Проблемы реализации свободы совести в России в январе – марте 2017 года

Дискриминация религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии

Отмеченная нами в предыдущие годы тенденция усиления «антисектантской» борьбы получила продолжение и в начале 2017. По-прежнему чаще всего дискриминации подвергались представители протестантских организаций и новых религиозных движений.

Наиболее значительным событием здесь стали репрессии в отношении Свидетелей Иеговы. В январе Мосгорсуд подтвердил октябрьское решение Тверского суда Москвы и признал законным предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, вынесенное Генпрокуратурой РФ в адрес Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России. В феврале по требованию Генеральной прокуратуры Министерство юстиции РФ начало внеплановую проверку Управленческого центра. По результатам проверки 15 марта Минюст обратился в Верховный суд РФ с иском о ликвидации Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и запрете деятельности религиозной организации как экстремистской. Сразу же после подачи иска Минюст приостановил деятельность Управленческого центра и входящих в его структуру местных религиозных организаций. 20 апреля Верховный суд ликвидировал Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и 395 местных организаций.

Еще до начала судебного процесса против Управленческого центра несколько общин в регионах были оштрафованы за хранение и распространение экстремистских материалов. В частности, штрафы были наложены на Кисловодскую, Тульскую, Смоленскую, Петропавловск-Камчатскую, Геленджикскую общины. Община в Черкесске была ликвидирована, а Верховный суд РФ подтвердил решение о ликвидации общины Свидетелей Иеговы в Биробиджане.

 

Продолжилось преследование верующих за «незаконную миссионерскую деятельность» в рамках закона Яровой – Озерова. В марте в Краснодарском крае и Орловской области за это были оштрафованы евангельские христиане-баптисты. В Абинском районе Краснодарского края суд оштрафовал на пять тысяч рублей руководителя религиозной группы баптистов, признав его виновным по ч. 4 ст. 5.26 КоАП (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) в связи с тем, что он не подал в Минюст уведомление о начале деятельности религиозной группы. В Орловской области Урицкий районный суд по той же статье оштрафовал на пять тысяч рублей каждого из троих баптистов, за распространение религиозной литературы и приглашение людей на религиозные встречи без уведомления Минюста о начале деятельности религиозной группы.

В феврале дело о незаконном миссионерстве было возбуждено в отношении лидера кришнаитской общины Екатеринбурга. Поводом для него стало проведенное 24 декабря 2016 года с уведомлением властей новогоднее шествие кришнаитов. Лидер общины при этом был одет в костюм Деда Мороза, а его помощницы – в костюмы Снегурочек. Лидеру общины инкриминируется раздача немаркированной должным образом религиозной литературы, хотя разрешение на ведение миссионерской деятельности у него было.

Добавим, что в марте администрация Забайкальского края разослала главам районов и городских округов края письмо с призывом обратить внимание на активизацию деятельности пятидесятников, баптистов и Свидетелей Иеговы и призвала не сотрудничать с представителями этих религиозных организаций. А в Совете Федерации в феврале была создана рабочая группа по борьбе с «деструктивными сектами». Ее главой стала Елена Мизулина.

 

Дискриминации подвергались и представители «традиционных» религиозных организаций. 27 января Центральный районный суд Сочи аннулировал разрешение на временное проживание в России главного раввина города Арьи Эделькопфа. В марте Апелляционная коллегия Краснодарского краевого суда поддержала это решение. В качестве причины отмены разрешения было указано, что раввин «своими действия создает угрозу безопасности РФ». Однако в чем заключается эта угроза, ни управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, ни суд не пояснили. Раввин и его семья прожили в России 16 лет. 3 апреля они покинули страну.

 

Нередко верующим удавалось противостоять дискриминации, в том числе через суд. За нарушение миграционного законодательства в январе был задержан и раввин московской хасидской синагоги «Среди своих» Йосеф Херсонский, но Хамовнический районный суд Москвы закрыл дело в связи с отсутствием состава правонарушения.

Известен случай, когда отстоять свои права удалось обвиненному в незаконном миссионерстве. 18 января Смольнинский районный суд Петербурга прекратил производство по делу Дмитрия Угая, обвиненного в незаконном миссионерстве за лекцию о йоге, прочитанную на городском фестивале «Ведалайф» в октябре 2016 года. Представитель МВД, по чьей инициативе дело было возбуждено, пытался обжаловать постановление о его прекращении, но суд отказался удовлетворить его жалобу.

23 февраля Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу лидера сочинской группы евангельских христиан «Сообщество христиан» Алексея Колясникова, оспаривающего штраф за чтение Библии в кафе, наложенный на него в 2014 году.

6 марта Самарский районный суд Самары прекратил дело в отношении местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), обвинявшееся по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ (представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине либо подложных документов принимающей стороной). Летом 2016 года Управление по вопросам миграции регионального ГУ МВД усмотрело нарушение в том факте, что при постановке на учет иностранных граждан организация указала в качестве адреса квартиру, тогда как формально там должна значиться «комната». Суд счел такой подход «исключительно формальным» и постановил прекратить дело.



