Новости по теме

Президент утвердил новую Стратегию противодействия экстремизму

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Президент подписал указ об утверждении новой Стратегии противодействия экстремизму в России.

28 декабря 2024 года Владимир Путин подписал указ № 1124 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации». При этом утратил силу президентский указ № 344 от 29 мая 2020 года об утверждении предыдущей стратегии.

Проект указа об утверждении новой стратегии МВД России разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 22 июля 2024 года. В целом, перед подписанием он подвергся редактированию: некоторые формулировки были смягчены, некоторые положения были убраны, другие добавлены, но в целом никаких значительных изменений не произошло. В то же время от предыдущей стратегии новая отличается существенно.

Так, в новой стратегии, призванной учесть особенности политической обстановки и законодательные изменения последних лет, трансформации были подвергнуты некоторые основные понятия.

Определения понятий «радикализм», «идеология насилия», «экстремистская идеология» остались такими же, как в предыдущей стратегии. А вот в определении «проявлений экстремизма», к которым отнесены противоправные действия по мотивам ненависти или вражды, теперь указано, что имеются в виду мотивы «политической, идеологической, расовой, языковой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы или представителей органов публичной власти». Отметим, что мотив ненависти или вражды к представителям власти в предыдущем варианте стратегии отдельно не оговаривался. К экстремистским проявлениям были отнесены и противоправные действия, «направленные на умышленное искажение истории, реабилитацию нацизма», а также «иные публичные действия, направленные на разжигание ненависти».

Список основных понятий пополнился «ксенофобией» и «русофобией». Ксенофобия определяется как «проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении определенных социальных групп и общностей людей, а также к их отдельным представителям», а русофобия — как «неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, русскому языку и культуре, традициям и истории России, выражающееся в том числе в агрессивных настроениях и действиях политических сил и их отдельных представителей, а также в дискриминационных действиях властей недружественных государств в отношении России».

В стратегию включено и определение «финансирования экстремистской деятельности»: под ним подразумевается «оказание финансовых услуг либо предоставление или сбор денежных (в наличной или безналичной форме) или материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования экстремистской организации или экстремистского сообщества, подготовки или совершения хотя бы одного преступления экстремистской направленности либо для финансирования или материального обеспечения лица в целях совершения им такого преступления».

Упоминая среди субъектов противодействия экстремизму органы местного самоуправления, авторы стратегии оговаривают для них и возможность привлечения к этой борьбе «институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций и физических лиц».

В главе об основных источниках угроз экстремизма в современной России наиболее опасным проявлением экстремизма назван терроризм, «представляющий глобальную угрозу международному миру и безопасности», впрочем к таким проявлениям, как и в предыдущей редакции стратегии, отнесено разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Авторы документа подробнее, чем раньше описывают разнообразные внешние угрозы. По их мнению, «некоторые государства используют экстремистские и террористические организации в качестве средства для ведения гибридных войн против внешнеполитических противников и достижения своекорыстных геополитических целей, в том числе за счет вмешательства во внутренние дела других государств в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в этих государствах, нарушения их территориальной целостности или развязывания в них гражданских войн, инициирования "цветных революций", а также для создания обстановки "контролируемого хаоса" в отдельных регионах мира». Под внешними угрозами России подразумевается прежде всего «поддержка, стимулирование и финансирование» экстремистской деятельности «недружественными государствами и негосударственными образованиями», которые для дестабилизации обстановки в России и нарушения ее территориальной целостности используют самые разные средства, причем отмечается «повышение активности участия» в такой деятельности иностранных и международных неправительственных организаций. Недружественные государства и объединения поддерживают «противоправные посягательства на культурно-историческое наследие Российской Федерации», способствуют «фальсификации мировой истории», пересмотру взглядов на роль и место России в ней, в том числе проводят политику по «фальсификации роли СССР во Второй мировой войне и преуменьшению его вклада в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией», «возрождению идей нацизма и фашизма, активизации идей реваншизма, героизации нацистов и их пособников», содействию «опасному росту экстремистского и террористического потенциала преступных группировок, разделяющих человеконенавистническую идеологию нацизма и неонацизма».

