Проблемы реализации свободы совести в России в 2010 году

Резюме
Правовое регулирование, касающееся религиозных организаций : Законы, принятые в 2010 году : Инициативы, не получившие (пока) развития
Проблемы, касающиеся мест богослужения : Проблемы со строительством культовых зданий : Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям : Положительное решение конфликтных ситуаций
Покровительство властей по отношению к некоторым религиозным организациям
Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства : Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации : Дискриминация "нетрадиционных" религиозных организаций : Иные случаи дискриминации и неправомерного вмешательства
Религия в армии и силовых структурах
Религия и светское образование
Недостаточность защиты от диффамации и нападений

Информационно-аналитический центр «СОВА» представляет пятый ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации.
Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Вся эта информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте.

По событиям предшествующих годов, описанных в предыдущем докладе[1], здесь даны только необходимые обновления. Задачей доклада не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере, произошедших в течение года; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, представлены в составе отдельного доклада, посвященного этой теме.

В нынешнем докладе не будет отражена религиозная ситуация на Северном Кавказе.

Резюме

2010 год принес продолжение и развитие тех тенденций, о которых мы говорили в аналогичном докладе год назад.

Самая существенная из этих тенденций определенно является одним из приоритетов в политике президента Дмитрия Медведева – сближение властей с избранными религиозными организациями. Основой списка «избранных» является, конечно, перечень четырех «традиционных религий», закрепленный еще в 2009 году в нормативной базе, но этот список не понимается как окончательный. В каких-то вопросах список «избранных религий» де-факто пополняется протестантами, а в каких-то из списка могут выпадать буддисты. Иначе говоря, государство приглашает религиозных лидеров к конкуренции за реальное взаимодействие с властями. Видимо, это соответствует общему курсу на постепенно расширяющееся, но избирательное взаимодействие власти с институтами гражданского общества.

По всей видимости, этот курс предполагает сворачивание бурных дискуссий, затрагивающих проблему секулярности государства. В начале года состоялись знаковые в этом смысле отставки.

В январе из Министерства юстиции были уволены чиновники, курировавшие связи с религиозными организациями: заместитель министра Алексей Величко и начальник департамента по некоммерческим организациям Сергей Милушкин. По данным директора Института религии и права Романа Лункина, А. Величко покровительствовал «сектоборцам» из возглавляемого Александром Дворкиным Экспертного совета (чья деятельность была фактически заморожена вскоре после создания) и был инициатором разработки поправок к законодательству, ограничивающих миссионерскую деятельность.

В начале марта из аппарата Правительства был уволен ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов, известный своей последовательной и взвешенной позицией в деле защиты конституционного принципа светскости государства. В апреле стало известно об уходе с поста референта управления Администрации Президента РФ по внутренней политике Александра Кудрявцева.

Зато в апреле же получил повышение в Администрации Президента Иван Демидов, курирующий, в частности, связи с религиозными организациями. Известные контакты Демидова с консервативными православными деятелями делают его не лучшей фигурой для такой непростой работы. Но, вероятно, продвижение чиновника, связанного с политическим православием, имеет смысл для президента Медведева, явно более близкого к Русской православной церкви, чем его предшественник.

С одной стороны, проправославный курс Медведева активно поддерживается целым рядом высокопоставленных чиновников и губернаторов, что часто приводит к по-настоящему скандальным ситуациям (как в Калининградской или Белгородской областях).

С другой стороны, весьма секуляризированное общество и, в частности, чиновничество стихийно сопротивляется этому курсу. Эксперимент по преподаванию знаний о религии и этике в школах не дал существенного преимущества православию. Применение закона о военном духовенстве буксовало в течение всего года. В течение целого года не принимался также президентский законопроект о передаче недвижимости религиозным организациям.

Но, в конце концов, закон вступил в силу, и в этом году мы можем ожидать большого количества конфликтов вокруг различных зданий, в первую очередь с участием РПЦ. Насколько сегодняшняя РПЦ может быть напориста в реализации данных ей привилегий, смогло убедиться в 2010 году музейное сообщество.

Наблюдается противоречивая динамика в дискриминации по религиозному признаку. С одной стороны, мы наблюдаем несколько меньше случаев прямой дискриминации организаций религиозных меньшинств. В частности, это касается проблем с молитвенными зданиями и проблем с регистрацией.

С другой стороны, отмечено все больше случаев индивидуальной религиозной дискриминации, не столь распространенной ранее. Не уменьшается размах мотивированного ненавистью вандализма и насилия.

В целом, произвол чиновников отнюдь не фокусируется только на тех группах, которых оппоненты относят к «тоталитарным сектам» или «нетрадиционным мусульманам»; проблемы постоянно возникают у самых разных групп, например, у баптистов или буддистов.

И конечно, по-прежнему очень острой проблемой остается неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в связи с реализацией свободы совести (эта проблема подробнее освещена в другом докладе нашего Центра). Все более серьезными являются преследования Свидетелей Иеговы, сопровождающиеся также произволом различных мелких чиновников и нападениями со стороны частных лиц.


Правовое регулирование, касающееся религиозных организаций

Законы, принятые в 2010 году

В 2010 году было принято несколько важных законодательных актов, касающихся деятельности религиозных организаций.

Наиболее важным из них стал закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», разработка которого была начата еще в 2009 году.

Согласно закону, имущество религиозного назначения может передаваться соответствующим федеральным, региональным или муниципальным органом власти религиозным организациям – либо в собственность, либо в безвозмездное пользование на определенный срок.

Закон закрепляет за религиозными организациями обязанность по выполнению всех требований, касающихся обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включая проведение реставрационных работ и создание условий доступа. Вместе с тем предусматривается, что объекты культурного наследия федерального значения могут передаваться в собственность только централизованным религиозным организациям. Процесс передачи должен быть публичным.

Хотя закон не распространяется на имущество, входящее в состав Музейного фонда РФ, документы Архивного фонда РФ и Национального библиотечного фонда, его принятие вызвало протесты музейного сообщества.

Протесты не помогли, окончательно принятый в Думе в ноябре, закон вступил в силу уже 3 декабря.

Сходный региональный закон, принятый в мае в Санкт-Петербурге, таким образом, не успел толком заработать. А в Калининграде соответствующий региональный закон был принят 28 октября, а массовая передача объектов началась уже до этого (см. ниже).


