Новости по теме

Хроника фильтрации Рунета № 39. 3-7 октября 2016 г.

Антон Носик приговорен к штрафу за возбуждении ненависти к сирийцам, адвокат попросил его оправдать

3 октября 2016 года Пресненский суд Москвы признал блогера и медиаменеджера Антона Носика виновным по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) в публикации в личном блоге записи под названием "Стереть Сирию с лица Земли". Носик приговорен к штрафу в размере 500 тысяч рублей.

Уголовное дело против блогера было возбуждено в ноябре 2015 года в связи с тем, что в своем посте в "Живом журнале" от 1 октября 2015 года Носик призвал проводить ковровые бомбардировки сирийской территории до полного разрушения гражданской инфраструктуры страны и оценил гибель мирных жителей, в том числе детей, как заслуженную. В тот же день в эфире "Эха Москвы" блогер подтвердил, что поддерживает убийство женщин, детей и стариков в ходе военной операции в Сирии, поскольку они в конечном счете представляют опасность для Израиля.

В Центре "Сова" считают, что высказывания Носика действительно содержали призывы к войне и утверждения о неполноценности сирийцев и могли возбуждать вражду по отношению к этому народу. Однако эксперты "Совы" сомневались в необходимости уголовного преследования блогера в силу того, что общественная опасность его высказываний была невелика: враждебное отношение к сирийцам не имеет большого распространения в современном российском обществе, а что касается призывов к бомбардировкам, то они обращены к правительствам стран, на решения которых мнение Носика не оказывает никакого воздействия.

4 октября 2016 года адвокат Носика Сергей Бадамшин подал жалобу на приговор суда, в которой попросил оправдать своего подзащитного за отсутствием состава преступления.


Дарья Полюдова обратилась с жалобой в ЕСПЧ

3 октября 2016 года стало известно, что активистка "Левого фронта" Дарья Полюдова обратилась в Европейский суд по правам человека с жалобой на приговор, вынесенный ей в декабре 2015 года Октябрьским районным судом Краснодара по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, совершенные с использованием сети Интернет) и чч. 1 и 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе совершенные с использованием сети Интернет) и утвержденный краевым судом в марте 2016 года. Полюдова была приговорена к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении с лишением права заниматься преподавательской деятельностью и работать в СМИ.

Уголовное дело в отношении Полюдовой было возбуждено в августе 2014 года после попытки краснодарских активистов организовать "Марш за федерализацию Кубани". В сентябре того же года Полюдова была арестована, а в феврале 2015 года выпущена под подписку о невыезде. Ей было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 280.1 УК за републикацию в соцсети "ВКонтакте" записи о том, что этнические украинцы на Кубани требуют присоединения к Украине, по ч. 1 ст. 280 УК за фото пикета с плакатом "Не война с Украиной, а революция в России", по ч. 2 ст. 280 УК за публикацию призыва выйти на площадь и свергнуть режим.

В своем заявлении в ЕСПЧ Полюдова утверждает, что не призывала к экстремистской деятельности, а выражала свое критическое мнение по поводу политики России в отношении Украины в связи с началом боевых действий. Полюдова указала, что в ее деле нарушен ряд положений Европейской конвенции о защите прав человека, в частности, ст. 10 (свобода выражения мнения), ст. 6 (право на справедливое судебной разбирательство) и ст. 18 (пределы использования ограничений в отношении прав).

В Центре "Сова" считают, что уголовное преследование Полюдовой было частично неправомерно, частично непропорционально, а соответственно, неправомерен и вынесенный ей приговор. 


Cледствие не нашло признаков возбуждения ненависти в высказываниях курского депутата Ольги Ли

4 октября 2016 года следователь по особо важным делам следственного управления СК по Курской области Сергей Ештокин прекратил преследование депутата областной Думы и главного редактора газеты "Народный журналист" Ольги Ли по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Об этом сообщила международная правозащитная группа "Агора" со ссылкой на адвоката Романа Лызлова.

Дело в отношении Ли возбуждено по факту публикации в открытом режиме на ее странице в соцсети "ВКонтакте" текста обращения к президенту, а на других страницах в интернете - видеофайлов с записями ее выступлений. Лингвистическое исследование, проведенное по заказу прокуратуры, показало, что в тексте и речах Ли содержалась "лексика высказываний, направленных на унижение достоинства группы лиц[, объединенной] по признакам принадлежности к социальной группе представителей власти, в частности сотрудников правоохранительных органов и судебной системы".

Следствие провело ряд экспертиз, которые опровергли выводы первоначального исследования. Согласно заключению эксперта, в видеоролике "Слуги дьявола: кого в Госдуму протаскивает "Единая Россия" содержатся лишь обвинения представителей муниципальной власти в "негативных действиях", а признаков возбуждения вражды, призывов к насилию и побуждения к дискриминационным действиям в нем нет. Аналогичным образом в тексте обращения к Путину эксперт нашел лишь обвинения прокурора Курской области в "негативных действиях". В видеоролике "За бездействие Президента последует противодействие" эксперт нашел обвинение Путина в бездействии и поддержке незаконных действий прокуроров и угрозу применения насилия ("противодействие"), но отметил, что она не была конкретизирована. В видеороликах "О России, коррупции, Украине... Ольга Ли" и "Ольги Ли І один у полі воїн: виступ проти Путіна у Росії - Вікна-новини - 07.03.2016" эксперт не нашел не только угроз, но и обвинений в адрес каких бы то ни было должностных лиц.

Опираясь на эти выводы эксперта, следователь постановил прекратить преследование Ли по ст. 282 УК на том основании, что в ее действиях отсутствует состав преступления. Расследование по ч. 1 ст. 298.1 УК (клевета) в отношении Ли продолжается.

Центр "Сова" приветствует решение следователя: выступления Ли содержат жесткую критику внешней и внутренней политики властей и обвинения отдельных их представителей в Курской области в казнокрадстве и других правонарушениях, но в них нет никаких опасных призывов. Кроме того, "Сова" вообще выступает за исключение из состава ст. 282 УК неясного понятия "социальная группа", которое очень часто трактуется именно как группа представителей власти или правоохранительных органов, хотя антиэкстремистское законодательство по сути должно быть направлено на защиту уязвимых групп, а не должностных лиц, которые находятся под защитой других законов.-


Федеральный список экстремистских материалов пополнился призывом к убийству Путина

4 октября 2016 г. вновь обновился Федеральный список экстремистских материалов.

В него был добавлен п. 3878. Это изображение с текстом, призывающим к убийству В.Путина.


Продолжается борьба прокуратуры с контент-фильтрами

В марте 2008 года Рособразование снабдило все российские школы пакетами лицензионного программного обеспечения, в которые входит программа контентной фильтрации доступа в интернет. Как оказалось, эта программа не справляется с поставленной задачей, что было выяснено в результате прокурорских проверок по всей стране.

4 октября 2016 года прокуратура Воронежской области сообщила, что в Железнодорожном районе Воронежа компьютеры в кабинетах информатики школ №№ 100, 68, 56 не были оснащены "эффективной системой контентной фильтрации". В результате с них можно было получить информацию о местах приобретения наркотиков, а в школах №№ 100 и 56 - еще и найти текст запрещенной книги Адольфа Гитлера. Директорам образовательных учреждений внесены представления.

7 октября 2016 года Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что Архангельская транспортная прокуратура внесла представление в адрес директора Арктического морского института им. В. И. Воронина (филиала Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова). В ходе проверки было установлено, что установленная в вузе система контентной фильтрации позволяла получать доступ к материалам, признанным экстремистскими.