Украинский кризис, по мнению авторов стратегии, используется недружественными государствами для развязывания гибридных войн против России и «разжигания агрессивных русофобских настроений в мире».

Одной из ключевых задач названа «ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины», а также «предотвращение проникновения на российскую территорию представителей иностранных и международных экстремистских и неонацистских сообществ», поскольку они «поощряют преступные действия, включая диверсионно-террористические акты в отношении гражданских объектов и физических лиц на территории России, путем вовлечения в эти преступления российских граждан».

Описывая внутренние угрозы, авторы стратегии подробнее останавливаются на угрозах межэтническому и межрелигиозному миру в стране и ее территориальной целостности. Деятельность экстремистских организаций, по их мнению, в частности, направлена на «инспирирование сепаратистских проявлений в отдельных субъектах Российской Федерации на почве межнациональных (межэтнических) конфликтов, обусловленных их историческими и социально-экономическими особенностями и способных привести к дезинтеграции государства и нарушению единства российского общества». Такие организации, говорится в стратегии, «распространяют идеи "деколонизации" России, содействуют проникновению представителей деструктивных сил в органы государственной власти и местного самоуправления в целях проведения политики, способствующей реализации сепаратистских идей».

Подробнее, чем раньше, говорится о негативном влиянии на межэтнические и межрелигиозные отношения «неблагоприятной ситуации в отдельных субъектах и населенных пунктах» с «противоправной деятельностью мигрантов», которая «нарушает исторически сложившийся межрелигиозный баланс в ущерб безопасности российского государства»; трудовые мигранты, утверждается в документе, «вовлекаются в деятельность экстремистских и террористических организаций, сами активно распространяют радикальные идеи», участвуют в несогласованных с органами исполнительной власти публичных мероприятиях.

Заметно расширился перечень задач государственной политики разных направлений в сфере противодействия экстремизму и мер по ее реализации.

В области законодательной деятельности новой задачей стало «совершенствование механизмов противодействия противоправной и антироссийской деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, в том числе признанных нежелательными на территории Российской Федерации».

В сфере правоохранительной деятельности прописана реализация мер, направленных «на профилактику и противодействие распространению экстремизма, неонацизма и украинского национализма», при этом особое внимание должно быть уделено «территориям новых субъектов Российской Федерации». Предполагается также «осуществление учета лиц, выехавших за пределы Российской Федерации для участия в экстремистских организациях, а также для прохождения обучения в иностранных центрах недружественных государств, в деятельности которых имеются признаки экстремизма».

В области государственной национальной политики оговаривается мониторинг «деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, подконтрольных им российских некоммерческих организаций в целях противодействия их деструктивной деятельности на территории Российской Федерации», выявление и пресечение «инспирирования “цветных революций”», мониторинг межнациональных (межэтнических) и территориальных конфликтов, «приводящих к сепаратистским проявлениям на соответствующих территориях».

Значительно вырос перечень мер, которые предполагается осуществить в области государственной миграционной политики. С одной стороны, речь идет об ужесточении условий пребывания иностранцев в России: о «совершенствовании миграционного законодательства, в том числе в части повышения требований к кандидатам на приобретение вида на жительство и гражданства», «повышении эффективности мероприятий по использованию механизма признания нежелательности пребывания» иностранцев и лиц без гражданства на территории России, «принятие мер, направленных на прекращение приобретенного гражданства» «за совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера». Из тезиса о необходимости информационного освещения миграционной политики выпало упоминание «противодействия распространению в информационном пространстве вызывающих в обществе ненависть и вражду ложных сведений о миграционных процессах». С другой стороны, в документе прописаны разнообразные профилактические меры по пресечению распространения экстремистской идеологии в среде мигрантов, а также «развитие программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан (испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами) в Российской Федерации и их интеграции в общество, привлечение к реализации и финансированию этих программ работодателей», «обеспечение изучения мигрантами и членами их семей, включая детей, русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации». Кроме того, в стратегии упоминается некий разрабатываемый механизм трудоустройства жителей российских «регионов-доноров» рабочей силы на территории регионов-реципиентов, в которых существует недостаток рабочей силы, а развитие экономики «осуществляется за счет привлечения иностранных работников»: при внедрении этого механизма также должна проводиться профилактика экстремистских проявлений.