В марте Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно этому закону, религиозные организации оказались включены в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций и получили возможность претендовать на финансовую, имущественную, информационную, консультативную поддержку своих благотворительных проектов со стороны государства. Закон был подписан Президентом 6 апреля.

27 декабря 2010 г. Президент подписал закон об облегчении условий для въезда и пребывания в РФ высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей. Согласно закону, иностранные специалисты получают возможность одновременно с получением разрешения на работу в России продлевать срок временного проживании и получать разрешение на въезд для членов своих семей помимо соответствующих квот для работы иностранцев. Вместе с тем закон запрещает привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в России в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической и другой религиозной деятельностью, в том числе совершения богослужений, религиозных обрядов, обучения религии. Пока трудно представить, как этот закон будет применяться: ведь высококвалифицированные иностранные специалисты, например, имеющие ученые степени в богословии, работают во многих религиозных организациях, не только у католиков или мусульман, но также и в РПЦ.

В заключение следует отметить не столь значимый символический закон. В мае были утверждены поправки к закону «О днях воинской славы и памятных датах России», устанавливающие новую памятную дату – День крещения Руси. Отмечаться праздник будет 28 июля. Заметим, что сохраняется и практика объявления религиозных праздников выходными днями в разных регионах. В частности, в Калмыкии приходится заново подтверждать выходной день в переходящий праздник дня рождения Будды Шакьямуни.


Инициативы, не получившие (пока) развития

В феврале Конституционный суд (КС) РФ обязал Федеральное Собрание принять поправку к ст. 392 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ и внести в перечень оснований для пересмотра решений российских судов решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Сейчас в ГПК нет соответствующей нормы, хотя она есть в уголовном и арбитражном процессуальном праве. Поэтому решения ЕСПЧ, в том числе в отношении религиозных организаций, могли легко не выполняться.

Однако решение КС до сих пор не вызвало отклика в Федеральном Собрании, хотя такие решения КС в соответствии с законом о нем обязательны для исполнения парламентом.

В январе губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко отреагировала на депутатский запрос 2009 года по поводу забоя скота в Апраксином дворе на Курбан-байрам. Губернатор признала, что забой скота в Апраксином дворе нарушил несколько нормативных актов, но не сочла необходимым принять специальный городской закон, регламентирующий ритуальный забой скота, о чем просили депутаты.

Член Совета Федерации Амир Галлямов выступил с «симметричным ответом» законодательному закреплению Дня крещения Руси в качестве праздника, предложив внести в календарь памятных дат и День принятия ислама. Эту идею поддержали депутаты Госсовета Татарстана, но широкой поддержки она не нашла.

В марте депутат КПРФ Борис Кашин вновь попытался исключить из гимна России слово «Бог». Его аналогичная инициатива в 2009 году не получила развития в связи с отсутствием заключения правительства. Теперь Б. Кашин получил отрицательное заключение заместителя председателя аппарата правительства Сергея Собянина, однако повторил попытку убедить депутатов в необходимости изменения гимна.


Проблемы, касающиеся мест богослужения

Многим религиозным организациям по-прежнему приходилось сталкиваться с трудностями при строительстве или эксплуатации уже имеющихся культовых зданий.


Проблемы со строительством культовых зданий

Как и в 2009 году, проблемы при строительстве храмов возникали чаще всего у мусульман.

Одним из самых крупных конфликтов стало противостояние жителей московского микрорайона «Текстильщики» строительству мечети на Волжском бульваре. Начиная с сентября здесь постоянно проходили акции противников и сторонников строительства, против строительства был начат сбор подписей.

Местные жители ссылались на трудности с парковкой в случае появления мечети, опасность вырубки зеленых насаждений (мечеть планировалось построить на пустыре), на возможное негативное отношение к владельцам собак и т.д. Организатором нескольких акций противников выступило движение «Мой двор» (социальное движение, полностью контролируемое ультраправыми активистами). В информационной кампании против строительства принимали участие ультранационалистические организации РОНС, ДПНИ и другие.

В октябре власти Юго-Восточного административного округа обратились к мэру Москвы с предложением перенести строительство в другое место. В феврале 2011 года вице-мэр Москвы Александр Горбенко подтвердил, что на Волжском бульваре мечети не будет.

Против строительства мечети выступили и жители Пензы. В сентябре там начался сбор подписей за перенесение строительства в сельские районы компактного проживания мусульман. Местные жители выразили возмущение отсутствием общественных слушаний при принятии решения о строительстве мечети в городе. Кроме того, выделенный участок расположен на территории березовой рощи, против уничтожения которой выступают противники строительства.

В Тюмени городские власти отказали региональному Духовному управлению мусульман в предоставлении земельного участка для строительства мечети. После того, как вопрос о переполненности тюменских мечетей обсуждался на встрече президента Дмитрия Медведева с российскими муфтиями, администрация города предложила мусульманам этот участок. Но в сентябре 2010 года власти отозвали свое решение, мотивировав отказ тем, что участок предусмотрен генеральным планом города для других целей.


У протестантов тоже нередко возникают трудности со строительством культовых сооружений. На нехватку участков для строительства пожаловался епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Бендас. По его словам, с 2000 года пятидесятники получили около 10 участков для строительства молельных домов, а заявок было подано около тысячи.

В 2010 году не разрешилась ситуация со строительством храма церкви евангельских христиан «Вера, действующая любовью» в Ижевске. В 2009 году городская администрация отказала общине в использовании выделенного в 2000 году участка, ссылаясь на нарушения при строительстве храма. В чем заключаются эти нарушения, не уточнялось. Прокуратура по итогам проверки запретила использовать здание, поэтому община стала проводить богослужения в ангаре.

В Твери городская администрация не дала разрешения на реконструкцию Дома молитвы евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в Заволжском районе. Решение было мотивировано тем, что «в данной зоне не предусмотрено расположение объектов, связанных с отправлением культа». Отметим, что здание баптистской общиной использовалось с 1986 года, а в 2008 году Малый градостроительный совет счел проведение реконструкции возможным.


В нескольких городах жители протестовали против строительства православных храмов. В Екатеринбурге храм планировалось возвести на площади Труда. Протестующие, в числе которых оказались глава администрации города, депутат областной думы и декан исторического факультета Уральского госуниверситета, требовали гласности при принятии решения о застройке исторической территории и утверждали, что строительство храма на площади нарушает их права. Сторонники строительства сначала представили компромиссный вариант, учитывающий часть пожеланий протестующих, но затем от идеи строительства храма на площади Труда отказались совсем.

