Новости по теме

ГД приняла во втором чтении законопроект о "санкциях" против "цензурирующих" российские СМИ площадок

Принят во втором чтении законопроект, позволяющий ограничивать доступ к таким площадкам, как YouTube, Facebook и Twitter за цензурирование российских СМИ.


22 декабря 2020 года Госдума приняла во втором чтении законопроект, внесенный группой из шести депутатом во главе с Александром Хинштейном и сенатором Алексеем Пушковым. Он позволяет блокировать интернет-ресурсы, с точки зрения властей, необоснованно ограничивающие распространение материалов российских СМИ. Первое чтение прошло 9 декабря, третье назначено на 23 декабря.

Законопроект предусматривает дополнение закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" статьей о признании владельца информационного ресурса, который используют российские граждане и юрлица, причастным к нарушениям прав человека, если он ограничивает распространение общественно значимой информации в России "по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства и работы, отношения к религии и (или) в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц", либо ограничивает право граждан России свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Решение о наделении владельца ресурса таким статусом, по мысли авторов законопроекта, должен принимать генпрокурор России или его заместители по согласованию с МИДом. Принятое решение должно передаваться в Роскомнадзор для принятия мер к самому информационному ресурсу. Роскомнадзор должен в течение суток внести владельца ресурса в отдельный перечень, после чего направить ему предупреждение. Если владелец устраняет нарушения, он должен уведомить Роскомнадзор, а тот – переслать уведомление в генпрокуратуру или его заместителю, который вместе с МИДом решает, отменить или нет введенные "санкции".

Если же в указанные в предупреждении сроки владелец ресурса не выполняет требования российских властей, Роскомнадзор ограничивает доступ к этому ресурсу полностью или частично, применяя технические средства, указанные в п. 5.1 ст. 46 закона "О связи" (т. н. закон о "суверенном интернете"). Под частичным ограничением в данном случае может пониматься замедление трафика.

Первоначально механизм введения ограничений Роскомнадзором предлагалось описать в законе "Об информации, информационных технологиях и защите информации", однако ко второму чтению все регулирующие его нормы решили перенести в закон "О мерах воздействия на лиц..."

В пояснительной записке к законопроекту указано, что с апреля 2020 года уполномоченные органы зафиксировали около 20 фактов "дискриминации" таких СМИ, как RT, РИА Новости, "Крым 24" со стороны иностранных интернет-площадок Twitter, Facebook, YouTube.

Мы опасаемся, что использование подобного механизма внесудебных блокировок целых ресурсов, в том числе крупных соцсетей и видеохостингов, может привести к необоснованным и непропорциональным ограничениям свободы слова. Отметим, что подобным недостатком обладают и уже существующие механизмы блокировок, на их несоответствие требованиям Европейской конвенции о правах человека и произвольное применение уже неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Ссылки на данную статью [6]