Центр "СОВА" выпустил книгу "Язык вражды против общества"

Эта книга подводит итог очередного этапа многолетнего проекта, посвященного проблеме этнической и религиозной интолерантности (языка вражды) в средствах массовой информации в современной России. Проект велся и ведется коалицией неправительственных организаций; на момент подготовки этой книги в нее входят Центр развития демократии и прав человека, Информационно-исследовательский центр "Демос", Центр экстремальной журналистики и Информационно-аналитический центр "СОВА".

Сборник открывается последним докладом по мониторингу "Совы".

Статья "Индекс (ин)толерантности" представляет иную методику оценки языка вражды. К сожалению, на основе этой методики пока не проведены достаточно масштабные исследования. Мы можем представить лишь один пример, и то использовавший лишь качественную сторону предлагаемого "индекса", - это статья Р. Акифьевой и А. Толкачевой о двух официальных газетах Петербурга.

Статья же В. Шнирельмана представляет язык вражды в СМИ как часть более общего процесса развития этнической ксенофобии в обществе, в том числе развития "культурного расизма" (и принципиального для него механизма стереотипизации).

Столичную картину дополняют статьи авторов, представляющих ситуацию в своих регионах. Мы стремились отобрать статьи, предлагающие какой-то дополнительный угол зрения на язык вражды. Так, в статье Е. Кислова о Бурятии отмечены не только тенденции в СМИ, но и приведены очень показательные примеры стереотипного "этнического языка" простых граждан. Статья А. Кочергина на примере СМИ Краснодарского края обращается к соотношению этнической тематики (и используемого при этом языка) со все более значимой в последние годы темы безопасности.

Следующие три статьи сборника посвящены определенным тематическим или жанровым разновидностям языка вражды. В. Ахметьева пишет о "чеченцах" в СМИ - о медиа-образе чеченского народа (но не о самой чеченской проблеме). С. Лукашевский рассматривает неправительственные организации как объект языка вражды - по аналогии с этническими или религиозными группами. И наконец, А. Денисова пишет о языке вражды в интернете.

Лишь в крайних случаях, по нашему убеждению, язык вражды должен преследоваться правоохранительными органами. Но, если уж до этого доходит, немедленно возникает проблема экспертизы текста, о которой "СОВА" публиковала статьи и в предыдущих своих изданиях. Именно проблемам экспертизы посвящены две последние статьи сборника. Статьи О. Грунченко и М. Кроза и Н. Ратиновой написаны с разных позицией, но обе они затрагивают и такую важную проблему: в каких случаях и к каким экспертам уместно обращаться , с целью оценки текста.


СОДЕРЖАНИЕ

  • Галина Кожевникова. Язык вражды: после Кондопоги

  • Эдуард Понарин, Дмитрий Дубровский, Анна Толкачева, Раиса Акифьева. Индекс (ин)толерантности прессы

  • Виктор Шнирельман. СМИ, "этническая преступность" и мигрантофобия

  • Раиса Акифьева, Анна Толкачева. Трансформация дискурса проправительственной прессы Санкт-Петербурга: толерантность "до" и "после" Кондопоги

  • Алексей Кочергин. Язык вражды как следствие секьюритизации этничности (случай Краснодарского края)

  • Евгений Кислов. Язык вражды в Республике Бурятия

  • Валерия Ахметьева. "Люди с песьими головами": образ чеченцев в российских СМИ

  • Сергей Лукашевский. НПО в зеркале российских СМИ: дискредитация, диффамация, пропаганда

  • Анастасия Денисова. Cyber H8 - ответный удар

  • Михаил Кроз, Наталья Ратинова. От языка вражды к возбуждению ненависти: проблемы судебно-экспертной оценки ксенофобских материалов СМИ

  • Оксана Грунченко. Назначать, нельзя отказаться, или Назначать нельзя, отказаться


    Презентация книги прошла 29 мая 2007 года в Независимом пресс-центре

    В Москве книгу можно получить, обратившись в Центр "СОВА".

  • Ссылки на данную статью [3]