В Госдуму внесены очередные законопроекты, ужесточающие миграционное законодательство и условия работы неграждан в России.
25 июня 2025 года в Госдуму были внесены поправки к закону о гражданстве, расширяющие перечень оснований для лишения приобретенного гражданства. Законопроект подписали 350 депутатов.
Как указано в пояснительной записке, «прекращение приобретенного гражданства РФ вследствие совершения преступлений экстремистской направленности и террористического характера» является одной из мер по совершенствованию миграционного законодательства, которое было анонсировано в утвержденной президентом Стратегии противодействия экстремизму в РФ. Авторы также подчеркнули, что законопроект поддержан Управлением президента по обеспечению конституционных прав граждан, МВД и МИДом.
«Учитывая, что такие преступления, как изнасилование и публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности уже сегодня влекут прекращение гражданства, — говорится в записке, — законопроектом также предлагается дополнить перечень однородными по характеру и степени общественной опасности преступлениями, совершение которых будет влечь прекращение гражданства». Таким образом депутаты стремились включить в перечень преступления, подпадающие под статьи УК, которые по разным причинам не были учтены в законе о гражданстве, подписанном в апреле 2023 года. Не все эти нормы, за исключением изнасилования, в реальности имеют отношение к экстремизму и терроризму, речь идет скорее о преступлениях против государственной безопасности.
Законопроект предлагает лишать приобретенного гражданства осужденных за преступления по:
- ч. 1 ст. 205.2 УК (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, пропаганда или оправдание терроризма);
- ст. 282.4 УК (неоднократное демонстрирование символики);
- ст. 276.1 УК (оказание помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности России);
- ст. 280.4 УК (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства);
- чч. 4-5 ст. 274.1 УК (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации);
- ст. 275.1 УК (сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией против безопасности нашей страны);
- ст. 284.3 УК (оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов);
- ч. 3-5 ст. 132 УК (насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних либо повлекшие тяжкие последствия).
Отметим также, что 24 июня в парламент был внесен законопроект о дополнении перечня обстоятельств, отягчающих вину при совершении уголовного преступления: Сергей Миронов, Яна Лантратова и еще несколько депутатов от КПРФ предложили ввести в соответствующую ст. 63 УК п. «ф» о причинении «тяжкого или средней тяжести вреда здоровью иностранным гражданином или лицом без гражданства в отношении гражданина Российской Федерации».
В тот же день в Госдуму депутатами от КПРФ был представлен законопроект, существенно ограничивающий возможности трудоустройства для неграждан, а днем раньше — инициатива ЛДПР по ужесточению условий получения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В свою очередь, зампред комитета по госстроительству и законодательству, депутат фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева предложила обязать всех несовершеннолетних детей мигрантов посещать российские школы. На следующий день глава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев горячо поддержал идею Авксентьевой высылать из России семьи мигрантов, дети которых не ходят в школу, указав, что «скопления неприкаянных детей и подростков» на улицах угрожают стать «серьезным криминогенным фактором». При этом в связи с ужесточением правил приема в школы детей иностранных граждан к обязательному тестированию на знание русского языка при поступлении в мае не допустили 81 % желающих, а сдать его смогли только несколько десятков детей.
Отметим, что в ходе публичного обсуждения инициатив по ужесточению правовового регулирования положения и ограничению прав мигрантов в России презюмируется и подчеркивается, что присутствие мигрантов в стране порождает значительный рост преступности, хотя этот тезис не подкрепляется реальными статистическими данными. Все это создает почву для роста ксенофобных настроений, представляющих прямую опасность для многонационального российского общества.