В список мер, которые следует принимать в области государственной информационной политики, авторы стратегии добавили «создание единой базы данных с целью предиктивной аналитики явлений экстремизма», с данными из интернета «об активности, публикациях экстремистского характера в онлайн-среде», «проведение научных исследований, направленных на разработку и внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность по мониторингу, в том числе путем потокового анализа, деанонимизации участников экстремистской деятельности» в интернете, а также «внедрение российских технологий для обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки». Предполагается использовать интернет для «создания негативных социальных установок в обществе в отношении участников экстремистских организаций путем сбора и опубликования информации в отношении последствий их насильственных действий», и размещения агитационно-пропагандистских и повышающих правовую грамотность материалов, направленных на противодействие идеологии экстремизма, созданных объединенными усилиями «общественных, негосударственных, некоммерческих, религиозных, научных организаций».

В сфере молодежной политики предполагается стимулировать «проведение научных исследований, направленных на установление исторических фактов и социальных закономерностей возникновения и развития радикальных (в том числе экстремистских) течений, описание в научных целях процессов распространения и пропаганды экстремистских и иных деструктивных взглядов и идей», «повышение навыков реагирования на деструктивное поведение подростков», «целенаправленную работу учителей и психологов по формированию здорового психологического климата в учебном коллективе с обеспечением достаточного уровня социализации всех учащихся», а также разработку и реализацию «индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения обучающихся “группы риска”». Предлагается широкий спектр профилактических мероприятий для «обучающихся образовательных организаций, подверженных влиянию экстремистской идеологии, и членов их семей» «с привлечением к указанной работе представителей религиозных, общественных и спортивных организаций». Авторы документы считают, что подростков нужно больше занимать в свободное от учебы время. Помимо спортивных мероприятий предполагается проводить лагеря школьного актива и профильные студенческие лагеря «с участием представителей отрядов охраны правопорядка», а также привлекать молодежь к «благоустройству воинских захоронений, мемориалов, памятников и обелисков воинской славы», к оказанию социальной помощи ветеранам Великой Отечественной, войн в Афганистане, Сирии, СВО «и других военных конфликтов», а также к помощи семьям погибших военных, к «шефству над лицами, нуждающимися в реабилитационной и паллиативной помощи». Кроме того, в стратегии значится введение в образовательную деятельность «в целях патриотического воспитания подростков и молодежи» «единого курса истории России, объективно освещающего и оценивающего наиболее значимые события, связанные со становлением и развитием нашей страны как государства, а также раскрывающего внешние и внутренние угрозы существованию России в разные исторические периоды».

В области государственной культурной политики обозначены такие меры как привлечение институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в рамках грантовых программ, «к участию в работе по недопущению (минимизации) экстремистских проявлений путем осуществления поддержки творческих проектов, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности», а также оказание господдержки созданию художественных произведений, направленных против вовлечения граждан в деятельность «деструктивных организаций». Специальные меры в области культуры должны быть направлены на «противодействие пропаганде идей фашизма и неонацизма» и особенно «деятельности украинских радикальных структур» путем распространения соответствующих информационных материалов, «раскрывающих их преступную сущность», а также на «гармоничную социокультурную интеграцию в российское общество» присоединенных территорий и переселенцев с этих территорий, «в целях предотвращения ухудшения общественно-политической обстановки».

