Новости по теме

Росфинмониторинг хочет обеспечить для себя, МВД и ФСБ право временной внесудебной блокировки электронных финансовых операций

Обнародован законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний".

11 октября 2021 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован разработанный Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом) проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний".

Законопроект предусматривает наделение руководителей ФСБ, МВД и Росфинмониторинга, а также их заместителей и отдельных руководителей территориальных органов ФСБ и МВД полномочиями по срочной внесудебной блокировке денежных переводов с карт и электронных кошельков при наличии сведений о том, что они используются для " финансирования экстремистской деятельности, в том числе массовых беспорядков экстремистской направленности,финансирования деятельности, направленной на организацию и (или) проведение публичных мероприятий с нарушением установленного порядка, что может привести к массовым беспорядкам, погромам, поджогам, нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, иным аналогичным негативным последствиям", и для незаконного оборота наркотиков. Решения правоохранителей о блокировке таких операций должны оперативно доводиться до сведения банков.

Законопроект оговаривает, что такие решения могут приниматься только в нетерпящих отлагательства случаях и при условии, что сведения о соответствующих финансовых операциях являются "достаточными, предварительно подтвержденными и задокументированными". Кроме того, внесудебная блокировка должна быть временной – на 10 дней, по прошествии которых решение об ограничении финансовых операций должен вынести суд.

При вынесении решения о блокировке средств ФСБ, МВД или Росфинмониторинг должны в обязательном порядке в течение 24 часов уведомить о нем Генпрокурора, его заместителя или иного подчиненного ему соответствующего прокурора. Генпрокуратуру предполагается уполномочить опротестовывать эти решения; срок рассмотрения протеста должен составить 48 часов.

Законопроект предусматривает назначение судом ежемесячной выплаты для обеспечения жизнедеятельности людей, финансовые операции которых будут заблокированы и членов их семей. В документе указано, что решения судов о блокировке переводов не будут распространяться на транзакции, которые совершаются с целью оплата труда, налогов, сборов, штрафов, оплаты коммунальных платежей и т.п.

Опираясь, в частности, на данные статистики за 2019 и 2020 годы о количестве зарегистрированных преступлений по статьям УК 205.1 (содействие террористической деятельности), 212 (массовые беспорядки), 212.1 (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), 282.3 (финансирование экстремистской деятельности), 228.1 и 228.4 (незаконное производство, сбыт и пересылка наркотиков), 229.1 (контрабанда наркотиков), разработчики законопроекта предполагают, что правоохранители будут выносить около 17 решений о срочной блокировке финансовых операций в день по всей России, а в неделю – около 120.

В аналитической записке к законопроекту говорится, что необходимость введения механизма срочной внесудебной блокировки электронных финансовых операций связана с тем, что для совершения перечисленных преступлений часто используются счета или электронные кошельки, открытые на небольшой промежуток времени на подставных лиц или без прохождения идентификации клиента, что делает неэффективным их первоначальную блокировку "путем получения судебного решения".

Расширение полномочий правоохранительных органов за счет полномочий судов неизменно вызывает у нас сомнения, поскольку повышает риск злоупотреблений и в целом противоречит основополагающему для демократического общества принципу разделения властей.

Ссылки на данную статью [2]