Март 2011. Неправомерный экстремизм: обзор за месяц

В марте 2011 года сохранились прежние тенденции в области неправомерного применения антиэкстремистского законодательства. Было вынесено не менее двух неправомерных приговоров по уголовным делам, один - по административному делу, два материала были признаны экстремистскими в результате неправильных судебных решений.

Уголовное преследование

В Кемерово мировой судья судебного участка №1 Рудничного района признал двух местных жителей виновными в публичных призывах к экстремистской деятельности (ч.1 ст. 280 УК РФ) и приговорил их к 8 месяцам лишения свободы в колонии-поселении за расклейку листовок под заголовком "Твой автомобиль тебе не принадлежит". По сообщению прокуратуры, листовки формировали "непримиримое негативное отношение" к государству, чиновникам, работникам МВД и ФСБ как к социальным группам.

14 марта в Тюмени закончился громкий процесс по делу общественного активиста Андрея Кутузова: он был приговорен к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года за распространение листовок с призывами к насильственным действиям в отношении сотрудников милиции (ч.1 ст.280 УК РФ - публичные призывы к экстремистской деятельности). Сторона защиты представила весьма убедительные доказательства фальсификации улик, что было оставлено судом без внимания.

Кроме того, два приговора были отменены.

Коллегия Верховного суда Бурятии в связи с процессуальными нарушениями отменила приговор активисткам Надежде Низовкиной и Татьяне Стецуре, вынесенный ранее Советским районным судом Улан-Уде и направила дело на новое рассмотрение. Активистки обвинялись в возбуждении социальной ненависти к сотрудникам правоохранительных органов и к военным (ч.1 ст.282 - возбуждение социальной ненависти - УК РФ) и были приговорены к штрафу.

Бабушкинский районный суд Москвы за истечением срока давности отменил приговор активисту "Другой России" Николаю Авдюшенкову, вынесенный ранее мировым судом участка № 323 Москвы (Авдюшенков был признан виновным в участии в деятельности экстремистской организации - ч.2 ст. 282.2 УК РФ - за расклейку листовок нацболов.)

Нам известно о возбуждении трех неправомерных дел по уголовным статьям в марте - в Москве, Нижнем Новгороде и Калининграде, особенное внимание мы хотели бы обратить на два последних.

Дело в Нижнем Новгороде обращает на себя внимание своим размахом: 12 человек были задержаны по обвинению в участии в запрещенной за экстремизм религиозной организации "Нурджулар", запрет которой мы не считаем правомерным. Кроме того, в рамках дела по ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) были проведены обыски.

В Калининграде же было возбуждено дело по ч.1 ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти и унижение достоинства по признаку отношения к религии с использованием СМИ) в отношении издателя и учредителя газеты "Тридевятый регион" Бориса Образцова. Поводом стал комментарий Образцова к статье об инициативах религиозных деятелей, в частности протоиерея Всеволода Чаплина, касающихся внешнего вида россиянок. На наш взгляд, здесь не было повода для возбуждения дела, так как комментарий, хоть и оскорбительный ("Религия - это сочетание лохов, которых разводят, и подонков, стоящих во главе любой религиозной организации") - не имеет признаков возбуждения ненависти. Унижение достоинства, тоже входящее в состав ст.282 тут, вероятно, можно усмотреть, но оно явно не имеет общественной опасности - этого обязательного признака любого уголовного преступления.

Административное преследование

В марте 2011 года было неправомерно возбуждено одно административное дело и вынесен один приговор по административному правонарушению.

В Перми местный житель Роман Хозеев был обвинен по ст. 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов) за то, что несколько лет назад оставил на форуме комментарий с цитатой и ссылкой на Гитлера. По нашему мнению, цитирование не должно рассматриваться как распространение материалов, иначе невозможна дискуссия на многие исторические и более актуальные политические темы. Нельзя считать распространением и ссылку на книгу Гитлера (не считаем же мы распространением книги, например, указание на то, что эта книга есть в Исторической библиотеке).

В Твери Центральный районный суд оставил без изменения вынесенный ранее приговор местной жительнице по ст. 20.29 КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) за распространение запрещенных материалов Свидетелей Иеговы.

Признание материалов экстремистскими

В марте стало известно о том, что в январе 2011 года Миякинский районный суд Башкирии удовлетворил очередной иск районного прокурора Амира Ахметова и признал экстремистским материалом очередной труд, уже считающийся экстремистским на основании ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". На этот раз целью их крестового похода была избрана книга Йозефа Геббельса "Дневники 1945 года. Последние записи". Об этом стало известно 16 марта 2011 года из очередного обновления Федерального списка экстремистских материалов, который на конец марта составляет уже более 800 пунктов.

Еще два иска были поданы в марте, но пока не рассмотрены судами. В Петропавловске-Камчатском прокуратура хочет запретить ряд фильмов о Третьем Рейхе, как минимум часть из которых - хроника и исторические фильмы, не являющиеся пропагандой нацизма. В Москве хотят запретить целый сетевой дневник из-за одной фразы автора, в которой можно лишь с натяжкой усмотреть признаки экстремизма (абсурд дополняется еще и тем, что к настоящему времени дневник был и вовсе удален).

Кроме того, в марте нам стало известно о том, что в конце февраля 2011 года основатель сетевой библиотеки lib.ru Максим Мошков сообщил, что он удаляет сайт "Самиздат" с домена www.zhurnal.lib.ru, так как ему не удалось разрешить проблему запрета всего сайта за экстремизм в 2009 году из-за материалов некоего Виктора Дунаева: экстремизм был найден только в его произведениях, однако Череповецкий городской суд указал в качестве адреса весь домен. На сайте было более 56000 авторских литературных разделов и около 800000 произведений.

Нормотворчество

1 марта вступил в силу ФЗ "О полиции", принятый Государственной Думой 28 января 2011 г. и одобренный Советом Федерации 2 февраля. Как оказалось, в п.12 ч.1 ст.13 Закона (О правах полиции) есть потенциал для неправомерного применения: теперь полиция может вносить руководителям и должностным лицам представления, обязательные для исполнения (тогда как раньше категории обязательности в законе не было). Ранее большинство провайдеров предпочитали не закрывать без решения суда доступ к сайтам, на которых размещены запрещенные материалы, а теперь они будут обязаны это сделать по первому же распоряжению полиции, даже в том случае, если экстремизм не будет подтвержден судебным решением.