Жители московских районов Мневники, Строгино и Головинский выступили против возведения здесь православных храмов, так как их строительство не согласовывалось с местными жителями, а в Строгино строительство планировалось на территории водоохранной зоны. В Самаре жители также были обеспокоены строительством православного храма в природоохранной зоне.


Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям

Как правило, такие проблемы возникают в связи с доказанными или спорными нарушениями каких-то норм со стороны религиозных организаций. Но те или иные нормы нарушает множество собственников, и только в некоторых случаях эти, обычно незначительные, нарушения заканчиваются бескомпромиссным отъемом здания.

В ноябре администрация Сенного рынка в Петербурге расторгла договор об аренде с организацией «Аль-Фатх», использовавшей одно из помещений рынка под молитвенный дом. Официальной причиной послужило то, что религиозная организация не устранила вовремя нарушения требований пожарной безопасности, а незадолго до этого руководителю «Аль-Фатх» Джамалиддину Махмутову было вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с информацией об открытии в Петербурге шариатского суда.

В марте 2010 года Саяногорский городской суд (Республика Хакасия) принял решение о сносе молитвенного дома Церкви христиан веры евангельской «Прославление» как самовольной постройки. Двухэтажный молитвенный дом был пристроен к жилому на участке, принадлежащем пастору церкви. В июле республиканский Верховный суд подтвердил это решение. Вскоре после решения суда о сносе здания на местном телевидении вышел репортаж, авторы которого негативно отзывались о деятельности церкви «Прославление».

Православным приходам, не входящим в юрисдикцию РПЦ, все чаще приходится бороться за имеющиеся здания, и обычно их не удается отстоять. Российская православная автономная церковь (РПАЦ) безуспешно пыталась оспорить судебные решения 2009 года об изъятии храмов в Суздальском районе. Более того, в 2010 году у нее были изъяты еще 4 храма.

В сентябре был захвачен принадлежащий Истинно-православной церкви храм во имя св. Димитрия Солунского в селе Поселки Кузнецовского района Пензенской области. По мнению верующих, инициаторами захвата стали представители Пензенской епархии РПЦ. Захват осуществлялся при поддержке милиции и казаков. Несколько прихожан при этом были избиты. Попытки захвата этого храма епархия РПЦ предпринимала с 2009 года. В июле 2010 года на телеканале «Вести» был показан посвященный конфликту сюжет, в котором журналисты допустили ряд оскорбительных высказываний в адрес ИПЦ.

Но и у приходов РПЦ время от времени возникают трудности с эксплуатацией культовых зданий. В марте прихожане Пантелеимоновского храма при Центральной медсанчасти № 122 в Петербурге обратились к депутату местного Законодательного собрания Евгению Марченко с жалобой на то, что руководство медсанчасти «самовольно закрыло» действовавший на протяжении 15 лет храм. Руководство медсанчасти объяснило свое решение тем, что занятая храмом площадь необходима для расширения объема оказания медицинских услуг.

В Сыктывкаре протесты православной епархии вызвали действия Госпожнадзора. Епархиальное управление направило жалобу в правительство России, а монахини Крестовоздвиженского монастыря провели митинг. Поводом для таких действий стало обращение Госпожнадзора в суд с требованием освободить два здания сестринского корпуса от жильцов до устранения выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности.


Положительное решение конфликтных ситуаций

В 2010 году разрешилось несколько конфликтных ситуаций, связанных с богослужебными зданиями.

Два подмосковных города оказались исключены из составленного Советом муфтиев в 2007 году «черного списка» населенных пунктов, где мусульмане сталкиваются с трудностями при строительстве мечетей: в октябре мечеть была открыта в Ногинске; в ноябре глава Балашихи поручил своему аппарату найти участок под строительство мечети. В Сыктывкаре городская администрация выдала разрешение на строительство мечети, против которого в 2009 году выступали национал-патриоты.

Во Владивостоке городская администрация заключила два новых договора о безвозмездном пользовании приходскими зданиями со Свято-Евсевиевским приходом РПЦЗ, договор с которым был разорван в 2009 году без объяснения причин.

Вновь был выделен земельный участок для строительства московского кришнаитского храма, конфликт вокруг возможного строительства которого продолжается несколько лет. В 2007 году было принято решение о выделении участка на Новосходненском шоссе, в 2009 году префект Северного административного округа подтвердил это решение, но строительство так и не было начато. В октябре 2010 года врио мэра Москвы Владимир Ресин подписал распоряжение о выделении Московскому обществу сознания Кришны земельного участка площадью 2 гектара на Новосходненском шоссе, за пределами МКАД, в деревне Верескино.


Покровительство властей по отношению к некоторым религиозным организациям

Как и ранее, в 2010 году федеральные и региональные власти выделяли средства на реставрацию культовых сооружений, в том числе являющихся памятниками культуры. Средства на реставрацию религиозных объектов выделялись, в частности, в Москве, Архангельской, Нижегородской, Свердловской, Тверской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. 1 млрд 200 млн рублей на поддержание памятников культуры было выделено религиозным организациям из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Получателем средств, как и раньше, чаще всего становилась Русская православная церковь, но не только: по нашим данным, по крайней мере, мусульманским и протестантским организациям тоже выделялись бюджетные деньги.

Кроме прямого финансирования, власти могли оказывать неформальное давление на потенциальных жертвователей, побуждая их выделять средства на строительство религиозных объектов. Например, в Новом Уренгое руководство газовых компаний разослало на газовые прииски приказы о «добровольной» (под угрозой увольнения) сдаче денег на православный собор, строительство которого ведется с 2008 года.

Кроме финансовой помощи, региональные власти могли устанавливать различные льготы для религиозных организаций, для всех или избирательно. Городской совет Воркуты принял решение предоставить в 2011 году всем зарегистрированным религиозным организациям льготу по аренде жилых помещений, находящихся в собственности городского округа. А в Калининграде городские власти освободили городскую еврейскую общину от арендной платы за землю под строительство синагоги.

