Новости по теме

Дискуссия по поводу возможности конституционной реформы

Дискуссия о возможности и необходимости изменения Конституции РФ, начатая Геннадием Райковым, была продолжена в целом ряде СМИ.
Предложенные Геннадием Райковым тезисы практически никто не поддержал. Из политиков в пользу этой идеи выступил только Сергей Бабурин, который считает, что "погнавшись за западными моделями, наши либералы навязали нам Конституцию, не соответствующую по исходным параметрам тому образу жизни, тем традициям, на которых строится российское общество. Значит эта Конституция не может прижиться надолго".

Поддержали идею изменения Конституции и ряд читателей "Литературной газеты". Основным аргументом "за" предложение Г.Райкова было то, что Конституция неконкретна. Высказывались предложения закрепить в Основном законе социальную ориентацию государства, ввести ответственность законодательной власти перед избирателями и правительства перед парламентом. Предлагалась идея созыва Учредительного собрания.

Против изменения Конституции выступили академик Александр Яковлев (один из авторов Конституции), бывший председатель Конституционного Суда России Марат Баглай, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Леонид Мамут. Их основные аргументы сводились к следующему.

Во-первых, российская Конституция - грамотно составленный, непротиворечивый, выверенный документ, прошедший международную экспертизу и получивший самую высокую оценку международных специалистов.

Во-вторых, изменение Конституции спровоцирует серьезную внутриполитическую дестабилизацию.

В-третьих, для конкретизации тех или иных положений Конституции совершенно не обязательно изменять сам Основной закон, вполне достаточно принять соответствующие законы по отдельным вопросам.

В-четвертых, утверждение, что наша Конституция не определяет соотношения между правами и обязанностями и провоцирует произвол, неверно. В ее тексте есть положение "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". С юридической точки зрения, этого вполне достаточно.

В-пятых, изменения, которые предлагает Г.Райков, бессмысленны сами по себе. Понятие "общины", которое он хочет закрепить в российской Конституции" и немецкое понятие "общины", на которое он ссылается как на пример, не идентичны. Попытка же перевести спор о Конституции в идеологическую плоскость (тезис Г.Райкова о том, что ультралиберальная по идеологии Конституция запрещает главенство какой-либо идеологии) и вовсе лишает дискуссию смысла, поскольку выводит ее за пределы правовой тематики.

Дискуссия о возможности и необходимости изменения Конституции возобновилась после парламентских выборов и получения партией "Единая Россия" конституционного большинства". Однако тональность ее изменилась. В декабре 2003 г. со стороны политиков в основном звучали голоса в пользу изменения Основного закона. Причем не только со стороны "пропрезидентского большинства", но и со стороны либералов. Так, в программном интервью "Независимой газете" Ирина Хакамада заявила, что "Конституцию надо изменить, чтобы правительство наконец оказалось ответственным перед избирателем - через парламентское большинство" . Причем это предложение относится в том числе и к нынешней ситуации: "Единая Россия" должна сегодня Грызлова не спикером Думы сделать, а премьером. И через четыре года победившая ЕР, а не Путин и не Касьянов, должна отчитаться перед обществом" .

Эксперты же продолжают подчеркивать опасность изменения Конституции. Так, в интервью "Известиям" 13 января 2004 г. глава аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин предположил, что процесс изменения Конституции сначала будет опробован на техническом вопросе - укрупнение регионов, "а потом девственность документа будет утрачена, технология проведения поправок отработана, и можно пересматривать более серьезные вещи. А какие там будут варианты - это видно только администрации президента" .

Ссылки на данную статью [1]