В области международного сотрудничества предполагается «организация взаимодействия по вопросам противодействия экстремизму и терроризму в рамках» ООН, БРИКС, СНГ, ОДКБ, ШОС, АСЕАН «и других межгосударственных объединений и международных организаций, перспективных для международного сотрудничества при активном участии России». При этом оговаривается «недопущение двойных стандартов в области противодействия экстремизму и использования профильного международного сотрудничества в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей, в том числе для навязывания псевдоуниверсальных подходов на данном направлении». России следует продвигать политико-дипломатические и иные меры по противодействию «использованию террористических и экстремистских группировок в качестве инструмента геополитики и вмешательства во внутренние дела других государств, подрыва их безопасности», «возрождению нацизма, неонацизму, их героизации, а также применению неонацистских подходов во внешней и внутренней политике ряда государств», «зарубежному вмешательству во внутренние дела Российской Федерации, в том числе направленному на дестабилизацию общественно-политической обстановки, провоцирование радикализации населения и роста экстремистских и террористических проявлений». В частности, предполагается принять меры, направленные на «корректировку образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, расположенными в странах Закавказья и Центрально-Азиатского региона, в части недопущения распространения идеологии русофобии, экстремизма, терроризма и национализма». В планах как содействие «принятию компетентными органами государств-членов ШOC мер по совершенствованию механизмов практической реализации» Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, так и подготовка и подписание с «заинтересованными иностранными государствами» новых международных актов в этой сфере. Авторы стратегии также заявляют о необходимости «совершенствования межведомственного приграничного сотрудничества с дружественными государствами».

В документе перечислены основные результаты реализации предыдущей стратегии, охватывавшей 2014–2025 годы. К ним, среди прочего отнесены: «расширение перечня и конкретизация деяний, связанных с экстремизмом»; «усиление административной и уголовной ответственности за проявления экстремизма, а в некоторых случаях ее смягчение», установление ответственности за финансирование экстремистской деятельности, посягательство на территориальную целостность России, дискредитацию использования вооруженных сил России и распространение заведомо ложной информации об их использовании, призывы к введению санкций в отношении России, а также введение запрета на публичное демонстрирование экстремистской атрибутики или символики.

Утверждается, что «принятыми мерами удалось переломить тенденцию увеличения количества ежегодно регистрируемых преступлений экстремистской направленности». При этом, как указывают авторы документа, «за последние 10 лет правоохранительными органами выявлено почти 12 тысяч таких преступлений»: к уголовной ответственности привлечено около девяти тысяч лиц, в судебном порядке запрещена деятельность более 70 экстремистских организаций, «функционирование свыше 170 иностранных структур признано нежелательным», больше трех тысяч «материалов радикального характера признаны экстремистскими».

Среди практических действий, осуществленных внутри страны, упоминаются комплексные меры, в том числе связанные с СВО, по снижению уровня экстремистских угроз и недопущению «совершения экстремистских акций и иных противоправных деяний со стороны мигрантов, в том числе выехавших с Украины».

К достижениям на международной арене отнесено принятие конвенции ШОС по противодействию экстремизму.

Упомянуто и проведение мероприятий по «ограничению и пресечению антироссийской деятельности иностранных неправительственных и международных организаций», а также «ликвидации каналов финансирования экстремистской деятельности со стороны международных организаций и фондов, поддерживающих так называемых перспективных носителей протестного потенциала и реализацию в России сценариев "цветных революций"».

В соответствии с общими идеями был расширен перечень целевых показателей для новой стратегии: вместо четырех их стало 14, среди них показатели борьбы с распространением разнообразного контента в интернете и профилактики экстремизма, число организаций, признанных нежелательными, число выявленных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, число правонарушений и преступлений экстремистской направленности совершенных иностранцами, «снижение уровня активности носителей внешних и внутренних экстремистских угроз, степени их влияния на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в Российской Федерации, в отдельных ее субъектах и населенных пунктах (по годам)» и др.

В документе оговорено, что положения стратегии «являются основой для разработки и корректировки соответствующих государственных, ведомственных и региональных программ и планов, которые обязательны для выполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления».