Новости по теме

Законопроект о запрете на создание общественных объединений для "экстремистов" и "террористов"

19 декабря 2014 года Дума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, запрещающий руководителям признанных экстремистскими объединений создавать новые.


19 декабря 2014 года Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в части совершенствования механизмов противодействия экстремистской деятельности с использованием общественных и религиозных объединений)".

Этот документ вносит в ст. 15 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" следующие дополнения: "Лицо, которое ранее являлось руководителем или членом руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не может быть учредителем общественного или религиозного объединения либо иной некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда".

Соответствующие запретительные поправки вносятся в ФЗ "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Поражение в правах членов руководства организаций, запрещенных судом за противозаконную деятельность - понятная, хотя и не вполне обычная норма. Жаль, что она не прошла серьезное общественное обсуждение.

Напомним, что в июле 2013 года президент подписал закон "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"", который запрещает становиться учредителем или членом религиозной организации иностранцам или лицам без гражданства, "в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ", лицам, чья деятельность признана судом экстремистской, либо подпадающим под закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

По отношению к религиозным объединениям данный законопроект выглядит более рациональным, чем закон принятый в июле 2013 года, так как он выводит из числа лиц, пораженных в правах, рядовых участников объединений. В то же время, поскольку в законопроекте не прописана процедура определения, по каким принципам гражданин может быть признан "членом руководящего органа" общественных или религиозных объединений, это может создать условия для произвола. 

Кроме того, в рамках того же законопроекта в ч. 5 ст. 24 ФЗ "О противодействии терроризму" вносится дополнение, закрепляющее порядок ведения единого федерального списка организаций, в том числе иностранных и международных, признанных террористическими.

В течение пяти дней после признания той или иной организации террористической или после приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 205.4 УК (организация террористического сообщества и участие в нем), копия решения суда должна быть направлена в ФСБ для включения организации в реестр, а затем этот реестр в течение 10 дней должен быть опубликован в официальных периодических изданиях.

Ссылки на данную статью [2]