Продолжилась практика передачи имущества религиозным организациям – в собственность или в безвозмездное пользование. Чаще всего имущество религиозного назначения передавалось православным, но нами были отмечены случаи передачи также мусульманам и протестантам. В Самаре правительство области, передавая здание бывшей кирхи в собственность евангелическо-лютеранской общине, специально отметило, что в области бывшее церковное имущество впервые передается не в собственность РПЦ.


Как и в прошлом году, в большинстве случаев бывшим собственникам и арендаторам передаваемых религиозным организациям зданий предоставлялось другое помещение, но число конфликтных ситуаций, вызванных передачей, по сравнению с 2009 годом выросло.

В Челябинске конфликт возник в связи с передачей РПЦ здания храма Александра Невского, ранее использовавшегося как органный зал. Общественность беспокоила сохранность уникального органа, перенесение которого в другое здание может привести к гибели инструмента.

Но наиболее сложная ситуация сложилась в Калининградской области, где большая часть сохранившихся религиозных построек не принадлежала РПЦ. Тем не менее, правительство области передает их именно этой религиозной организации, игнорируя интересы как других религиозных организаций, так и учреждений, занимающих эти здания. В октябре власти региона объявили о намерении передать в собственность РПЦ ряд зданий бывших лютеранских либо католических храмов, во многих из которых расположены учреждения культуры. В течение только первого полугодия Калининградской епархии было передано 16 не принадлежавших ей ранее объектов, после чего подобные передачи продолжились. В числе переданных РПЦ оказались здания нескольких кирх в Калининграде и пригородах, нескольких орденских замков, здание костела, на которое претендовал не имеющий собственного храма католический приход, здания детского сада, музыкальной школы и других учреждений культуры и образования.

Сразу после передачи епархии зданий, занятых крупными учреждениями культуры (областной филармонией, кукольным театром), был подписан договор, согласно которому эти здания были переданы этим учреждениям в безвозмездное пользование. При этом все расходы по содержанию последних остались на областном бюджете, а новый собственник, то есть Церковь, взял на себя обязательства (по крайней мере, по основным объектам) по проведению капитального ремонта и содержанию зданий, являющихся памятниками культуры.

Массовая передача вызвала протесты общественности – сотрудников организаций, арендовавших передаваемые помещения (они не доверяют обязательствам РПЦ и возмущены передачей Церкви никогда не принадлежавших ей зданий), религиозных организаций, претендовавших на исторически принадлежавшие им здания, местных жителей, деятелей культуры, представителей политических партий. Перспектива передачи РПЦ музея поэта и художника Кристионаса Донелайтиса послужила причиной протеста парламента Литвы. В результате этот музей был исключен из списка передаваемых объектов.


В 2010 году получили развитие конфликты с музеями, возникшие в предыдущие годы. В апреле наместник Соловецкого монастыря и директор Соловецкого музея-заповедника архимандрит Порфирий (Шутов) подписал 109 договоров о передаче имущества религиозного назначения из музея в безвозмездное пользование монастырю. В нарушение устава музея – даже без санкции учредителя, то есть Министерства культуры РФ.

Летом дирекция музея-заповедника «Рязанский кремль» вынуждена была демонтировать экспозицию в Архангельском соборе, так как получила информацию о готовящейся передаче его епархии, хотя принятая в мае концепция развития музея предусматривала совместное использование этого корпуса. В декабре Министерство культуры потребовало срочно оформить передачу здания Церкви.

Несмотря на протесты музейного сообщества, договор о пребывании Торопецкой иконы Божией Матери в Александро-Невском храме подмосковного поселка Княжье Озеро, куда она была передана в 2009 году из Русского музея, в 2010 году был продлен еще на полгода. Состоялась готовившаяся с 2009 года передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» (Елеазаровский) из Псковского государственного музея-заповедника на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь.

Были выдвинуты и новые претензии религиозных организаций на объекты культуры. Владимирская епархия потребовала от руководства Владимиро-Суздальского музея-заповедника освободить помещение Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном «для использования по назначению». До сих пор в здании располагался музей хрусталя.

Московское общество церковных звонарей потребовало от Большого театра вернуть колокола из театрального ансамбля.

В ряде случаев удавалось урегулировать отношения между музеями и Церковью мирным путем. В Петербурге, например, удалось добиться договоренности о том, что Санкт-Петербургская епархия не будет претендовать на занимаемые музеями главные городские соборы (Исаакиевский, Смольный, Петропавловский, Воскресения Христова и Сампсониевский). При этом епархия и музеи совместно используют эти соборы, а также храм Спаса на Крови.


Открытая поддержка властями разных уровней имущественных претензий Церкви вызвала протесты общественности. В течение 2010 года антиклерикальные акции проходили в разных регионах. В Калининграде была создана общественная организация «За сохранение культурной среды и соблюдение Конституции». В декабре состоялась общероссийская серия антиклерикальных акций, одним из требований которой было не допустить передачи Церкви имущества. В ряде случаев власти препятствовали проведению подобных акций, например, в Калининграде.


Предоставляемая религиозным организациям помощь не всегда касались финансовых и имущественных вопросов. В августе Управление делами Президента РФ издало приказ «О залах официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах аэропортов (аэродромов) г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и г. Сочи», включающий в число граждан, обслуживаемых в VIP-залах аэропортов, патриарха, постоянных членов Синода РПЦ, главного раввина и председателя Совета муфтиев.

В ряде случаев в интересах религиозных организаций был задействован «административный ресурс». Например, в мае московские чиновники потребовали от каждой из 124 управ обеспечить явку на крестный ход по случаю Дня славянской письменности и культуры не менее 20 человек.

Время от времени стремление защитить «чувства верующих» доминирующих конфессий явно переходило грань разумного. Например, в Тульской области администрация города Алексин по просьбе православного духовенства отменила ряд масленичных мероприятий со сжиганием чучела, мотивируя это тем, что «в дореволюционной России такого обряда не было». В Брянске городские власти по требованию епархии решили после реконструкции популярного у горожан фонтана заменить на нем скульптуры чертей на фигуры инока Пересвета «или других сказочных персонажей».

Впрочем, власти не всегда идут на поводу у религиозных организаций. Так, комиссия по вопросам религиозных объединений в правительстве Карелии решила не отменять праздник в честь колдуньи Лохи (одного из персонажей эпоса «Калевала»), несмотря на протесты православных священнослужителей.


Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства

Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации

В 2010 году почти не было замечено случаев ликвидации религиозных организаций за непредоставление отчетных документов. Известные нам инциденты касаются скорее организаций, ведущих образовательную деятельность. Так, в апреле Горно-Алтайский городской суд из-за выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений решил закрыть мусульманский «Негосударственный Благотворительный культурно-образовательный пансион — Горный Алтай». Организация не предоставляла вовремя сведения о своей деятельности и данные о руководителях, использовании имущества и расходовании денежных средств.

Распоряжением Министерства юстиции РФ была приостановлена деятельность общественной организации «Исламский культурный центр России», однако руководство выразило готовность привести документы и деятельность в соответствие с требованиями властей, поэтому приостановка была отменена.

Все чаще религиозным организациям удается отстоять право на регистрацию в судах. В феврале Российская Федерация попыталась оспорить в президиуме Европейского союза по правам человека решение этого суда от 1 октября 2009 г. по делу саентологической организации Нижнекамска. Тогда ЕСПЧ признал право религиозной организации на регистрацию в соответствии с российским законодательством. В марте ЕСПЧ подтвердил свое решение, и уже в июле Верховный суд Республики Татарстан обязал республиканское Министерство зарегистрировать саентологическую церковь Нижнекамска.

В случае с московской общиной Свидетелей Иеговы Российской Федерации тоже не удалось добиться пересмотра решения ЕСПЧ о незаконности ликвидации этой организации. Однако уже в феврале 2011 года Головинский суд Москвы вновь отказался регистрировать эту общину.

В Перми суд принял сторону местной церкви адвентистов седьмого дня, когда верующие оспорили отказ в регистрации из-за изменения устава. В Москве Мещанский районный суд признал незаконным решение Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве, оставившее без рассмотрения заявление о государственной регистрации прихода Святого Григора Просветителя Армянской католической церкви и обязал рассмотреть заявление.

Фрунзенский районный суд города Иваново признал незаконным решение Управления ФНС по Ивановской области от 2007 года о прекращении деятельности областной организации Общества сознания Кришны за несдачу бухгалтерской отчетности и отсутствие операций по счету. Суд обязал УФНС восстановить запись о регистрации организации.

Суд Центрального района Твери прекратил производство по делу местной организации мормонов, обвиняемых Министерством юстиции в незаконном проведении занятий английским языком, выявив многочисленные процессуальные нарушения. Арбитражный суд Сахалинской области отменил постановления Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области об административном правонарушении в отношении местной организации мормонов, ведущих образовательную деятельность без лицензии.


Дискриминация «нетрадиционных» религиозных организаций

Как и раньше, чиновники, силовые структуры и некоторые представители общественности оказывали давление на религиозные организации, не воспринимаемые ими как «традиционные». Как и в прошлом году, чаще всего дискриминации подвергались Свидетели Иеговы и протестанты. А вот случаев преследования «Фалуньгун» почти не было отмечено. Единственный зафиксированный нами случай – отказ Национального музея Калмыкии провести выставку картин, предложенную московским отделением этой организации.

В разных регионах, как и в предыдущий период, под патронатом региональных администраций и зачастую при поддержке силовых ведомств и «традиционных» религиозных организаций проводились «научно-практические» конференции, участники которых обосновывали опасность «сект». На одной из таких конференций губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил о необходимости законодательно зафиксировать понятия «секта», «деструктивный культ» и «миссионерское дело». Принятие таких поправок, по мнению губернатора, помогло бы усилить контроль над деятельностью «тоталитарных» организаций.

Если проблематика «тоталитарных сект» является почти полностью фальсифицированной, то угрозы, связанные с распространением салафизма, гораздо реальнее. Задачей серьезных исследователей должно было бы стать различение более и менее опасных в политическом и криминальном смысле форм салафизма. Но таких исследований крайне мало. Вместо них чаще высказываются огульные суждения. Например, в декабре в Казани прошла конференция, посвященная противодействию салафизму. Организаторами конференции выступили Центр евразийских и международных исследований (ЦЕМИ) Казанского федерального университета (КФУ) и Российский исламский университет, при поддержке Национального антитеррористического комитета и Совета безопасности РФ. Конференция ожидаемо высказалась за поддержку традиционного для Поволжья ханафитского масхаба, но уже на самой конференции один из выступающих, Фарид Салман, заявил, что все татарстанское Духовное управление – салафитское.

Зачастую представители власти негативно высказываются о религиозных организациях и вне рамок подобных конференций. В июне прокуратура Барнаула призвала жителей города проявлять бдительность при общении с «сектантами», в частности, со Свидетелями Иеговы. Старший помощник прокурора Евгений Сербов заявил о разрушительной роли подобных религиозных организаций и опасности, которую они будто бы представляют для жизни и здоровья граждан.

В сентябре по предложению ректора в Северном государственном медицинском университете в Архангельске был разработан спецкурс по подготовке будущих психологов и психиатров к работе с жертвами «деструктивных культов». По данным сайта «Православие на Северной земле», ректор Павел Сидоров является создателем «новой концепции предупреждения психического терроризма», согласно которой новые религиозные движения рассматриваются как «оружие массового социально-психологического поражения».


Время от времени чиновники и сотрудники правоохранительных органов переходят от негативных высказываний к практическим действиям по ограничению деятельности «нетрадиционных» организаций. В марте заместитель губернатора Белгородской области Олег Полухин утвердил план мероприятий по обеспечению «духовной безопасности» на 2010 год, предусматривающий включение одноименного курса в программы Белгородского регионального института повышения квалификации и Белгородской семинарии, занятия по этому курсу с сотрудниками структур по делам молодежи муниципальных образований и органов местного самоуправления. План включает в себя запрет на празднование Хэллоуина и Дня святого Валентина в школах и учреждениях культуры, организацию «антисектантских» мероприятий, поддержку «антисектантских» кампаний в прессе.

В августе Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа разработал план «по противодействию тоталитарным сектам при посещении членами данных сект объектов социально-культурного значения». План включал в себя, в частности, создание добровольческих дружин «правоохранительной направленности» в образовательных учреждениях, проведение «антисектантских» кампаний в СМИ, регистрацию в медицинских учреждениях случаев отказа от медицинской помощи «по причинам сектантской мотивации». Учреждениям культуры было рекомендовано отказывать НРД в предоставлении помещений. К разосланному руководителям различных учреждений письму прилагался перечень «наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации», включающий в себя как протестантские организации, так и, например, фирму по продаже посуды «Цептер» и производителя бытовой химии «Amway».

