Проблемы реализации свободы совести в России в июле - сентябре 2015 года

Данный обзор основан на новостях, публиковавшихся на нашем сайте. О неправомерном применении антиэкстремистского законодательства см. подробнее в ежемесячных обзорах на эту тему.

 

Правовое регулирование

3 июля 2015 года Государственная Дума РФ приняла проект поправок в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», предполагающий отмену утверждения 15-летнего срока существования религиозной группы для получения регистрации в качестве религиозной организации и требования к религиозным организациям ежегодно представлять информацию о продолжении своей деятельности. Поправки вступили в силу с 16 июля.

В то же время поправки добавили нормы, ужесточающие регистрацию религиозных групп и умаляющие права местных религиозных организаций. В частности, религиозные группы, даже не собирающиеся в дальнейшем регистрироваться как организации, обязаны информировать власти об основах своего вероисповедания, местах совершения религиозных действий и даже обо всех участниках группы. Такая норма противоречит, помимо прочего, нормам о защите персональных данных. Совершенно непонятно, какие группы верующих будут рассматриваться властями как обязанные подавать о себе данные, и это вызывает оправданное беспокойство.

Судя по всему, эти поправки были внесены в закон из соображений безопасности (имея ввиду альтернативные мусульманские группы), по примеру, например, Казахстана, но они окажутся контрпродуктивными и в этом смысле, так как создадут излишнее давление на ту самую среду, радикализации которой опасается государство.

Отметим также внесенный 30 сентября законопроект, предлагающий перенести вопрос о запрете экстремистских материалов на уровень высших судов субъектов Федерации. Такое решение является паллиативным, но все же может уменьшить количество явно неправомерных запретов религиозных текстов (а вот законопроекты, пытающиеся прямо исключить «священные тексты» из сферы действия этого законодательства, работать не могут).

 

 

Конфликты, касающиеся религии и искусства

4 июля 2015 года прихожане Благовещенского храма в Петровском парке Москвы попытались сорвать концерт, посвященный 20-летию радиостанции «Серебряный дождь».

Во время концерта группа верующих во главе с настоятелем храма протоиереем Димитрием Смирновым, устроив небольшую потасовку с охраной, уронив рамку металлоискателя, сбив с ног ведущего Михаила Козырева, прорвалась к сцене, прервала концерт. Люди, пытавшиеся сорвать концерт, говорили, что громкая музыка мешает им молиться. После вторжения концерт продолжился. 6 июля 2015 года директор радиостанции «Серебряный дождь» Дмитрий Савицкий обратился в прокуратуру с жалобой на действия протоиерея Димитрия Смирнова и его прихожан. Последствия этого обращения нам неизвестны. Следует отметить, что о. Димитрий – не рядовой священник, а руководитель одного из отделов Московской патриархии, один из влиятельнейших священников Москвы, известный своей довольно радикальной по тону и активной консервативной публичной проповедью.

14 августа лидер группировки «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео) и несколько его сподвижников устроили погром на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже. Вандалы уничтожили четыре работы скульптора Вадима Сидура, в том числе линогравюру «Распятие». Погромщики кричали, что представленные на выставке экспонаты оскорбляют чувства верующих.

26 августа 2015 года произошло повторное нападение на выставку. Вновь пострадала одна из работ Вадима Сидура.

7 сентября Тверской суд Москвы оштрафовал двоих сподвижников Цорионова – Павла Тимонина и Людмилу Есипенко – на 1 тыс. рублей, признав их виновными по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). 15 сентября по этой же статье был осужден третий участник нападения, Георгий Солдатов, получивший пять суток ареста. Самого Д. Цорионова Тверской суд 22 сентября приговорил к 10 суткам ареста.

По факту погрома было возбуждено и уголовное дело по ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия), и это первый известный нам случай, когда эта статья применяется к значимому конфликту. А в конце сентября Следственный комитет РФ по обращениям православных начал проверку фондов музейно-выставочного объединения «Манеж» на предмет наличия в работах Вадима Сидура признаков возбуждения ненависти, унижения человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, то есть по ст. 282 УК.

26 августа неизвестные сбили фигуру демона с архитектурного памятника постройки начала ХХ века – здания на Лахтинской улице в Петербурге. Акт вандализма произошел через два дня после установки креста на строящемся православном храме напротив. По факту вандализма было возбуждено уголовное дело по той же ст. 243 УК РФ. Подозреваемый был задержан и дал признательные показания, но по делу проходит только в качестве свидетеля. Вскоре после инцидента состоялся сход жителей Петербурга против вандализма, собравший несколько сот протестующих.

В сентябре активисты общественного движения «Народный собор» потребовали запрета выставки «Тело человека» в Санкт-Петербурге. По их мнению, выставка может нанести серьезный вред психике ее посетителей. Представители Совета муфтиев России поддержали православно-националистических активистов.

 

Дискриминация религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии

Продолжается кампания преследования Свидетелей Иеговы. В июле сотрудники полиции и казаки сорвали трехдневный конгресс Свидетелей Иеговы, проходивший в Крымске Краснодарского края. Стадион, на котором проводилось мероприятие, был обесточен, а казаки забрасывали верующих камнями.

