Борис Фаликов: «Пока чиновники силовых ведомств будут бороться с угрозами для российской безопасности, опираясь на мифические домыслы, угрозы будут только расти»

Религиовед Борис Фаликов - специалист по новым религиозным движениям, доцент Учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета – прокомментировал для Центра «Сова» антисектантское заявление главы Антитеррористического комитета.

 

 

 

Заявление главы Антитеррористического комитета Андрея Новикова довольно типично для представителей силовых ведомств, когда они говорят о религиозной ситуации в стране. Поэтому есть смысл его проанализировать. Суть его сводится к тому, что урон российской безопасности наносят в равной степени организации типа ИГИЛ, неонацистские, ультранационалистические группы, а также (внимание!) «квазирелигиозные деструктивные секты». С научной точки зрения последнее название носит совершенно бессмысленный характер. К счастью, Новиков поясняет, что он имеет в виду. Это «Южный крест», «Черный ангел», «Белое братство» и «Церковь Последнего завета».

Попробуем разобраться, о чем идет речь. «Южный крест» и «Черный ангел» - это группы сатанистского толка, восходящие к учению американца Ла Вея, во многом связанного с субкультурой тяжелого рока. У нас о них много писала желтая пресса в 1990-е годы, но ни о каких конкретных фактах речь не шла, все это было на уровне «городских легенд». Сейчас о них благополучно забыли все, кроме профессиональных борцов с сектами. «Белое братство» - апокалиптический культ начала девяностых - сохранился лишь на бумаге - в справочниках тех же сектоборцев. Его пророчица  Мария Дэви Христос давно сменила имя на Викторию Преображенскую и сейчас проповедует на своем сайте в Интернете. Причем, если бы Андрей Новиков послушал ее проповеди, я подозреваю, они бы ему понравились. Виктория клеймит Киевскую хунту, покушающуюся на славянский мир. И обличает ее как часть заговора Запада, которым правят рептилоиды. Если убрать загадочных рептилоидов, это один к одному совпадает с тем, о чем говорят нам на российских федеральных каналах. И, наконец, «Церковь Последнего завета» - это реально существующее и официально зарегистрированное новое религиозное движение. Однако, оно вряд ли может представлять угрозу российской безопасности уровня ИГИЛ, потому что безвылазно обитает в тайге под Красноярском, где строит утопическое будущее.

Заявление главы Антитеррористического комитета можно было бы списать на научное невежество и поставить точку. Но речь идет о вещах более серьезных и опасных. Во-первых, Новиков в своих заблуждениях не одинок, их разделяет множество его коллег из силовых ведомств. И во-вторых, генезис этих заблуждений носит вполне определенный характер. Они восходят к деятельности отечественных сектоборцев, зачастую вещающих от имени РПЦ. Об этом свидетельствует их излюбленный термин «квазирелигиозные деструктивные секты», которым пользуется и Новиков. Смысла он не имеет, но именно поэтому отлично выполняет роль пугала для широкой публики. Кроме того Новиков применяет типичный прием сектоборцев, когда совершенно разные явления ставятся в один ряд с чем-то реально опасным. Понятно что ИГИЛ бросает зловещую тень на все, что оказывается с ним рядом.

До тех пор пока чиновники силовых ведомств будут бороться с угрозами для российской безопасности, опираясь не на научную экспертизу, а на мифические домыслы борцов с сектами, эти угрозы будут только расти. 

 

Ссылки на данную статью [1]