Новости по теме

"Настойка на коте" и "верующие в трансцендентного бобра": еврейскую общину Красноярска оскорбила сатирическая сказка

​11 июня 2013 года стало известно о преследовании, которому подвергаются красноярские поэты и журналисты Артур Матвеев и Василий Прокушев, авторы сатирической абсурдистской "народно-поэтической сказки" "Жид-Вампир" (написанной по образцу сказки "Про Федота-стрельца") и снятого по ней видеоспектакля.

В местное отделение ФСБ обратился с жалобой руководитель одной из красноярских еврейских общин Юрий Лившиц и призвал к возбуждению уголовного дела по ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), поскольку усмотрел в сказке антисемитизм (прежде всего в названии). Кроме того, Лившиц потребовал от авторов удалить видео с YouTube и принести официальные извинения от лица всей съемочной группы.

По заказу ФСБ специалисты из Красноярского педагогического университета провели лингвистическо-смысловое исследование, в котором пришли к выводу, что авторы, по их собственным словам, "унизили почти всех живых существ в границах РФ". Так, по мнению экспертов, фраза "ладно заходи в избу, только поклонись грибу — говорят, что Магдалина его клала за губу" возбуждает ненависть к христианам, "помню в древни времена из волшебного бревна выгрызал Жида-Вампира сам рогатый Сатана" оскорбляет евреев, а "идолам буряты мажут губы кровью христиан" — бурят.

Впоследствии ФСБ передала материалы в Главное следственное управление Следственного комитета по Красноярскому краю. Проводится доследственная проверка, СК заказал повторную экспертизу произведения. Авторы были вызваны в СК для объяснений.

Матвеев и Прокушев удалили видео с YouTube, однако отрицают любые обвинения в нетолерантности и отказываются приносить извинения кому бы то ни было. "В фильме мы высмеивали стереотипы, ксенофобию, нетолерантное отношение к окружающим. Это художественная поэтическая сказка о затерянной в лесах деревне, населенной клиническими идиотами. Все персонажи, естественно, вымышленные. В окрестных рощах живет существо, называемое окружающими шизофрениками Жидом-Вампиром. Как его зовут на самом деле и не выдумали ли его сами жители точно сказать нельзя. Существо не имеет национальности, веры, социальной группы, так как было придумано год назад и существует исключительно в произведении. Существо живет несколько тысяч лет, его периодически деактивируют с помощью волшебного весла, а воскресает оно вблизи ананасового творога, – объясняют они. – …в этой пьесе изначально нет никакого антисемитизма… Поэтому никакой пропаганды здесь … нет и быть не может. Это разбор неведомого фольклорного зла с точки зрения бытовых стереотипов и с точки зрения страхов, которые в нашем обществе постоянно ютятся. Это абсурдная, как мы надеемся, комедия".

Матвеев и Прокушев добавляют также, что если довести ситуацию до абсурда, то в их произведении обнаруживаются и "разжигание ненависти между социальными группами "люди с чувством юмора" и "люди без чувства юмора"; ... "Вот настойка на коте, щас коты пошли не те" унижает социальную группу "любители котов и прочих няшек"; "Жид восстанет если съесть там ананасовый творог" унижает людей по гурманистическому признаку; ... а "Да пребудут с вами зубы трансцендентного бобра" носит явный религиозный характер и разжигает рознь между социальными группами "люди, верующие в трансцендентного бобра" и "люди, презирающие трансцендентного бобра".

Мы имели возможность ознакомиться со сказкой и можем лишь присоединиться к точке зрения авторов. Разумеется, это произведение "неполиткорректно" и содержит нецензурные выражения, однако авторы маркировали его символами "18+" и снабдили предупреждением "Категорически не рекомендуется смотреть людям без чувства юмора". Это сатирическое произведение, высмеивающее распространенные в обществе стереотипы, по нашему мнению, не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 282 УК.