4 июля 2012 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"", который предусматривает ужесточение ответственности за экстремистскую символику.
Напомним, законопроект предусматривает поправки в ст. 20.3 КоАП, "предусматривающие повышенную административную ответственность… не только за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, но и за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций", а также внесение дополнений в закон "О противодействии экстремистской деятельности", призванных определить понятие "символика экстремистской организации".
Мы не приветствуем этот законопроект. Во-первых, данное в нем определение символики экстремистской организации - "официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой принято вступившее в законную силу судебное решение о ее ликвидации либо запрете в связи с осуществлением экстремистской деятельности" - вряд ли будет работать, поскольку организации, имеющие реальный шанс быть запрещенными в связи экстремистской деятельностью, как правило, не регистрируют и не будут регистрировать свою символику.
Во-вторых, нынешняя неудачная формулировка ст. 20.3 КоАП зачастую приводит к административному наказанию за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не направленное на пропаганду нацистских и фашистских идей. Подробнее с нашей позицией по этому вопросу можно ознакомиться здесь, с соображениями Роскомнадзора - здесь.
Заметим, что в недавно обнародованном проекте законопроекта об изменении антиэкстремистского законодательства, разработанном Минкомсвязи, предлагается дополнить ст. 20.3 КоАП примечанием, освобождающим от ответственности по этой статье "случаи использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в научных исследованиях и энциклопедических статьях, а также в аудиовизуальной и печатной продукции, не содержащей признаков пропаганды и (или) оправдания нацизма и фашизма". Внесение подобного примечания и в законопроект, рассматриваемый в настоящее время в Думе, выглядело бы логично.