Аналитический доклад Совета по информационным спорам в Ростовской области на тему "карикатурной войны" и участия в ней российских СМИ

СОВЕТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 166 тел.: (863) 2445768, 653380

В Совет по информационным спорам (далее по тексту - Совет) поступили обращения журналистов ряда российских СМИ с просьбой дать социально-политическую, правовую и этическую оценку ситуации, сложившейся вокруг публикации иллюстраций с изображением пророка Мухаммеда на страницах датской газеты газеты Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г..; высказать отношение к участию в "карикатурной войне" конкретных российских СМИ.

Совет рассмотрел следующие материалы: публикацию "Лик Мухаммеда" за авторством Flemming Rose в сопровождении 12 иллюстраций в газете Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г; обзор публикаций-откликов в 130 мировых печатных СМИ; информационный материал "Карикатурная война" в Интернет-издании Gazeta.Ru в сопровождении датских иллюстраций; заметку "Расистам не место у власти" и иллюстрацию к ней в волгоградской газете "Городские вести" от 9 февраля 2006 г.; комментарий "Веселые картинки" за авторством Ю. Бурносова в брянской газете "Суббота" от 10 февраля 2006 г. в сопровождении 3 иллюстраций; тематическое обозрение "Карикатурная война: мнения" (вологодская газета "Наш регион" от 15 февраля 2006 г.), подготовленное по материалам российских Интернет-сайтов и обрамленное полным и частичным воспроизведением 12 датских иллюстраций.

По поручению экспертов Совета Секретариат под общим руководством доктора филологических наук Э.Г. Куликовой подготовил специальные обзоры материалов на темы: "Изображение пророка Мухаммеда в контексте традиций мусульманской, христианской и светской культуры" и "Анализ публикации в датской газете Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г., социально-политических, правовых и этических контекстов ее появления".

Основные выводы доклада "Изображение пророка Мухаммеда в контексте традиций мусульманской, христианской и светской культуры" заключаются в следующем. Традиции изображения пророка Мухаммеда существуют в каждой из названных культурных традиций. Поскольку прямые осуждения иллюстративного искусства в Коране отсутствуют, мнения мусульман шиитского и суннитского толка по поводу допустимости изображений человека и пророка Мухаммеда не всегда едины. Мусульмане шиитского толка заняли более лояльную позицию; в ряде средневековых персидских, бухарских и афганских летописях пророк изображался как с открытым полнокровным лицом, на котором отчетливо видны брови, глаза, нос, губы http://www.zombietime.com/mohammed_image_archive/islamic_mo_full/,

На "вольнолюбивых" турецких миниатюрах (турки - мусульмане суннитского толка) мы находим Мухаммеда с "огненным" лицом или лицом, не заполненным чертами http://www.zombietime.com/mohammed_image_archive/islamic_mo_face_hidden/

Современные мусульманские художники не видят препятствий для того, чтобы создавать, к примеру, иконы Мухаммеда в юности http://www.oranous.org/Image/Low%20Quality/Prophet%20Mohammad.htm

Средневековая христианская традиция представляет Мухаммеда в демонологическом виде, а эпоха Ренессанса дает начало сатирическим и юмористическим изображениям http://www.zombietime.com/mohammed_image_archive/dantes_inferno/, http://www.zombietime.com/mohammed_image_archive/euro_medi_ren/

Европейские и американские книги об исламе, вышедшие в 18-20 веке, нередко предпосланы литографиями и графическими изображениями мусульманского пророка, в которых присутствует попытка дать его художественный портрет http://www.zombietime.com/mohammed_image_archive/book_illos/

Поскольку в контексте карнавальной природы европейской культуры юмор и сатира на религиозные темы являются уместными, а проблемы политических, экономических и культурных взаимоотношений с мусульманским миром приобрели особую остроту со второй половины 20 века и особенно - в последние десятилетия, в Европе интенсивно развивается особое направление иллюстративного искусства - сатирическое изображение пророка Мухаммеда. Большинство иллюстраций не выдержано в оскорбительном ключе http://www.zombietime.com/mohammed_image_archive/modern_satires/

На фоне эскалации межцивизационного конфликта, всплеска антиевропейских и антимусульманских настроений, в западном мире происходит оформление особого иллюстративно-сатирического жанра под названием "Мухаммед в крайнем виде" / "Extreme Mohammed". Иллюстрациям данного плана на Интернет-сайтах предпослана пометка "Если вы слегка оскорблены или не хотите видеть непочтительные изображения Мухаммеда, вы должны прекратить читать с этого момента" [мы удалили URL, поскольку там содержатся действительно крайне оскорбительные и непристойные изображения - ред.].

В описуемом разделе самым безобидным является изображение Мухаммеда в виде Гитлера; жанр Extreme Mohammed предполагает изображение пророка в виде человека или животного. "Человекообразный" Extreme Mohammed зачастую предстает в голом виде и выступает в роли героя не особо пристойных эротических сюжетов. За публичную демонстрацию некоторых из такого рода иллюстраций их авторы понесли уголовное наказание (к примеру, за изображение Мухаммеда в виде свиньи в "арафатке", бьющей копытом в Коран).

Анализ публикации в датской газете Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г., социально-политических и правовых контекстов ее появления

Публикация в газете представляет собой текст выпускающего редактора Flemming Rose "Лик Мухаммеда" в окружении 12 иллюстраций, которые были созданы коллективом художников по приглашению редакции газеты Jyllands-Posten http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Jyllands-Posten_Muhammad_drawings.jpg .

Газета объявила специальный конкурс, посчитав необходимым разорвать порочный круг страха перед критикой ислама, положить конец сложившейся практике самоцензуры в СМИ и искусстве, столь непривычной для Европы и Дании в частности.

