Проблемы в сфере свободы совести: выступление эксперта центра «Сова» в Варшаве

С 26 сентября по 7 октября 2022 года в Варшаве проходит ежегодная конференция ОБСЕ по человеческому измерению (Warsaw Human Dimension Conference). 28 сентября эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирёва выступила на пленарной сессии II «Фундаментальные свободы I».Публикуем текст выступления полностью.


Уважаемые участники конференции, мне хотелось бы обратить внимание на некоторые проблемы в сфере свободы совести, возникшие именно в последние два года в России.

 

1.    В России есть статус «нежелательной иностранной организации». Он присваивается организации во внесудебном порядке и без каких-либо конкретных обвинений. При этом любое сотрудничество с такой организацией наказуемо в России. В 2021 году Генеральная прокуратура РФ признала нежелательной деятельность в России четырех религиозных организаций церкви «Новое поколение», действующих в Латвии и Украине, а также двух американских организаций Церкви саентологии.

Эти решения сами по себе создают угрозу религиозной свободе. Уже несколько десятков российских пятидесятников были наказаны за участие в пасторской конференции около Москвы в декабре прошлого года. Уже открыто уголовное дело о сотрудничестве с нежелательной организацией. Обыски по этому делу прошли не только у верующих церквей «Нового поколения». Например, в Москве был заключен под стражу пастор-пятидесятник Николай Улитин,не относящийся к этой церкви.

 

2.    Участились случаи применения против последователей разных религиозных объединений статьи 239 УК о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. Есть уже несколько дел по этой статье в отношении евангельских христиан. В Новосибирске в сентябре началось рассмотрение дела Церкви последнего завета, руководители которой обвиняются по этой и еще ряду статей и уже два года находятся под стражей, при этом один из них жаловался на пытки.

 

3.    В октябре 2021 года Верховный суд постановил, что при запрете религиозной организации как экстремистской религиозная деятельность верующих сама по себе не является преступлением. Увы, известна лишь пара случаев оправдания верующих на основании этого постановления. Репрессии против целого ряда религиозных объединений продолжаются. Это относится, например, к мусульманам – последователям Саида Нурси, участникам течения «Таблиги джамаат», и другим. Но самые масштабные репрессии – в отношении Свидетелей Иеговы. При этом все чаще применяется лишение свободы. За пять лет с момента запрета, по сведениям самих Свидетелей Иеговы, обвиняемыми по таким делам стали более 600 человек. По состоянию на середину сентября за решеткой (в колониях и СИЗО) находилось 97 Свидетелей Иеговы.

 

4.    Систематическое давление на религиозные меньшинства со стороны властей неизбежно привело к усилению «антисектантской» риторики в масс-медиа. Диффамационные материалы о протестантских организациях и новых религиозных движениях стали чаще появляться в федеральных и региональных средствах массовой информации, и это не вызывает ни административных санкций, ни общественного порицания.

5.    Продолжаются запреты религиозных текстов как экстремистских. Уже в этом году в список таких текстов снова попали русские переводы авторитетнейших мусульманских текстов XV века, например, изложение сборника хадисов «Сахих аль-Бухари».

 

 

 

Мы призываем российские власти:

- Отказаться от использования понятия «нежелательная организация», в том числе применительно к религиозным объединениям.

- Отказаться от запрета книг и других материалов как экстремистских, в том числе – религиозных.

- Отменить дискриминационное решение о запрете организаций Свидетелей Иеговы и отказаться от практики преследования последователей этой религии за приверженность своей вере.

- Пересмотреть и другие решения о запрете религиозных объединений как экстремистских.

- Отменить «антимиссионерские» поправки из «пакета Яровой», ограничивающие конституционное право на распространение религиозных убеждений.

- Пересмотреть в целом политику в отношении протестантских организаций и новых религиозных движений, поскольку наблюдаемая легитимация «антисектантских» настроений не только противоречит принципу свободы совести, но и угрожает безопасности общества.