Новости по теме

Законопроект против экстремизма в интернете и в финансах

4 августа 2011 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, уточняющий и расширяющий некоторые инструменты противодействия экстремистской деятельности, как она описана в законе об этом противодействии.

 

В первую очередь законопроект касается финансирования.

Имущество и ценности, используемые или предназначенные для финансирования экстремистской деятельности, включены в список подлежащего конфискации (п. "в" ст. 104-1 УК).

В УК предлагается новая статья 282-3 (Финансирование экстремистской деятельности). Ее состав: "Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремисткой направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации". Наказания варьируются по ч. 1 от штрафа в 300 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет.

Часть 2 той же статьи применима к использованию служебного положения. Тогда потолок наказания поднимается до 6 лет лишения свободы.

Статья, как и ряд подобных статей УК, снабжена Примечанием, согласно которому, человек, способствовавший правоохранительным органам в работе против той деятельности, которую финансировал, может быть освобожден от ответственности.

 

Не менее важна направленность законопроекта на ужесточение мер против пропаганды в интернете. Использование интернета приравнено к использованию СМИ применительно к ст. ст. 280 и 282 УК. То есть призывы к экстремистской деятельности в интернете автоматически будут квалифицироваться по ч. 2 статьи (предполагающей в качестве наказания только лишение свободы, на срок до 5 лет). Применительно к ст. 282 любые высказывания в интернете будут считаться публичными.

 

В закон "О противодействии экстремистской деятельности" внесены статьи, описывающие роль разных органов власти в этой деятельности.

Существенной поправкой является новый текст ст. 13 закона, в котором устанавливаются процессуальные сроки, связанные с признанием материалов экстремистскими. Судебное решение должно быть направлено в Минюст в трехдневный срок, а вот Минюст должен внести это решение в Федеральный список в течение 30 дней.

 

Законопроект также исправил техническую ошибку в Примечании 1 к ст. 282-1 УК.

 

Мы не уверены, что внесение статьи о финансировании экстремистской деятельности имеет реальный смысл, так как финансирование преступной деятельности (а речь идет именно о совершении преступлений, предусмотренных УК) и сейчас может рассматриваться как форма соучастия. Но, возможно, появление новой специальной статьи поможет бороться с финансированием действительно опасных группировок.

 

А вот в приравнивании интернета к СМИ в смысле статей 280 и 282 УК нельзя найти ничего положительного. Во-первых, не всякий материал, размещенный в интернете, является публичным: он может быть скрыт паролем и доступен лишь узкому кругу пользователей – такое размещение ничем не отличается от адресной рассылки. Во-вторых, в любых пропагандистских преступлениях критически важна степень публичности. Если применительно к СМИ она достаточно очевидна, то для выступлений в интернете этот параметр может очень сильно варьировать, от куда большей, чем и многих газет, до меньшей, чем при разговоре в людной комнате. Предлагаемый законопроект побуждает серьезно преследовать, особенно по ст. 280, высказывания в интернете, общественная опасность которых просто ничтожна из-за малой реальной аудитории. С другой же стороны, и сейчас ничто не препятствует преследовать за противоправные высказывания, размещенные в интернете, и по соответствующим делам накопилась уже немалая практика (как правомерная, так и неправомерная).
Ссылки на данную статью [10]