"Современное светское общество не признается некоторыми мусульманами, - говорится в тексте названной статьи выпускающего редактора. - Они требуют для себя особого положения, предполагающего специальный подход к их религиозным чувствам. Это несовместимо с современной демократией и свободой слова, где вы должны быть готовы вынести оскорбления, осмеяние и насмешку. Это, конечно, смотрится не всегда привлекательно и хорошо, и это не подразумевает, что религиозные чувства должны высмеиваться любой ценой, но это имеет незначительную важность в существующем контексте (...) мы находимся на пути к скользкому наклону, где никто не может сказать, как положить конец самоцензуре. Именно поэтому Jyllands-Posten пригласила членов Датского издательского союза иллюстраторов рисовать Мухаммеда таким, каким они его видят".

После ряда террористических актов от Нью-Йорка до Беслана, преследований исламскими экстремистами поэта С. Рушди за книгу "Сатанинские стихи", гибели в 2004 году голландского кинорежиссера Тео Ван Гога (потомка знаменитого художника) от рук террориста Мухаммеда Буйери из радикальной исламской организации "Такфир аль-Хиджра", европейские деятели искусства стали избегать выступлений на тему критики ислама. Поэтому датский журналист K?re Bluitgen, чье изображение присутствует в описанных ниже иллюстрациях №№ 11,12, с трудом нашел художника, согласившегося анонимно, без указания имени, проиллюстрировать его книгу об исламе для детей - прочие отказались делать это, опасаясь за собственную жизнь (см. датскую газету Politiken от 17 сентября 2005 г., статью под названием "Dyb angst for kritik af islam"/"Profound fear of criticism of Islam"/ "Глубокий страх перед критикой ислама" (Заголовок статьи приводится нами на датском, английском и русском языках; здесь и далее перевод на русский язык подготовлен Секретариатом Совета).

Для адекватной оценки ситуации, связанной с публикацией 12 иллюстраций в газете Jyllands-Posten, следует иметь в виду ряд следующих обстоятельств: свобода слова и свобода совести были обретены Данией вместе с демократической Конституцией 1849 г. и институтом парламентаризма в 1901 г. С тех пор свобода слова при помощи агрессивных и насильственных действий ограничивалась только один раз - во время Второй мировой войны, в период оккупации страны немецко-фашистскими войсками.

Публикация в СМИ или публичная демонстрация иллюстраций и карикатур на политических деятелей, правящую королеву Маргарет II, священников, религиозных деятелей, включая Иисуса Христа - широко распространенная и устоявшаяся практика. Последние безо всяких юридических последствий часто изображаются в Дании способами, которые во многих других странах могут быть квалифицированы как богохульство (к примеру, изображения в сексуальных контекстах).

В стране сформировались традиции свободы выражения мнений, рамки которой довольно широки даже с позиции европейских плюралистических стандартов. В рейтинге развития свободы слова международной организации "Репортеры без границ", Дания занимает первое место.

Для того чтобы прояснить детали экспликации идеи проекта "Лик Мухаммеда" газеты Jyllands-Posten, имеет смысл дать, помимо анализа текста сопроводительной статьи, краткое описание 12 иллюстраций. (Приводятся согласно оригиналу публикации в порядке движения сверху вниз, по часовой стрелке)

На первой (далее - под №1) из них - лицо Мухаммеда со звездой вместо одного глаза и полумесяцем, окаймляющим его бороду и лицо - таким образом передан символический и метафизический характер личности пророка с его достоинствами и недостатками;

На второй (далее - под №2) - Мухаммед предстает во "взрывоопасном" облике: к его голове в тюрбане с начертанным исламским кредо приделан искрящийся предохранитель бомбы; от изображения исламского кредо, а также слева и справа от тюрбана исходят небольшие облака черного дыма.

На третьей (далее - под №3) - изображенный в полный рост Мухаммед демонстрирует ореол в форме перевернутого полумесяца, как бы продетого сквозь тюрбан. Средняя часть полумесяца затенена и потому по бокам тюрбана отчетливо проступают грани, которые походят на рожки.

На четвертой (далее - под №4) - рисунки пяти почти идентичных фигур, каждая из которых по форме напоминает головы, накрытые косынками, увиденные со стороны. В качестве фрагментов черт представленного в профиль лица фигурирует шестиконечная звезда Давида (на месте глаза) и полумесяц (на месте рта). Дыхание и слух, нос и уши при этом отсутствуют. Тема притеснения женщин находит окончательное раскрытие в надписи слева: "Profet! Med kuk og knald i l?get som holder kvinder under ?get!" / "Prophet, you crazy bloke! Keeping women under yoke!" / "Пророк, вы сумасшедший тип - держать женщин под хомутом!" (Помимо датского, приведены английский и русский варианты надписи на иллюстрации).

На пятой (далее - под №5) - Мухаммед изображен в полный рост в виде простого странника на фоне заката в пустыне. В одной руке он держит посох, в другой - поводок с ослом, навьюченным поклажей. В данном случае смысловое значение имеют пропорции: навьюченный осел способен затмить солнце; в то же время непосредственно фигура Мухаммеда возведена на метафизический уровень, она возвышается над пустыней: пророк в пять раз превосходит ведомого на поводке осла.

На шестой (далее - под №6) - изображен увиденный со стороны художник за работой, тщательно вырисовывающий черты лица пророка Мухаммеда. Желая как можно более точно выразить свои идеи, иллюстратор изрядно вспотел под осветительной лампой - с него в разные стороны летят капли пота.

