Сергей Филатов: «Последовательных сторонников гражданских свобод в среде духовенства меньшинство»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».
Религиовед, руководитель исследовательского проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов прокомментировал для Центра «Сова» призыв митрополита Илариона (Алфеева) в целях борьбы с терроризмом отказаться от существующего понимания принципа отделения церкви от государства, а школы от церкви.

 

Слова Илариона, если не брать в расчет контекст, чему реально учит Русская православная церковь общество, можно было бы принять как предложение, пригодное к рассмотрению: согласиться с чем-то положительным, отказаться от отрицательного, поискать компромиссный вариант присутствия духовенства в школе и т.д. Но контекст показывает нам, чему, собственно, стало бы учить православное духовенство наших школьников. Обратимся для начала к самому яркому представителю высшей церковной бюрократии — отцу Всеволоду Чаплину. Он регулярно выступает за отмену основных принципов нашего конституционного строя: разделения властей, многопартийной системы, независимых судов. Фактически это экстремистская, антиконституционная программа, и если действительно опасаться экстремизма, предполагающего подрыв конституционного строя, то Чаплин должен был бы оказаться одним из главных врагов.

Однако если мы обратимся к высказываниям патриарха, который считает, что многопартийная система подрывает единство нашего народа, и тоже ставит под сомнение основные принципы российской Конституции, то выяснится, что Чаплин просто самый откровенный из всех, кто говорит от имени РПЦ. Если задаться вопросом, а что же все остальные, может, они другие, может, они не стали бы учить несчастных школьников подрывать государственный порядок? В конце концов, есть же духовенство и демократических взглядов… Никто, конечно, не проводил опросов, и точные цифры неизвестны, но убежденных и последовательных сторонников гражданских свобод в среде духовенства, тех, кто стоит за демократию, равенство людей перед законом, разделение властей, в любом случае, меньшинство. При такой политической позиции, которую они тем не менее называют патриотической, хотя по сути она антиконституционная, агрессивная и катастрофическая, представителей духовенства просто опасно пускать в образовательное пространство.

Хочу обратить внимание на один частный вопрос: сейчас патриархия добилась того, что представители православного духовенства непосредственно участвуют в определении политики по отношению к религиозным меньшинствам. И на высшем, и на среднем уровне, когда в каком-нибудь городе решается вопрос, передавать ли сохранившийся костел католикам, дать ли возможность баптистам провести собрание с большим скоплением народа, очень часто спрашивают согласия православного духовенства. И, как правило, православное духовенство добивается попрания закрепленных в Конституции РФ гражданских прав религиозных меньшинств. Напомню, что в этом смысле у Русской православной церкви плохая история: Петр I запретил православной церкви вмешиваться в жизнь российских лютеран, Екатерина запретила вмешиваться в жизнь мусульман, одна из главных целей религиозных меньшинств в 1905 году — это иметь дело исключительно с государственной бюрократией, достичь невмешательства господствующего вероисповедания в жизнь старообрядцев, протестантов и всех остальных. Пока РПЦ вмешивалась, это было беззаконие, произвол и попрание даже тех минимальных прав, которые у религиозных меньшинств были.

При такой деструктивной и агрессивной позиции в частных вопросах, когда церковь, казалось бы, должна быть максимально тактичной и показывать свое уважение к меньшинствам, и в принципиальных вопросах, предполагающих формирование гражданского общества, гражданских добродетелей у молодежи, в частности способности отстаивать закон и порядок в стране, влияние церкви просто опасно, разрушительно. И до тех пор, пока церковь не откажется от этой своей позиции, закрепленной, кстати, в Основах социальной концепции РПЦ, наращивать присутствие православного духовенства в образовательном пространстве крайне опрометчиво.
Ссылки на данную статью [1]