Письмо повлекло за собой некоторые действия на местах: создание «антисектантской» дружины при православном храме Лангепаса, обыск в доме пастора одной из протестантских церквей, отказ в аренде помещений нескольким религиозным организациям.

Однако уже в начале ноября письмо было отозвано, а директор Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО принесла извинения. Причиной послужило полученное администрацией округа заключение экспертов аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, признавших предложенные в письме пункты противоречащими Конституции РФ.


Одной из форм давления на религиозные организации является препятствие проведению богослужений и других религиозных мероприятий. В марте вооруженные милиционеры с собаками во время богослужения блокировали лютеранский храм в Калуге. Часть прихожан не была допущена на богослужение, находящихся в храме милиционеры снимали на видеокамеру. Свои действия милиционеры объяснили необходимостью проверить информацию о распространении террористической литературы в этом храме.

В апреле в Электростали Московской области на богослужение баптистов в частном доме вторглись 12 государственных чиновников, включая офицера ФСБ, сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям и нескольких лиц в гражданской одежде. Прибывшие проверили документы у присутствующих и провели обыск, ссылаясь на решение суда, копию которого верующим не предоставили. В Краснодаре тогда же было сорвано пасхальное богослужение баптистов в спорткомплексе «Олимп», так как МВД сослалось на звонок о заложенной бомбе. Однако в МЧС ни о каком ЧП информация не поступала, поэтому прихожане считают, что богослужение было сорвано умышленно.

В июле администрация Сосновского района Тамбовской области отказала областному объединению церквей ЕХБ в проведении евангелизационных мероприятий. Незадолго до обращения протестантов в администрацию в местной газете появилась статья об «антисектантской» акции протеста, организованной местным православным священником. После этого к палаточному лагерю баптистов подъехало несколько человек, которые попытались спровоцировать драку. Вызванные на место происшествия милиционеры, оказав давление на баптистов, заставили их подписать отказ от претензий.

В июне мировой суд Миллеровского района Ростовской области оштрафовал баптистскую церковь на 10 тысяч, а ее руководителя – на 1 тысячу рублей за организацию детского библейского кружка. Прокуратура сочла это ведением образовательной деятельности без лицензии. Церковь пыталась обжаловать это решение, но безуспешно.

В Костроме, Смоленске, Ульяновске и Хабаровске были задержаны проповедовавшие на улицах и раздававшие литературу кришнаиты. Во всех случаях были составлены административные протоколы о «приставании к гражданам на улицах и в иных общественных местах с целью навязывания религиозных убеждений». В Смоленске руководителю местной общины «Общества сознания Кришны» было также внесено представление о нарушении областного закона «О миссионерской деятельности», которое позднее Ленинский районный суд Смоленска признал незаконным.


Однако чаще других давлению подвергались Свидетели Иеговы. Решения о запрете местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы и о признании ряда их изданий экстремистской литературой спровоцировало волну преследований Свидетелей Иеговы правоохранительными органами в разных регионах. В течение 2010 года проповедников этого учения задерживали в Амурской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, Башкирии, Калмыкии, Карелии, Мордовии, Татарстане, Удмуртии, Чувашии. Некоторые задержанные подвергались административному наказанию за распространение религиозной литературы.

Помимо задержаний, проверки документов, а иногда и дактилоскопирования, представители силовых ведомств нередко проникали в помещения Свидетелей Иеговы, мешали богослужению и проводили обыски у верующих. Случаи проникновения милиционеров в богослужебное здание и срывов богослужения были зафиксированы в Йошкар-Оле, Кемерове, Улан-Удэ, Свердловской области, Алтайском и Ставропольском краях. Обыски у Свидетелей Иеговы прошли в Кемерове, Омске, Челябинске, Рязанской области, в Алтайском крае.

Под давлением МВД и ФСБ дискриминационные действия по отношению к Свидетелям Иеговы совершают и другие организации. Например, в Приморском крае ОВД города Фокино направило в адрес директора МУП «Теплоэнерго» письмо, с предложением «во исполнение Директивы МВД России» проверять «рабочих и служащих на причастность к религиозной организации экстремистской направленности Свидетели Иеговы». В Архангельской области областное министерство по региональной политике и местному самоуправлению разослало главам муниципальных образований письмо с рекомендацией отказать Свидетелям Иеговы, если они обратятся с просьбой об аренде помещения для проведения своего конгресса. В Кировской области лидер местной религиозной организации Свидетелей Иеговы за проведение конгресса был оштрафован на 1500 рублей и получил предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения законодательства, регламентирующего проведение публичных мероприятий. В Ульяновской области срыв конгресса Свидетелей Иеговы мотивировался нарушением требований пожарной безопасности.

В Свердловской области директор школы № 10 города Реж под давлением ФСБ потребовал увольнения гардеробщицы – Свидетеля Иеговы. Другая сотрудница этой школы, тоже Свидетель Иеговы, вынуждена была уволиться раньше. В Курске сотрудницу службы спасения МЧС руководство поставило перед выбором: отказаться от Свидетелей Иеговы или уволиться по собственному желанию. Женщина выбрала второй вариант.

К сожалению, как и в прошлом году, преследованию подвергались и дети верующих. В апреле двое учеников гимназии № 1 Волоколамска Московской области были допрошены во время урока без присутствия родителей. Представитель детской комнаты милиции задавала им вопросы о религиозной организации Свидетелей Иеговы, к которой принадлежит их мать. Несовершеннолетних школьников заставили подписать протокол. В Тульской области в том же месяце учителя школы № 11 города Алексин по распоряжению директора раздали учащимся брошюры «Осторожно! Тоталитарная секта Свидетелей Иеговы» и потребовали прочесть ее вместе с родителями. После этого школьников, принадлежащих к этой организации, стали оскорблять их одноклассники. Учителя запугивали детей и требовали отказаться от веры.

В ряде случаев действия милиции были признаны незаконными. Например, прокуратура сочла незаконным задержание и дактилоскопирование Свидетелей Иеговы в Аргызе и Набережных Челнах (Татарстан), обыски в Йошкар-Оле и Тамбове. В Череповце суды за отсутствием состава преступления закрыли 25 административных дел, возбужденных против Свидетелей Иеговы в марте 2010 года[2].