На седьмой (далее - под №7) - стоящий спиной к зеркалу Мухаммед разглядывает листок бумаги с собственным изображением и жестом останавливает двух рассерженных последователей, держащих сабли и бомбы в руках и за спиной: "Rolig, venner, n?r alt kommer til alt er det jo bare en tegning lavet af en vantro s?nderjyde" / "Relax, friends, at the end of the day, it's just a drawing by an infidel South Jutlander (someone from the middle of nowhere)". / "Расслабьтесь, друзья, в конце дня - это просто рисунок, сделанный неверующим датчанином из юго-западной части его страны (кто-то из центра местности под названием "ниоткуда")". (Помимо датского, приведены английский и русский варианты надписи под иллюстрацией).

На восьмой (далее - под №8) - мальчик с восточной внешностью держит указку в руке и озвучивает надпись, начертанную на школьной доске. При этом он слегка кривит рот и демонстрирует язык. Надпись под рисунком - "Muhammed Valbyskole 7A" /"Мухаммед, школа Валби, 7А" подразумевает, что на иллюстрации изображен не основатель ислама, а потомок иммигрантов во втором поколении, выросший в Дании (Валби - густонаселенный район Копенгагена, где проживают выходцы из других стран, среди которых немало многодетных мусульманских семей). К тому же, на рубашке семиклассника фигурирует надпись "Fremtiden", что в переводе с датского означает "будущее"; вместе с тем, "Frem"( "Вперед") - название футбольной команды района Валби, в форму которой, судя по всему, одет мальчик. Надпись, на которой застыла рука мальчика с указкой, выполнена арабскими литерами на персидском языке и гласит, что журналисты Jyllands-Posten - связка реакционных провокаторов (В оригинале: "On the blackboard it says in Persian with Arabic letters that Jyllands-Posten's journalists are bunch of reactionary provocateurs").

На девятой (далее - под №9) - Мухаммед в полной боевой готовности с глазами, воздетыми к небу поверх черной "цензурной" повязки, с короткой саблей в руке "движется" прямо на зрителя. Вместе с двумя женщинами-мусульманками в традиционных черных одеждах, у которых видны только широко открытые глаза, готовые выпасть из орбит, они образуют "троицу" с весьма устрашающим видом.

На десятой (далее - под №10) - стоящий на облаке Мухаммед встречает души террористов-самоубийц, именующих себя мучениками Ислама, не ожидаемой ими наградой, а репликой: "Stop Stop vi er l?bet t?r for Jomfruer!" /"Stop stop we ran out of virgins!"/ "Остановитесь, остановитесь! Мы исчерпали запас невинности!" (Помимо датского, приведены английский и русский варианты надписи под иллюстрацией).

На одиннадцатой (далее - под №11) - "а-ля Мухаммед" изображен датский журналист K?re Bluitgen, автор книги для детей "Koranen og profeten Muhammeds liv" / "Коран и жизнь пророка Мухаммеда", в тюрбане с упавшим сверху апельсином, на котором присутствует надпись "PR-stunt"/ "Пиар-трюк". В его руке - детский рисунок с изображением Мухаммеда. Здесь обыгрывается датская пословица "апельсин в тюрбане", что означает "молниеносное наступление удачи", а также подразумевается пожелание успешной рекламы книги.

На двенадцатой иллюстрации (далее - под №12), расположенной в центре газетной публикации, - семеро человек в тюрбанах "а ля-Мухаммед" сидят в полиции, участвуя в процессе опознания; глядя на них, свидетель произносит в растерянности: "Hm... jeg kan ikke lige genkende ham" / "Hm... I can't really recognise him" / "Гм... Я действительно не могу распознать его". (Выше, помимо датского, приведены английский и русский варианты надписи на иллюстрации).

По-видимому, художник хотел изобразить некое "большое собрание великих религиозных деятелей" (изображения под №№3,4,5,6; Мухаммед - скорее всего под №6), шуточно "разбавляя" его присутствием карикатур на урожденного хиппи (№1), датского политика крайне правого толка Pia Kj?rsgaard (№ 2) и вышеупомянутого журналиста K?re Bluitgen (№ 7), который держит в руках табличку с надписью: "K?res PR, ring og f? et tilbud" / "K?re's public relations, call and get an offer"/ "Пиар-служба журналиста Кара, звоните и получите предложение". (Помимо датского, приведены английский и русский варианты надписи на иллюстрации).

Следует отметить, что рассматриваемые иллюстрации однозначно не принадлежат к вышеназванному провокационному жанру Extreme Mohammed. Они композиционно выстроены, содержат последовательно развивающиеся внутренние сюжеты, которым присущи сатира и юмор, критика и самокритика.

Основные проблемно-тематические блоки, присутствующие в публикации газеты Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г:

1) Критика агрессивных направлений ислама, осуждение насилия терроризма, смерти и разрушений, которые они несут. По признанию автора иллюстрации № 2, он хотел подчеркнуть, что "террористы получают свои духовные боеприпасы от ислама". В иллюстрации № 3 находит продолжение средневековая традиция демонологического изображения Мухаммеда. Симптоматично, что художники не отрицают ислам как религиозное учение, они видят в пророке Мухаммеде фигуру метафизического и исторического значения (см. иллюстрации №№ 1,5,10,12);

2) Критика отношения к женщине в исламе, ограничения гражданских прав; культивирования фанатизма и невежества, использования женщин экстремистскими организациями со ссылкой на исламские традиции (см. иллюстрации №№ 4,9);

3) Критика живущих в Дании мусульман, не видящих грани между покушением на их национальную и религиозную самобытность и призывом к активному разоблачению и отмежеванию от деструктивных воззрений и практики, тиражируемым под знаменем ислама; критика их нетерпимости, готовности к агрессивным действиям, непринятия плюралистических культурных традиций страны, оказавшей им приют (см. иллюстрацию № 8);

4) Самокритика авторов иллюстраций и книги об исламе для детей (см. иллюстрации №№ 6,7,11,12), отдающих себе отчет в том, что своими профессиональными усилиями, лежащими в русле карнавальных традиций европейской культуры, они могут навлечь на себя непонимание, обвинения в эгоцентризме и оскорблении религиозных чувств мусульман, а также сделаться объектами преследования со стороны экстремистов;

5) Выражение серьезных опасений по поводу растворения ислама в религиозном фанатизме; наступления в Европе, пережившей нацизм, фашизм и коммунизм, эры тоталитаризма (по другой часто встречающейся в англоязычном Интернете терминологии - "исламофашизма") под знаком агрессивных направлений ислама (см. иллюстрации №№ 1-12).

Поскольку вышеназванные тоталитарные идеологии в свое время попадали под острие карандашей европейских карикатуристов, датские художники не видят смысла делать исключение для нынешней ситуации (см. подробнее http://en.wikipedia.org/wiki/Jyllands-Posten_Muhammad_cartoons#Reprinting_in_other_newspapers )

Оценка публикации в газете Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г с точки зрения правоприменительной практики по ст. 10 "Свобода выражения мнений" Европейской Конвенции по правам человека

Известен тот факт, что во многих исламских государствах за иллюстрации, опубликованные на страницах датской газете Jyllands-Posten, были выданы совершенно другие изображения пророка Мухаммеда - в провокационном жанре Extreme Mohammed. Существует точка зрения, что именно они вызвали бурю эмоций негодования среди мусульман.

Так или иначе, но реакция на публикацию со стороны мусульман, в ряде случаев сопровождаемая разрушительными действиями и человеческими жертвами, вступила в острое противоречие с европейскими и датскими традициями разномыслия и терпимости. Действия датских журналистов и художников, впоследствии представленные как провокационные, были обусловлены необходимостью устранить наметившийся дисбаланс в сфере свободы выражения мнений, преодолеть негласное "табу" на тему критики ислама, имеющей серьезные и глубокие основания. Средствами масштабного силового давления свобода слова в Дании за последние сто лет ограничивалась только во время Второй мировой войны, в период оккупации войсками фашистской Германии. В данных контекстах постановка вопроса о недопустимости формирования в публичной сфере традиций самоцензуры по мотивам страха физической расправы за обнародованную точку зрения, является актуальной, злободневной, отвечающей чаяниям датской и европейской общественности.

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что публикация "Лик Мухаммеда" на страницах газеты Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г, сопровожденная 12 иллюстрациями, не имеет ничего общего с разжиганием религиозной ненависти и нетерпимости, с призывами к осуществлению противоправных действий в отношении мусульман или к ограничению прав граждан по признаку их религиозной принадлежности.

В рассматриваемой публикации отсутствуют признаки злонамеренных и провокационных действий, она не имеет ничего общего с дешевой сенсацией, не содержит грубый, уничижительный, вероломный тон и дух. Публикация находится в рамках правового поля, и на нее распространяется применимость статьи 10 "Свобода выражения мнений" Европейской Конвенции по правам человека. Так, в деле "Хэндисайд против Соединенного Королевства" от 7 декабря 1976 г., Европейский Суд по правам человека констатировал право СМИ на распространение не только положительных или нейтральных идей и информации, но и идей шокирующих, оскорбительных или вызывающих беспокойство. В решении "Обершлик против Австрии" от 1 июля 1997 г. Европейский Суд установил, что свобода самовыражения включает в себя право журналиста на употребление оскорбительных эпитетов в отношении оппонента, если поведение последнего явно провоцирует к этому, а употребление эпитета необходимо для придания большего общественного резонанса теме, представляющей общественный интерес.

В ходе рассмотрения дела "Йерсилд против Дании" от 23 сентября 1994 г. большинство арбитров Европейского Суда пришло к выводу о том, что журналист вправе давать публике представление об экстремистских взглядах, проповедуемых определенной частью демократического общества, поскольку такое информирование преследует общественный интерес.

При вынесении решений по делам "Институт Отто-Премингер против Австрии" (20 сентября 1994 г.) и "Уингроу против Соединенного Королевства" (25 ноября 1996 г.) Европейский Суд не поддержал свободу выражения художественного мнения в случаях, когда она входила в столкновение с религиозными взглядами и наносила оскорбление религиозным чувствам.

Вместе с тем, анализ обстоятельств указанных дел показывает, что художественные фантазии создателя киноленты "Любовный собор" В. Шретера (в первом из приведенных дел) и режиссера видеофильма "Видения экстаза" Н. Уингроу (во втором упомянутом случае) носили прежде всего непристойный характер. Они не имели под собой острой реальной социальной подоплеки, связанной с размышлениями о природе экстремистских учений и экстремистской практики, заявляющих о приверженности к одной из ведущих мировых религий; с культивированием духа фанатизма и нетерпимости, героизации насилия среди широких масс верующих. Наконец, для создателей названных художественных произведений не существовало реальной угрозы гибели, как в случае с авторами датских иллюстраций, за жизнь которых афганское движение "Талибан" объявило вознаграждение, эквивалентное 100 килограммам золота.

Накал межцивилизационных противоречий достиг поистине метафизических высот и получил широкий отклик во всем мире. В конечном итоге, более 130 печатных изданий на различных континентах полностью, выборочно или фрагментарно воспроизвели датские иллюстрации или предложили свои варианты иллюстративных решений темы межконфессиональных отношений, высказав при этом различные мнения и оценки (см.: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_newspapers_that_reprinted_Jyllands-Posten's_Muhammad_cartoons

Пресса континентальной Европы, США, Канады, почти всех стран Латинской Америки, Австралии поддержала или отнеслась с пониманием к действиям датских журналистов и художников. Печать ряда арабских и азиатских государств, напротив, осудила их действия.

Участие российских СМИ в "карикатурной войне"

Россия в приведенном электронном списке представлена тремя изданиями - газетами "Городские вести" от 9 февраля (г. Волгоград), "Суббота" от 10 февраля 2006 г. (г. Брянск), "Наш регион" от 15 февраля (г. Вологда).

