Новости по теме

В суд передали дело видеоблогера из Геленджика Вадима Харченко

Его обвиняют по четырем статьям Уголовного кодекса.

1 февраля 2024 года Геленджикский городской суд приступил к рассмотрению уголовного дела против местного видеоблогера Вадима Харченко. Его обвиняют по трем эпизодам по ч. 1 ст. 280.3 УК (повторная дискредитация использования российских вооруженных сил), четырем эпизодам по ч. 5 ст. 128.1 УК (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления), а также по ч. 1 ст. 148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих) и ч. 2 ст. 280 УК (призывы к экстремизму, совершенные в интернете).

Об уголовном преследовании Харченко стало известно 20 февраля 2023 года — тогда в вину видеоблогеру вменяли один эпизод по ч. 1 ст. 280.3 УК из-за видео «Херсон сдан? Кто виноват? Российские войска покидают Херсон. Шойгу Суровикин Стремоусов Сальдо», опубликованном в ноябре того же года на YouTube-канале Харченко «Личное мнение». В качестве меры пресечения жителю Геленджика избрали домашний арест.

Позднее к делу блогера добавились обвинения и по другим статьям, а также новые эпизоды по ст. 280.3 УК. Что конкретно стало поводом для новых обвинений, неизвестно. С самого Харченко и его адвоката следствие взяло подписку о неразглашении.

В 2022 году блогера привлекали к ответственности по административной статье о дискредитации использования вооруженных сил России (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП): 29 апреля Геленджикский городской суд оштрафовал его на 30 тысяч рублей за видео на канале «Личное мнение», в котором Харченко выражал несогласие с проведением спецоперации на территории Украины.

В январе 2023 года Минюст России внес Харченко в реестр иностранных агентов. А еще в 2019 году один из видеороликов блогера под названием «Казаки — враги России» был признан экстремистским материалом.

Мы ознакомились с содержанием одного из роликов, из-за которых против Харченко возбудили дело по ч. 1 ст. 280.3 УК. В видеозаписи не было призывов к насилию, блогер лишь критиковал ход проведения спецоперации на территории Украины и анализировал причины проблем в российских вооруженных силах. Напомним, с нашей точки зрения, введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Поэтому преследование по соответствующим статьям (ст. 20.3.3 КоАП и 280.3 УК) за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, мы считаем неправомерным.

Что касается обвинения по ч. 1 ст. 148 УК, то, с нашей точки зрения, неопределенное понятие «оскорбление религиозных чувств верующих», введенное в состав ст. 148 УК, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. Мы не знаем, какие высказывания Харченко послужили поводом для уголовного преследования. Однако в случаях, когда те или иные высказывания возбуждают ненависть к последователям какого-либо вероисповедания, такие действия можно квалифицировать по ст. 20.3.1 КоАП. В противном случае правоохранительным органам вообще не следовало возбуждать дело. 

Поскольку мы не знаем, что стало поводом для уголовного дела по ст. 280 УК, оценить правомерность преследования по этой статье мы не можем. Подробнее о нашей позиции в отношении практики правоприменения по ст. 280 УК см. здесь.