Иные случаи дискриминации и неправомерного вмешательства

Представители «традиционных» религиозных организаций тоже подвергались дискриминации.

В апреле Далай-ламе XIV в очередной раз было отказано во въезде в Россию. В ответе МИДа на обращение буддистов Калмыкии говорилось, что «посещение Далай-ламой России было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем Победы во второй мировой войне».

Милиция нередко оказывала грубое давление на верующих. В Тамбове и Воронеже милиция затребовала от руководителей мусульманских организаций список членов общины и данные о них – образование, количество перешедших из христианства, а также информацию о самих организациях, в том числе об источниках финансирования. Воронежская прокуратура признала такое требование незаконным.

В Ярославской области омоновцы задержали «для дачи показаний» участников несостоявшихся общественных слушаний по вопросу строительства мечети в Рыбинске.

В городе Чадан (Тува) в ходе проверки информации о сборе на территории храма лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, вооруженные сотрудники милиции ворвались в буддийский храм Устуу-Хурээ во время богослужения. Были задержаны 42 прихожанина. В отношении пяти из них были составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 20.1. КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), у одного изъята конопля.


Как и ранее, отмечались случаи индивидуальной дискриминации на почве религии. Вологодский городской суд запретил жительнице города водить своего несовершеннолетнего сына в храм св. Серафима Саровского, находящийся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Кассационная инстанция подтвердила это решение. В ходе рассмотрения дела суд опирался на предоставленную Вологодской епархией МП информацию, согласно которой упомянутый храм принадлежит «тоталитарной секте».

В Башкирии суд города Давлеканово постановил лишить родительских прав прихожанку церкви пятидесятников. Инициаторами иска выступили родственники женщины, считающие ее «сектанткой». Решение было вынесено в отсутствие подсудимой. На заседании суда присутствовал эксперт по «сектам». После вмешательства уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова состоялся пересмотр дела, и решение о лишении родительских прав было отменено.

Суд в Вологодской области лишил родительских прав женщину – Свидетеля Иеговы за то, что та настаивала на лечении своей дочери без переливания крови (напомним, что по закону отказ от какой бы то ни было медицинской процедуры является безусловным правом больного или, как в данном случае, его опекуна).

Руководство нижегородского СИЗО № 1 настояло на увольнении сотрудника учреждения Евгения Романенко, поскольку другие члены коллектива «боялись работать с сектантом». К «сектантам» коллеги отнесли Е. Романенко, найдя среди его личных вещей несколько буддийских изображений.


Иногда дискриминации подвергались женщины, предпочитающие мусульманскую одежду. Руководство автосалона в Казани уволило сотрудницу, вышедшую на работу в мусульманском платке. По мнению директора, вид сотрудницы в платке пугал покупателей. В трудовом договоре дресскод не оговаривался.

Ученый совет Пятигорского государственного лингвистического университета издал постановление, запрещающее находиться в здании вуза в религиозной, в частности в мусульманской, одежде. Сообщение об этом вызвало общественный резонанс, поэтому позднее ректор вынужден был уточнить, что это постановление носит лишь рекомендательный характер.

Служба православного такси «Московская тройка», рассчитанное, согласно информации на их сайте, на пассажиров любого вероисповедания, было заподозрено в дискриминационных отказах в приеме заказа. Допуская, что такие случаи были исключением, заметим, что на официальном сайте компании говорится, что «клиентов обслуживают водители православного вероисповедания», то есть дискриминацию по религиозному признаку при приеме на работу фирма и не скрывает.


Религия в армии и силовых структурах

24 января 2010 г. министр обороны утвердил положение о военных священниках. В апреле в структуре Министерства обороны было создано управление по работе с верующими военнослужащими, но начальник этого управления был назначен только в октябре – им стал полковник запаса Борис Лукичев, ранее курировавший связи с РПЦ в Администрации Президента. 15 ноября 2010 г. министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил журналистам о планах открытия центра подготовки военных священников, однако где именно будет открыт такой центр, до конца года военное руководство так и не объявило. В целом, министерство предпринимает какие-либо шаги в этой области крайне медленно, и официально «капелланов» в 2010 году даже не начали назначать.

По-прежнему доступ в войска имеют почти только православные священники. В феврале командующий 20-й армией генерал-майор Сергей Юдин ответил отказом на запрос Духовного управления мусульман Нижегородской области о введении мусульманских капелланов в воинских частях. По-видимому, этот отказ был вызван отсутствием на тот момент четкой нормативной базы, поскольку командующий согласился рассмотреть предложенную кандидатуру имама «после ввода данной штатной единицы в штат войсковой части».

Нарастающее присутствие Церкви в войсках вызвало даже критику армейского руководства. Например, 30 сентября министр обороны РФ Анатолий Сердюков, посещая учебный центр Сельцы Рязанского высшего командного училища Воздушно-десантных войск, отчитал начальника училища Андрея Красова за то, что на полигоне центра расположен православный храм Илии Пророка. Позднее министр пояснил, что не имеет ничего против храма в принципе и не приказывал его снести, но не считает целесообразным его нахождение на полигоне, а гнев его был вызван присутствием там не только храма, но и других построек, которых на полигоне быть не должно. Однако в обращении Международного союза десантников и Союза десантников России к Д. Медведеву говорится, что «это уже четвертый воинский храм, который Анатолий Сердюков приказывает снести».


Как и в предыдущие годы, в 2010-м различные подразделения силовых и правовых ведомств (МЧС, МВД, ФСИН, Федеральная служба судебных приставов, Госнаркоконтроль, Минюст) заключали соглашения с религиозными организациями, как правило, с РПЦ и ее епархиями. Иногда эти соглашения даже имели практические последствия.

В нескольких регионах неплательщиков алиментов направляли на общественные работы в церковные структуры, а духовенство привлекали к беседам с должниками.

В Томской области православного священника закрепили за каждым отделением внутренних дел.

Во всех соглашениях с органами ФСИН предусмотрена возможность открытия молельных помещений, присутствия священнослужителей и обеспечения заключенных религиозной литературой. Таким образом, в отличие от военнослужащих, заключенные хотя бы «традиционных» конфессий действительно имеют возможность для реализации свободы совести. Представители протестантских церквей и НРД по-прежнему не имеют доступа ни в Вооруженные силы, ни в учреждения ФСИН.