Строго говоря, волгоградская газета "Городские вести" в указанном выпуске опубликовала рисунок, не имеющий прямого отношения к датским иллюстрациям. Он был призван "оживить" заметку под названием "Расистам не место у власти" - о том, что 7 февраля 2006 г. в г. Волгограде руководители 8 политических партий и 7 общественных объединений во главе с региональным отделением "Единой России" подписали Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни. На нем были изображены представители 4 мировых религий, смотрящих телевизор, на котором толпы под различными лозунгами и знаменами побивают друг друга камнями. Происходящее вызывает у "большой четверки" недоумение, отраженное в общей реплике на иллюстрации: "А ведь мы их этому не учили".

С точки зрения заложенной в них проблематики, произведения искусства в логической классификации имеют вид проблемы не поставленной и не решенной, поэтому при анализе художественно-графического произведения на страницах печатного СМИ целесообразно соотносить его с утверждениями в тексте публикации, которую оно сопровождает. Разноплановые ассоциации, интерпретации, оценки, возникающие при рассмотрении рисунка в отрыве от текста, статуса утверждения не имеют. Совершенно очевидно, что цель публикации в газете "Городские вести", выстроенной по формуле "текст + иллюстрация", - поддержание мира между представителями различных национальностей и вероисповеданий. Тем не менее, полифонические и ассоциативные свойства художественно-графического искусства ввели в заблуждение работников правоохранительных органов, поспешивших заявить о наличии в рассматриваемой публикации признаков действий, направленных на возбуждение религиозной нетерпимости и розни.

Тот факт, что доказать данное обстоятельство в описанном случае не представляется возможным, в конечном итоге стал очевиден для учредителя газеты - администрации г. Волгограда, которая сначала закрыла газету, а потом вновь возобновила ее выпуск под тем же названием и с тем же редакционным коллективом.

В действиях брянской газеты "Суббота", опубликовавшей в номере от 10 февраля 2006 г. материал Ю. Бурносова "Веселые картинки", сопровожденный двумя датскими иллюстрациями (согласно приведенному нами выше описанию - №№ 1,2) и одной фотоиллюстрацией, прокуратура не нашла состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ. Комментарию Ю. Бурносова не присуща сенсационность, он носит информационный характер. Его цель - дать представление брянскому читателю об информационном конфликте, который повлек за собой обострение конфликта межцивилизационного. В описании хроники развития событий отсутствует провокационный, уничижительный или грубый тон. Автор не солидаризируется ни с одной из противоборствующих сторон, его выступление не является однобоким и тенденциозным; в тексте наблюдается сбалансированная подача информации.

Ю. Бурносова нельзя заподозрить в особых симпатиях к Jyllands-Posten. Он видит в действиях газеты желание привлечь к себе внимание любой ценой, осуждает фундаментализм как исламского, так и европейского толка; при этом демонстрирует добрый юмор и самокритику. С культурологической точки зрения, рассматриваемый текст выдержан в постмодернистском ключе. С точки зрения юридической - в нем отсутствуют признаки злоупотребления свободой массовой информации.

Журналистский текст сопровождается тремя иллюстрациями - сюжетной фотографией чернокожих мужчин с оружием в руках, готовых выстрелить, и двумя датскими иллюстрациями. Между иллюстрациями и текстом наблюдаются четкое смысловое соответствие. Так, фотография призвана на зрительном уровне закрепить упоминания и о недавних событиях во Франции, и о массовых выступлениях в исламских государствах на почве "карикатурного" скандала. Присутствие датских иллюстраций наглядно демонстрирует читателю, что именно может послужить поводом к развязыванию широкомасштабного межконфессионального и межцивилизационного противостояния. Соседство художественного и документального иллюстративного материала подчеркивает мысль, которая "красной нитью" проходит в тексте публикации - о том, к сколь непредсказуемым последствиям могут привести действия СМИ, исповедующих примат свободы слова без ограничений.

Тем не менее, Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Центральному федеральному округу (далее - Управление) вынесло газете "Суббота" письменное предупреждение. Действия регистрирующего органа едва ли можно признать компетентными, поскольку они основаны на неправильном подходе к анализу публикации и неадекватном толковании правовых норм - ст. 1, 11 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", ст. 4 Федерального закона "О средствах массовой информации".

С самого начала Управление делает предметом своего внимания датские иллюстрации в отрыве от текста материала: "Установлено, что в статье содержатся иллюстрации в виде карикатур на пророка Мухаммеда. Использованные газетой карикатуры направлены на возбуждение религиозной и социальной розни, связанной с насилием".

Последнее утверждение противоречит реальному положению вещей: в действиях датской газеты Jyllands-Posten не было прямого умысла по разжиганию межконфессиональной и социальной ненависти и нетерпимости. В ответ на предложение газеты к открытой дискуссии на тему критики радикальных направлений ислама, экстремистски настроенная часть мусульманской аудитории применила тактику насилия. При чем не сразу, с "отсрочкой" на 4 месяца, что свидетельствует о специально спланированной PR-кампании (возможно, лидерами экстремистских организаций).

В тексте публикации газеты "Суббота", не солидаризирующейся с позицией Jyllands-Posten, отсутствуют признаки инкриминируемой экстремистской деятельности - призывы к совершению противоправных или каких-либо насильственных действий по религиозным и социальным мотивам в отношении лиц, исповедующих ислам или их организаций; отсутствует пропаганда неполноценности граждан по признаку их религиозной принадлежности. Даже если попытаться выборочно рассмотреть иллюстрации (две вместо опубликованных трех), вне текста, который они сопровождают, то они подпадают под защиту Конституции РФ, не содержащей примата установлений отдельно взятой религиозной конфессии, а признающей идеологическое многообразие (ст. 13) наряду с правом "свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения", закрепленным ст. 28 Основного Закона. Другими словами, руководствоваться исламскими или какими-либо другими идеологическими запретами на изображение человека, провозглашать табу на сатирические изображения религиозных деятелей, квалифицировать их в качестве "экстремистских материалов" в светском демократическом государстве неуместно.

При наличии письменных и устных обращений со стороны конкретных мусульман об оскорблении их религиозных чувств в связи с рассматриваемой публикацией, Управление могло поставить вопрос об административной ответственности в соответствии со ст. 5.26 Кодекса Об Административных правонарушениях РФ. Поскольку даже таковые отсутствуют (возможно, из-за недостатка мусульманского населения в г. Брянске, где распространяется газета "Суббота"), действия регистрирующего органа не имеют под собой юридических оснований.

"Брянский вариант" повторился и в случае с интернет-изданием Gazeta.ru, 2 февраля 2006 г. опубликовавшего информационный материал "Карикатурная война" с кратким изложением обстоятельств международного скандала вокруг иллюстраций с изображением пророка Мухаммеда. При этом в целях наглядного донесения до читателя первопричины конфликта были воспроизведены "опальные" датские иллюстрации.

В тексте предупреждения "Газете.Ru" столичного Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия присутствует попытка соотнести текст публикации с иллюстративным сопровождением, однако носит она весьма специфический, если не сказать тенденциозный, характер. "Публикация содержит информацию о реакции радикальных палестинских группировок на опубликованные в датской газете Jyllands-Posten карикатуры на пророка Мухаммеда, а также о серьезных беспорядках в мире, вызванных этой публикацией", - говорится в документе. Далее подчеркивается: "Одновременно с этим (курсив наш - Совет) редакция электронного периодического издания публикует карикатуры с указанием имени Muhammed. Опубликовав указанные карикатуры..., "Газета.Ru" совершила действия, направленные на возбуждение религиозной и социальной розни, и создала реальную угрозу причинения вреда общественной безопасности".

В приведенном тексте допущена фактологическая небрежность в описании географии реакции на публикацию в датской газете - опущены упоминания о бойкотировании датских товаров в Саудовской Аравии и Сирии, разгроме австрийского посольства в Тегеране, которые присутствуют в заметке. Вслед за небольшой неточностью наблюдаются уже эскапады софистической логики, игры на подмене понятий. С помощью связки "одновременно с этим", вероятно, проводится мысль о том, что связь между описанными в тексте беспорядками и приведенными датскими иллюстрациями не случайна - публикация в латентной, не выраженной словами форме, якобы содержит призыв к беспорядкам на религиозной почве. Симптоматично, что данная мысль не проводится прямо, а как бы скользит между строк, плавно подталкивая ситуацию к определениям "экстремистской деятельности" и "экстремистского материала".

Безусловно, выводы об "экстремистской деятельности", "экстремистском материале" выглядели бы аргументированно, если бы в них содержались более убедительные нормативные ссылки - например, на законодательство государств, где ислам является государственной или господствующей религией. Российская правовая база для этих целей пока явно не приспособлена.

Логика Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, очевидно, призвана приблизить времена Главлита, когда можно было проводить "классовый анализ" "буржуазных" мыслителей всех мастей без издания непосредственно самих их произведений. Правда, тогда не было Федерального закона "О средствах массовой информации", и вовсе не требовалось двух предупреждений в течение года для закрытия газеты на основании доказанного использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых и других деяний (см. полный перечень, изложенный в ст. 4 данного Закона).

Призывов к насильственным или противоправным действиям, пропаганды ненависти, нетерпимости и розни на религиозной почве, признаков унижения достоинства граждан в связи с их мусульманским вероисповедением в рассматриваемой публикации интернет-издания Gazeta.ru не наблюдается.

Совет также располагает информацией о том, что в Санкт-Петербурге из-за перепечатки датских иллюстраций своим собственным провайдером был закрыт сайт www.bitchx.ru

В создавшейся ситуации Совет настоятельно рекомендует брянской газете "Суббота" и интернет-изданию Gazeta.ru обратиться в суд с тем, чтобы в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" оспорить предупреждения, вынесенные Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Публикация в вологодской газете "Наш регион" от 15 февраля 2006 г. "Карикатурная война: мнения" повлекла за собой возбуждение прокуратурой уголовного дела по ст. 282 ч.2 п. б) УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" против редактора газеты А. Смирновой.

Совет не видит в данной публикации состава преступления, связанного с действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии, с использованием редактором трибуны газеты и своего служебного положения. В связи с этим эксперты Совета считают необходимым подробным образом разъяснить свою позицию.

Публикация в вологодской газете "Наш регион" представляет собой свод высказываний востоковедов, правозащитников, религиозных активистов по поводу конфликта, разгоревшегося из-за публикации иллюстраций с изображением пророка Мухаммеда в датской газете Jyllands-Posten. Тематическое обозрение "Карикатурная война: мнения" было подготовлено по материалам российских Интернет-сайтов http://www.grani.ru, http://www.blagovest-inform.ru, http://www.infan.ru и обрамлено полным и частичным воспроизведением 12 датских иллюстраций.

Таким образом, материал, увидевший свет на страницах газеты "Наш регион", выстроен по формуле "текст + иллюстрации" и является воспроизведением информации, уже распространенной другими СМИ.

Приведенные в газете высказывания не несут в себе интенции, направленной на оскорбление религиозных чувств мусульман. В них отсутствуют какие-либо предосудительные или провокационные заявления, несущие заряд религиозной интолерантности. В них не присутствуют антигуманные идеи и взгляды, точки зрения, которые инспирируют состояние неприязни, разжигают чувство ненависти между значительными группами лиц по признаку конфессиональной принадлежности.

