Медведева в женском нижнем белье, "От исповеди" с изображением патриарха Кирилла в наколках и "Эротические сны депутата Мизулиной". Полиция считает, что они содержат "оскорбительные изображения политиков, изображения откровенно порнографического характера, изображения, разжигающие религиозную рознь и оскорбляющие чувства верующих". Ознакомившись с репродукциями изображений, изъятых полицией, мы не обнаружили в них признаков экстремизма, хотя, как и многие произведения актуального искусства, эти работы могут оскорблять чьи-то чувства. Отметим также, что для проведения исследования на предмет экстремизма нет необходимости в изъятии картин, для этого вполне достаточно фотографий.