 

Конфликты вокруг строительства храмов и передачи имущества религиозным организациям

По-прежнему сохраняется напряженность вокруг строительства храмов, в основном православных. В Петербурге продолжились протесты против строительства храма на берегу Матисова канала. В феврале инициативная группа передала губернатору подписи более двух тысяч горожан, желающих видеть на этом месте поликлинику или детский сад. В Томске начат сбор подписей под требованием отменить строительство часовни в сквере на Новособорной площади. Жители Красноярска выступали против строительства православного храма на Стрелке - между Вантовым мостом и Красноярским музейным центром, желая сохранить набережную. Жители Пскова были недовольны строительством православного храма без проведения общественных слушаний, а жители Обнинска продолжили протестовать против строительства храма около Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского.

Протестующие против строительства «храма-на-воде» в Екатеринбурге использовали нетрадиционные формы протеста. В феврале около сотни человек, взявшись за руки, «обняли» пруд, рядом с которым предполагается строительство. В марте в торговых центрах города появились листовки, стилизованные под рекламу фильма «Искупление-2018» - на одной стороне листовки изображен строящийся храм-на-воде, а под ним - затопленный вагон метро. Под изображением надпись: «Режиссер Михаил Голобородский. В ролях Игорь Алтушкин, Андрей Козицын, Евгений Куйвашев. Автор сценария - митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл». На обороте – текст: «Фильм основан на реальных событиях. Два друга, два миллиардера. Их общая мечта — храм-гигант на искусственном острове, но их гордыня может стоить слишком дорого даже для таких богатых людей».

В Вязниках Владимирской области местные жители протестовали против строительства старообрядческой церкви. Часть протестующих желала на месте храма построить в микрорайоне поликлинику, баню или отделение банка, часть же восприняла строительство как «агитацию вязниковцев примкнуть к иной вере».

 

В исследуемый период отмечены также несколько крупных конфликтов, связанных с передачей имущества Русской православной церкви. В первую очередь следует упомянуть ситуацию вокруг передачи Исаакиевского собора в Петербурге, где протесты продолжаются с прошлого года. В первые три месяца 2017 года здесь прошло несколько акций против передачи собора. После акции 28 января МВД, реагируя на призыв спикера ЗакСа, даже провело проверку, чтобы выяснить, не оскорбила ли эта акция чувства верующих. Материалы проверки были переданы в Следственный комитет, но тот не усмотрел оснований для возбуждения уголовного дела. Несколько депутатов Законодательного собрания города попытались оспорить распоряжение о передаче собора, но суды отказались рассматривать их иски. В проведении референдума по вопросу передачи избирательная комиссия Санкт-Петербурга отказала. Отметим, что сразу два депутата Госдумы – вице-спикер Петр Толстой и Виталий Милонов, комментируя события вокруг Исаакия, допустили антисемитские высказывания, намекнув на еврейское происхождение противников передачи собора.

Продолжился конфликт и вокруг передачи РПЦ кукольного театра в Ростове-на-Дону. В марте стало известно, что передача, вопреки позиции жителей, должна завершиться в 2019 году, при этом новое здание театра предполагает построить в парке «Дружба», который еще требуется перевести в другую категорию земель, чтобы строительство в нем стало возможно. Впрочем, губернатор Василий Голубев пообещал, что переезда не будет до тех пор, пока для театра не будет найдено новое здание, «которое устроит ростовчан, юных зрителей и творческий коллектив, который трудится для детей».

Широкий резонанс вызвал судебный процесс о передаче РПЦ здания Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИИРО). В ноябре 2016 года арбитражный суд подтвердил право церкви претендовать на это здание, апелляционная инстанция в январе 2017 года подтвердила это решение. По словам журналистов, на заседании суда юрист Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) заявила, что «здание научного института будет разрушено, на его месте будет вновь построена церковь». В марте Росимущество, Росрыболовство и ВНИИРО подали кассационные жалобы на решение о передаче РПЦ здания института.

 



Злоупотребления в антиэкстремистской политике

Антиэкстремистское законодательство часто неправомерно применяется по отношению к религиозным организациям.

Как и раньше, выносились чрезмерно суровые приговоры за причастность к «Хизб ут-Тахрир». К обвиняемым в сотрудничестве с «Хизб ут-Тахрир» по-прежнему применяются «террористические» статьи, но приговоры, пожалуй, стали чуть мягче, чем раньше. Например, в феврале Приволжский окружной военный суд на выездной сессии в Нижневартовске признал Руслана Шамсутдинова, Рината Багавеева, Зайда (Эдуарда) Хусаинова и Ильдара Габдракипова виновными по ч. 2 ст. 205.5 (участие в деятельности террористической организации) и ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти) УК РФ и приговорил к условным срокам и штрафам. Длительность сроков не указана, о штрафах известно, что они превышают 100 тыс. рублей. Поскольку до приговора все четверо осужденных содержались в СИЗО, они были освобождены в зале суда.

Однако приговоренным в 2016 году за сотрудничество с «Хизб ут-Тахрир» к условным срокам жителям Башкирии Ришату Гатауллину и Ринату Мамаеву Верховный суд РФ в марте ужесточил приговор и отправил их на 4 года в колонию.

В Татарстане в марте было возбуждено 13 уголовных дел по ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации), в рамках которых прошли масштабные обыски в нескольких районах республики, 15 человек были задержаны, часть из них арестована. Задержания предполагаемых участников «Хизб ут-Тахрир» проходили также в Крыму и в Москве.

В Уфе в конце марта пять человек были осуждены по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (участие в деятельности экстремистской организации) за сотрудничество с не существующей, но запрещенной организацией «Нурджулар». Им были назначены условные сроки от 1 года 10 месяцев до 4 лет, а троим из них запрещена преподавательская деятельность на два года.