Тематический обзор "Карикатурная война: мнения" содержит информацию, представляющую несомненный общественный интерес. В нем речь идет о поводе, особенностях развития, скрытых пружинах и последствиях вспыхнувшего конфликта двух миропониманий и цивилизаций - европейской и исламской. Проводится мысль о важности тщательного обсуждения исторических, культурных, религиозных, политических контекстов его возникновения; причин массовой агрессии в ряде мусульманских государств.

Реализуя законное право журналиста (ст. 47 ч. 1, 5 Федерального закона "О средствах массовой информации"), редакция газеты "Наш регион" посчитала необходимым информировать своих читателей об истоках широкомасштабного мирового противостояния. С этой целью были воспроизведены 12 иллюстраций, впервые опубликованных на страницах газеты Jyllands-Posten.

Примечательно, что в тексте рассматриваемой публикации нет позитивных оценок данных иллюстраций. Они именуются не иначе, как "кощунственные для мусульман", "неудачный способ демонстрации журналистской свободы". Публикуя их, "датская газета совершила ошибку". Данные текстологические сентенции находятся в тесной связи со способом подачи иллюстративного материала: 4 иллюстрации воспроизведены полностью; 2 - почти полностью, с сохранением около 90 процентов изображения или надписей, при котором целостное восприятие возможно; 6 - частично, с сохранением от 75 до 20 процентов изображения и/или надписей, при котором целостное восприятие невозможно. Иллюстрации размещены совершенно в другом порядке, чем на страницах газеты Jyllands-Posten; они имеют черно-белое, а не цветовое разрешение.

Другими словами, налицо использование приема иллюстративного цитирования, продиктованное стремлением не допустить присутствия графических и/или текстологических элементов, способных разжечь чувства ненависти и вражды между различными конфессиями. Сопоставление иллюстративного материала на страницах газет "Наш регион" и Jyllands-Posten выявило следующую закономерность: в вологодском издании датские иллюстрации представлены в нарочито смягченном виде. Так, в иллюстрации, расположенной справа от текста (вторая снизу), с помощью приема иллюстративного наложения удален искрящийся предохранитель бомбы (см. краткое описание оригиналов 12 иллюстраций, дескрипцию иллюстрации № 2 на с.3). В иллюстрации, расположенной слева от текста (вторая сверху), путем наложения укрупненного заголовка было скрыто изображение упавшего сверху апельсина с надписью "PR-stunt"/ "Пиар-трюк" (см. краткое описание оригиналов 12 иллюстраций, дескрипцию иллюстрации № 11 на с.5).

Следует заметить, что содержание одной полностью воспроизведенной иллюстрации и двух почти полностью воспроизведенных иллюстраций (в кратком описании оригиналов 12 иллюстраций см. дескрипции иллюстраций №№ 4,8,12 на с. 4-5) - сугубо "датское". В №№ 4 и 12 - надписи на датском языке, фигурируют датский журналист и политик в качестве прототипов изображенных фигур; в № 8 - надпись с упоминанием школы района Валби г. Копенгагена. Все это вряд ли понятно российскому читателю и едва ли способно вызвать позитивные или отрицательные эмоции, в том числе и обвинения в нарушении каких-либо законодательных норм. Этот же вывод распространяется и на 6 иллюстраций, которые воспроизведены частично, с сохранением от 75 до 20 процентов изображения и/или надписей, целостное восприятие которых невозможно (см. краткое описание оригиналов 12 иллюстраций, дескрипции иллюстраций №№ 1,2,5,6,7,11 на с. 3-5).

Из числа датских иллюстраций, полностью воспроизведенных газетой, только две вполне доступны для понимания широкого читателя. Обе они расположены слева от текста (первая и третья снизу соответственно). Согласно краткому описанию 12 оригиналов иллюстраций, это №№ 3,9. Содержание иллюстрации, расположенной справа от текста (четвертая снизу) доступно лишь для читателей, знающих английский язык - пояснительная надпись на ней сделана на данном языке (в кратком описании оригиналов 12 иллюстраций см. дескрипцию иллюстрации № 10 на с. 5).

Проблемно-тематическое содержание трех данных иллюстраций соответствует пунктам 1), 2), 5), описанным выше в разделе "Основные проблемно-тематические блоки, присутствующие в публикации газеты Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г" на с.5-6.

Это - критика агрессивных направлений ислама, осуждение насилия, терроризма, смерти и разрушений, которые они несут; критика отношения к женщине в исламе, ограничения гражданских прав; культивирования фанатизма и невежества, использования женщин экстремистскими организациями со ссылкой на исламские традиции; продолжение средневековой традиции демонологического изображения Мухаммеда, который одновременно предстает значимой фигурой метафизического и исторического плана. Выражение серьезных опасений по поводу растворения ислама в религиозном фанатизме.

Данные суждения представляют общественный интерес и для России, пережившей Буденновск, Норд-Ост, Беслан. Они призваны передать назревшее социальное беспокойство, связанное с рефлексиями о происхождении терроризма, и не имеют ничего общего с возбуждением ненависти либо вражды, унижением человеческого достоинства в связи с отношением к религии.

Хочется еще раз подчеркнуть: все датские иллюстрации находятся в рамках правового поля, подпадают под защиту ст. 10 "Свобода выражения мнений" Европейской Конвенции по правам человека. Включая иллюстрацию демонологического плана, на которой изображенный в полный рост Мухаммед демонстрирует ореол в форме перевернутого полумесяца, как бы продетого сквозь тюрбан; при этом средняя часть полумесяца затенена и потому по бокам тюрбана отчетливо проступают грани, похожие на рожки.

