Новости по теме

В Магасе по 282-й статье судят оппозиционера

В Ингушетии проходит суд над оппозиционным активистом Мусой Абадиевым, которого обвиняют в возбуждении ненависти к социальной группе представителей власти.


В середине февраля 2014 года стало известно об идущем в Магасском районном суде Республики Ингушетия процессе над оппозиционным общественным активистом Мусой Абадиевым, которого обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека по принадлежности к социальной группе).

11 февраля 2014 года Абадиев отказался от государственного адвоката и ходатайствовал о переносе дела для поисков защитника. Заседание суда 19 февраля было отложено по просьбе адвоката. Следующее слушание дела перенесено на 3 марта 2014 года.

По версии следствия, в начале 2013 года Абадиев опубликовал в своем блоге статью, написанную вскоре после гибели члена общественного движения "Мехк-Кхел" Султан-Гирея Хашагульгова (который был убит в результате спецоперации), и в этой статье допустил "некорректные высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении определенной социальной группы лиц". 

Сам оппозиционер сообщает, что первоначально дело против него было возбуждено по ст. 319 УК (оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), а затем переквалифицировано на ст. 282.

Абадиев признает, что использовал в статье некорректные формулировки, которые затем "перечеркнул". Инкриминируемая ему запись в "Живом журнале" доступна для просмотра, в зачеркнутом виде. По нашему мнению, в этом тексте отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК. Максимум, что можно в нем обнаружить, - претензии к моральному облику русских "патриотов" (так в тексте; причем они противопоставлены "цвету русского народа"), сформулированные не вполне толерантно, призывы к русскому народу принять ислам, а также инвективы в адрес Владимира Путина.

Социальная же группа "представители власти" в тексте не упомянута. Напомним, мы считаем, что представители власти не являются социальной группой, защищаемой антиэкстремистским законодательством. Кроме того, Постановление Верховного суда РФ от 28 июля 2011 года говорит, что "критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц".