Новости по теме

Вынесено предупреждение дагестанской газете "Черновик"

8 июля 2008 года прокурор республики Дагестан Игорь Ткачев вынес главному редактору общественно-политического еженедельника "Черновик" предостережение о недопустимости экстремистской деятельности. Поводом послужила статья "Террористы номер один", опубликованная в газете 4 июля 2008 года.

Текст предостережения вызывает очень большие сомнения в его правомерности (и напротив, стоит отметить сам факт публикации предостережения газетой; нередко СМИ даже предупреждения в свой адрес не печатают в полном объеме).

Во-первых, "изъятые из смыслового контекста положения Корана, содержащие призывы :рубить головы неверующим;, а также несоответствующие действительности высказывания о якобы имевших место запретах чтения русского перевода Корана". Но прокуратура сама вырывает из контекста эту цитату: в статье она приводится как иллюстрация того, чем, по предположению автора, руководствуются кавказские сепаратисты, и ни в коей мере не выглядит призывом. Высказывание же о запретах на чтение русского перевода Корана, даже если не соответствует действительности, не является экстремистским.

Во-вторых, "Публикация экстремистских высказываний лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористической направленности, утверждения о том, что молодежь всего Северного Кавказа выходит на путь вооруженного сопротивления действующей в России власти, свидетельствует о позиции редакции, оправдывающей лиц, избравших в качестве смысла жизни совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и мирного населения, дискредитирует органы власти Республики Дагестан и Российской Федерации". Видимо, идет речь о цитате, приведенной в конце текста, принадлежащей Раппани Халилову, в которой мы не нашли признаков экстремизма. Даже его утверждение, что власти Дагестана заботятся только о личном благополучии и ради него готовы на все, включая "убийство собственного народа", не может считаться экстремистским по закону, так как то, в чем он обвиняет власти (пусть даже несправедливо), не подпадает под определение экстремизма. Утверждение же, что кавказская молодежь встает на путь вооруженного сопротивления, является лишь констатацией факта, а не оправданием. Авторы статьи приводят несколько возможный причин этого факта, в числе которых и неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в отношении гражданских лиц, но не оправдывают его. Наконец, дискредитация органов власти вообще не является не преступлением, равно как и цитирование экстремистов и террористов само по себе.

В-третьих, прокуратура усмотрела в статье "высказывания, прямо оскорбляющие честь и достоинство государственных деятелей и руководителей правоохранительных органов", что вообще не имеет отношения к антиэкстремистскому законодательству.

И наконец, в-четвертых, "Тиражирование в газете высказываний уничтоженного руководителя бандформирования Раппани Халилова, придание действующему на территории Республики Дагестан преступному сообществу статуса хорошо организованной политической силы героизирует лиц, совершивших преступления террористической направленности, и направлено на формирование в сознании читателей вывода о необходимости насильственного изменения конституционного строя России". О высказывании Рипанни Халилова мы писали выше, а утверждение, что террористическое подполье является организованной политической силой, не является прямым призывом к насильственному изменению основ конституционного строя, а следовательно не подпадает под определение экстремизма.

Конечно, приведение относительно больших цитат лидеров боевиков без должного комментария - спорная практика с точки зрения журналистской этики. И наверное, прокурор мог именно в этой связи предостеречь редакцию от возможных нарушений закона в будущем, если ему показалось, что тон статьи выдает симпатию к боевикам. Тем более, что предостережение, в отличие от предупреждения, не влечет в дальнейшем санкций в отношении редакции. Тогда речь шла бы именно о профилактической работе прокуратуры.
Но, к сожалению, прокурор не ограничился именно этой претензией, и давление не редакцию не ограничилось этим предостережением.



Главный редактор газеты "Черновик" Надира Исаева 18 июля обжаловала предостережение в суде.

В 2007 году газете выносилось аналогичное предупреждение от Россвязьохранкультуры за за публикацию материалов рубрики "[доска объ]" (видимо, имеется в виду "Доска объявлений" - ред.) в N 19 (166) от 11.05.2007 г.. К сожалению, нам не известны подробности, а на сайте газеты в архиве номеров нам не удалось обнаружить материала с таким названием.

В сообщении Генеральной прокуратуры от 6 августа упоминается также: "Управлением Россвязьохранкультуры по Республике Дагестан в редакцию газеты "Черновик" направлено предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации". Видимо, это Управление вынесло предупреждение по тому же материалу, по которому прокуратура предостережение, хотя, возможно, и по более широкому кругу материалов.

Ссылки на данную статью [4]