Начиная с эпохи Средних веков, встречаются изображения пророка Мухаммеда в виде грешника или черта. Если поставить в позицию "вне закона" одну отдельно взятую датскую иллюстрацию "Мухаммед с рожками", то вслед за этим нужно автоматически вычеркнуть из правового поля миллионные тиражи классики мирового искусства - "Божественную комедию" Данте, содержащую описание мук пророка Мухаммеда в аду (он предстает в восьмом круге ада с вываливающимися внутренностями) в сопровождении соответствующих иллюстраций Г. Доре, У. Блейка, О. Родена, С. Дали.

В свою очередь, существуют взрывоопасные, с точки зрения веротерпимости, страницы Корана и комментарии к нему (например, с призывами к мучительному наказанию иноверцев - Коран (9, 3-5)), также изданные миллионными тиражами.

Традиции межконфессиональной полемики между христианством и исламом уходят в глубь веков и, как всякий процесс борьбы идей и мнений, с трудом поддаются правовому регулированию. До сегодняшнего дня законодатель в России мудро обходил эти "подводные рифы", конституционно закрепив идеологическое многообразие, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения или же не иметь таковых. При этом законодатель сосредоточил внимание на защите прав конкретных граждан или социальных групп, пресекая противоправные действия по признакам их религиозной принадлежности.

Правоприменительная практика, которую под предлогом защиты религиозных чувств мусульман от "датских карикатур" формируют Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и Прокуратура РФ, представляет собой попытки защитить не права конкретных верующих, а ужесточить контроль над СМИ. Cуществует также версия о том, что действия названных государственных органов изначально лежат "по ту сторону закона", поскольку призваны негласно обеспечить "благоприятный" идеологический фон для развития плодотворных контактов России с Ираном и новым руководством Палестины.

Так или иначе, вынесение предупреждений изданиям, инициирование уголовного преследования - все эти меры по ограничению свободы выражения мнений в рассмотренных выше случаях не отличаются признаками пропорциональности и соразмерности. Аналогичные санкции в отношении СМИ, в той или иной форме воспроизведших датские иллюстрации, предпринимались только в странах с традиционно преобладающим мусульманским населением - Алжире, Иордании, Йемене, Малайзии, которые, в отличие от России, не подписывали Европейскую Конвенцию по правам человека с ее ст. 10 "Свобода выражения мнений".

Помимо юридических санкций, осветившие "карикатурный скандал" российские масс-медиа испытали прессинг административного давления со стороны высокопоставленных чиновников исполнительной власти. Некоторые СМИ (например, вологодская газета "Наш регион", петербургский сайт www.bitchx.ru) были закрыты владельцами, которые не стали дожидаться официальных распоряжений.

Совет квалифицирует данные действия как попытку возродить институт цензуры, погрузить страну в пучину информационной изоляции и невежества.

По сравнению с иноязычной, информация на русском языке о публикации в датской газете Jyllands-Posten от 30 сентября 2005 г. - разрозненная, неполная, ненасыщенная, слабо отражающая существо происходящего. В результате 55 процентов россиян оказались убеждены, что в данной публикации содержатся провокационные изображения, в которых высмеивается пророк Мухаммед, а 38 процентов рассматривают их как "оскорбительные для мусульман безответственные действия" датской газеты и присоединившихся к ней западных СМИ; 17 процентов полагают, что эта информационная кампания была заранее спланирована Западом, желающим подогреть антимусульманские настроения (согласно данным опроса Российского Центра Исследования Общественного мнения ("ВЦИОМ") от 7 марта 2006 г.)

Причины неадекватного донесения до аудитории информации о "датском скандале" - не только "внешние", но и "внутренние", и главная из них - это экспансия самоцензуры в российских СМИ. Если Jyllands-Posten протестовала против невозможности освещать только одну тему, то не имеющая стабильных источников существования, испытывающая постоянное давление властных структур отечественная журналистика уступает "без боя" десятки подобных злободневных тем. Многие российские СМИ просто побоялись затрагивать "опальную" датскую проблематику. Те же, кто решился высказаться в весьма осторожном и умеренном тоне, угодили в юридические и административные жернова.

Строго говоря, "в духе Jyllands-Posten" в России выступил только один человек - православный публицист, профессор Московской духовной академии, диакон Андрей Кураев.

"Я считаю, что настало время снять табу с темы агрессивности, растворенной в мире ислама, - сказал А. Кураев в интервью корреспонденту газеты "Время новостей" К. Василенко от 13 февраля 2006 г. - Я считаю, что мы должны всячески подстегивать мусульманских интеллектуалов вести обеззараживающую работу в их собственной среде, подбирая и создавая мирные толкования воинственным стихам Корана, а отнюдь не те, что посланы в Россию Саудовским королем. Чем подстегнуть таких толкователей? Ну конечно, не оружием и не полицейскими санкциями. Надо просто снять табу с нашей стороны на публичные высказывания наших страхов перед лицом такого ислама".

На сегодняшний день в России отсутствует национальный проект, связанный с целенаправленным культивированием насыщенного информационного пространства и плюрализма мнений, с укреплением института частных независимых СМИ. Оскудение информационных потоков порождает стремительно нарастающий информационный вакуум, который насыщается с помощью трансляции идеологических стереотипов, мифов и домыслов. Назвать данные процессы национальным информационным проектом в эпоху информационного общества не поворачивается язык. Только наличие общественной и государственной воли к преодолению тенденций информационной изоляции способно изжить рецидивы мышления homo soveticus.

Председатель Совета по информационным спорам в РО,
профессор доктор юридических наук,
член Международной Ассоциации юристов СМИ
С.И. Улезько

Секретарь Совета по информационным спорам в РО,
кандидат филол. наук,
член Международной Ассоциации юристов СМИ
А.А. Синеок

Комментарий: Доклад был опубликован на сайте Центра экстремальной журналистики 21 марта 2006 года.
Ссылки на данную статью [2]