В июле же таможня задержала на границе с Финляндией 2016 экземпляров Библии в переводе Свидетелей Иеговы, предназначенных для распространения среди российских граждан. Три экземпляра Библии были изъяты для проведения проверки на предмет признаков экстремизма.

Верующих этой организации в разных регионах штрафовали за проповедническую деятельность и распространение религиозной литературы.

В начале августа в Нижнем Новгороде были убиты шестеро детей и их мать. В убийстве подозревается состоящий на учете у психиатра отец детей. Рассказывая об этом, большинство журналистов сочли нужным упомянуть, что подозреваемый является адвентистом. Однако из нижегородской церкви адвентистов седьмого дня он был исключен еще в 2007 году, о чем руководители церкви сразу же сообщили журналистам.

Тем не менее, во многих опубликованных материалах нижегородскую трагедию продолжали связывать с церковью адвентистов седьмого дня, излагая недостоверную информацию об учении этой церкви и имеющихся в ней практиках и обычаях.

Сразу же после убийства сотрудники правоохранительных органов провели обыски в 14 молитвенных домах адвентистов, воскресной школе и телекомпании церкви в Нижегородской области, а также в церквях Владимирской области и в доме президента Волго-Вятского объединения Церкви христиан адвентистов седьмого дня Александра Синицына.  

Несколько раз официальные лица публично выступали с «антисектантскими» высказываниями. Например, глава Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков, выступая в конце сентября на конференции «Предупреждение вовлечения молодежи в деятельность террористических и экстремистских организаций» в  Белгороде, дал оценку российским новым религиозным движениям, упомянув среди экстремистских «квазирелигиозных» и «квазихристианских» групп Свидетелей Иеговы, «Белое братство», «Церковь последнего завета» и еще несколько групп, не практикующих насилие.

Глава межфракционной депутатской группы в Госдуме по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов в сентябре объявил о готовящихся «антисектантских» поправках в законодательство. При этом он рассказал журналистам об опасности «сект», среди которых упомянул саентологов и «секту адвентистов, причем с огромными деньгами, с крайне агрессивным стилем поведения».

 

Злоупотребления в антиэкстремистской политике

В описываемый период мы зафиксировали большое количество фактов неправомерного применения антиэкстремистского законодательства, в том числе и по отношению к религиозным организациям. В частности, были признаны экстремистскими несколько религиозных текстов.

12 августа городской суд Южно-Сахалинска признал экстремистской книгу "Мольба (дуа) к богу: ее назначение и место в Исламе", которая представляет собой краткие пояснения к аятам Корана, приведенным на арабском и в русском переводе. Суд согласился с выводом автора экспертизы о том, что в коранических текстах, приведенных в книге, и комментариях к ним содержится пропаганда превосходства ислама над другими религиями.

Это решение вызвало значительный общественный резонанс. Президент Чечни Рамзан Кадыров потребовал наказания для судьи и прокурора, вынесших это решение. Уже 14 сентября прокуратура Южно-Сахалинска опротестовала это решение, заявив, что изначально просила «признать экстремистским только мнение автора этой книги, а не аяты из Корана», хотя в действительности это было не так. А 21 сентября депутат от Чечни Шамсаил Саралиев внес на рассмотрение Государственной думы РФ проект поправок в закон «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающий признавать экстремистскими священные тексты (а 14 октября законопроект сходного содержания внес сам президент РФ). Решение суда ожидает пересмотра.

В сентябре Роскомнадзор обязал администрацию буддийского сайта «Тхеравада.ру» удалить неcколько сутр Палийского канона (собрание священных для буддистов текстов, записанных в I веке до н. э.), поскольку в них «содержится пропаганда суицида».

Экстремистскими были признаны и очередные материалы Свидетелей Иеговы. В сентябре суд удовлетворил иск прокуратуры Кургана и признал экстремистскими книгу «Сохраняйте себя в божьей любви» и брошюру «Пусть на вас влияет дух Бога, а не дух мира».

Зато Курский областной суд в июле отменилрешениеЛенинского районного суда Курска от 11 апреля 2014 года о признании экстремистским материалом книги «Что Бог говорит нам через Иеремию». Поэтому данная книга Свидетелей Иеговы должна быть исключена из Федерального списка экстремистских материалов.

 

В сентябре житель Калуги был оштрафован на 30 тысяч рублей по ч. 2 ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики) за публикацию «ВКонтакте» изображений, «направленных на дискредитацию христианского вероучения, церковных традиций религиозной жизни (поклонение мощам и почитания святых), а также самого института Церкви». Даже из формулировок судебного решения видно, что собственно сакральных предметов он не осквернял, а лишь полемизировал с вероучением. 


При подготовке использовались средства, предоставленные в рамках проекта EIDHR/2014/348-053 «Противодействие всем формам дискриминации по признаку религии и убеждений в Российской Федерации», финансируемого Европейским Союзом, представленным Европейской Комиссией.