Новости по теме

Законопроект о штрафах для площадок, "цензурирующих" российские СМИ, принят в третьем чтении

Закон об ограничении доступа к интернет-площадкам за цензурирование российских СМИ дополняется штрафными санкциями.

10 февраля 2021 года Госдума приняла в третьем чтении поправки в КоАП, устанавливающие ответственность за различные нарушения, связанные с "суверенным интернетом".

Днем ранее законопроект был принят во втором чтении, к которому в него была добавлена, в частности, новая ст. 19.7.10-3 КоАП. По ней к ответственности будут привлекать владельцев информационных ресурсов, "причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", которые не исполнили предупреждение о необходимости снятия ограничений на распространение информации. Речь идет о площадках, таких как Twitter, Facebook, YouTube, которые будут уличены в "цензурировании" общественно значимой информации Генпрокуратурой по согласованию с МИДом – в соответствии с принятым в конце 2020 года законом.

Штраф для граждан по ч. 1 этой статьи будет составлять от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц – от 200 до 400 тысяч, для юрлиц – от 600 тысячи до 1 миллиона рублей. По ч. 2 за повторное неисполнение подобного требования граждан будут штрафовать на сумму от 200 до 300 тысяч рублей, на должностных лиц – от 500 до 700 тысяч, юридических лиц – от 1,5 до 3 миллионов рублей.

Отметим, что согласно принятому ранее закону, Роскомнадзор будет ограничивать доступ – полностью или частично (то есть замедлять трафик) – к ресурсу, не исполнившему требования Генпрокуратуры, используя механизмы "суверенного интернета".

Мы опасаемся, что использование подобного механизма ограничения доступа к целым ресурсам, в том числе крупным соцсетям и видеохостингам, может привести к необоснованным и непропорциональным ограничениям свободы слова. Отметим, что подобным недостатком обладают и уже существующие механизмы блокировок, на их несоответствие требованиям Европейской конвенции о правах человека и произвольное применение уже неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Ссылки на данную статью [2]