По версии полковника Юрия Захаренко, обвиняемого в том числе по ст. 282.3 УК, он не знал, что финансировал Фонд борьбы с коррупцией после того, как эта организация была признана экстремистской.
13 января 2026 года в Московский гарнизонный военный суд поступило уголовное дело сотрудников управления службы войск и безопасности военной службы Минобороны полковника Юрия Захаренко и подполковника Михаила Баранова. Первое заседание по существу, назначенное на 29 января, было отложено из-за болезни одного из адвокатов. Захаренко обвиняют по п. «б» ч. 2 ст. 285 и ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование экстремизма), Баранова — по п. «б» ч. 2 ст. 285 и ч. 6 ст. 290 УК.
Обвинение Захаренко по ч. 1 ст. 282.3 УК связано с тем, что в 2021–2022 годах, после признания Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) экстремистской организацией, с банковской карты полковника семь раз списались донаты ФБК по тысяче рублей каждый.
Захаренко утверждает, что после запрета ФБК он решил убедиться, что у него нет подписок на перечисление этой организации средств, и направил ФБК запрос об этом по электронной почте. В ответ он получил письмо со ссылкой. По словам Захаренко, он подумал, что ссылка ведет на «сервис проверки подписок», после чего перешел по ней и ввел данные карты, «с которой мог ранее совершать пожертвования». «После подтверждения ввода реквизитов связь с ресурсом пропала, повторно открыть упомянутую ссылку у меня не получилось, я не придал этому случаю большого значения», — утверждает Захаренко. По его словам, о том, что в течение семи месяцев после этого с его карты автоматически списывались пожертвования ФБК, он не догадывался, тем более что назначение платежей каждый раз менялось.
Прочие обвинения связаны с предполагаемыми нарушениями со стороны Захаренко и Баранова при закупке комплекса средств охраны комнат хранения оружия, а также получением Барановым взятки от представителя коммерческой организации. Подсудимые отрицают эти обвинения.
Захаренко и Баранов были задержаны в конце января 2025 года, суд избрал им меру пресечения в виде домашнего ареста.
ФБК, Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабы Навального были признаны экстремистскими организациями 9 июня 2021 года — на наш взгляд, без достаточных на то оснований. 4 августа того же года решение утвердила апелляционная инстанция, оно вступило в законную силу. Поскольку мы считаем неправомерным этот запрет структур Навального как экстремистских, мы относим к неправомерным и обвинения в финансировании экстремистской деятельности за пожертвования им.