В течение года из нескольких колоний поступали жалобы на дискриминацию заключенных по религиозному признаку, но не все указанные в жалобах факты получили подтверждение. В частности, заключенные колонии № 12 Архангельской области пожаловались на принуждение есть свинину и запрет молиться. Администрация колонии признала, что отдельная пища, приемлемая для верующих, в колонии не предусмотрена, им также запрещено использовать молитвенные коврики, однако факты принуждения к употреблению свинины в администрации отрицали.

В июле стало известно, что 80 % призывников, выбравших альтернативную гражданскую службу, мотивировали свое решение религиозными причинами.

Были отмечены два инцидента, связанные с альтернативной гражданской службой, причем оба в Перми. Одного призывника, адвентиста седьмого дня, пожелавшего пройти АГС, призывная комиссия Свердловского районного военного комиссариата Перми направила на обследование в психиатрический диспансер, заподозрив у него психическое расстройство. В диспансере подтвердили диагноз медкомиссии и пригрозили принудительным обследованием в психиатрической больнице, если он захочет оспорить это решение. Однако призывнику удалось добиться отмены решения медкомиссии.

Другому призывнику, тоже адвентисту, призывная комиссии Мотовилихинского района Перми отказала в прохождении АГС, сославшись на то, что служба в армии не противоречит учению Церкви адвентистов седьмого дня. При этом комиссия задержала выдачу выписки из протокола, чтобы помешать призывнику оспорить это решение в суде.


Религия и светское образование

В 2010 году в общеобразовательных школах нескольких регионов началось преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках эксперимента, решение о начале которого было принято в 2009 году. К изначально изъявившим желание участвовать 19 регионам в течение года прибавилось еще несколько, в частности, Санкт-Петербург. В этом же году были подведены первые итоги эксперимента.

По данным исследования Российской академии государственной службы (РАГС), самая большая доля участвующих в эксперименте школьников (42,1 %) изучает «Основы светской этики», 30,6 % – «Основы православной культуры», 20,0 % – «Основы мировых религиозных культур», 5,2 % – «Основы исламской культуры», 2,0 % – «Основы буддийской культуры», 0,1 % – «Основы иудейской культуры».

Родители школьников в целом восприняли эксперимент положительно – 78 % опрошенных. Даже среди родителей-атеистов большинство (71 %) положительно отнеслись к изучению их детьми основ религиозных культур, против высказались только 14 %. Среди православных родителей недовольны преподаванием ОРКСЭ оказались 6 %.

В июне были проведены региональные семинары-совещания, где обсуждался ход эксперимента. В качестве главных проблем во всех регионах были отмечены качество учебников и уровень подготовки преподавателей. Те же проблемы, а также «наметившийся в большинстве регионов России уклон к преподаванию только основ православной религии» были упомянуты и на декабрьских слушаниях в Общественной палате РФ.

Действительно, Ростовская область приняла решение ввести до 2012 года факультативный курс «Основ православной культуры» (ОПК) во всех школах. Этот предмет преподавался здесь с 2004 года. При этом и ряд родителей-мусульман дал согласие на обучение их детей этому предмету. В ряде школ Смоленской области ОПК начали преподавать как обязательный предмет. В Тамбовской области воскресные школы при поддержке областной администрации оказались включены в систему дополнительного образования, а преподавателей для них начали готовить на отделении православной педагогики областного педагогического колледжа.

В то же время в Тверской области, где в начале эксперимента большинство родителей выбрало ОПК, к концу года многие пересмотрели свой выбор в пользу модулей «Основы мировых религиозных культур» и «Светская этика».

Были отмечены попытки повлиять на выбор родителей – как со стороны религиозных организаций, так и со стороны руководства учебных заведений. Например, архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов) призвал клириков епархии приходить в общеобразовательные школы на родительские собрания, чтобы выступить «по вопросам духовно-нравственного воспитания и выбора предметов в рамках курса “Основы религиозных культур и светской этики”». Архиепископ оговорился, что при этом необходимо соблюдать «корректность формулировок» и избегать «критики в адрес иных конфессий».

Имам-хатыб центральной соборной мечети Ульяновска Рустам Сафин и некоторые родители учеников Мариинской гимназии города обратились в областное министерство образования с жалобой на руководство учебного заведения. Поводом для жалобы послужило «навязывание детям православной культуры». Областное министерство не усмотрело нарушений, и тогда Р. Сафин обратился в федеральное Министерство образования, где подтвердили запрет на обучение религии детей без согласия родителей.

Весной мусульмане поселка Радищево Ульяновской области написали в районный отдел народного образования заявление с просьбой ввести в школах преподавание «Основ исламской культуры» (мусульманами являются примерно 40 % жителей этого поселка). Однако в поселковых школах преподавали только ОПК и «Основы мировых религий». Районный отдел народного образования объяснил это отсутствием учителей и учебников для преподавания основ ислама. Родителям пришлось самим искать педагогов и пособия.


В феврале представитель Министерства образования и науки РФ сообщил о том, что Российская академия наук, Российский союз ректоров, Рособрнадзор и Высшая аттестационная комиссия (ВАК) готовят включение теологии в список научных специальностей ВАК (годом ранее министерство отказалось даже рассматривать этот вопрос). Однако до конца года никакого решения относительно теологии принято не было.

В марте в перечень изданий, публикации в которых засчитываются при подготовке диссертаций, ВАК включила «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета».


В течение года, как и ранее, в разных регионах заключались соглашения, предусматривающие участие религиозных организаций в образовательном процессе. Например, в 2010 году договоры о сотрудничестве с православными епархиями были подписаны региональными образовательными ведомствами Чувашии, Хакасии, Краснодарского края. Договоры администраций Курской и Тамбовской областей и думы Калининградской области с епархиями также касались участия Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности. Реже, но все-таки заключались соглашения о сотрудничестве в образовательной сфере с мусульманскими организациями, например, в Ульяновской области и на Ставрополье. В Сочи городское управление молодежной политики подписало договор о сотрудничестве сразу с тремя религиозными организациями – РПЦ, ДУМ и Армянской апостольской церковью.


Недостаточность защиты от диффамации и нападений

В течение года было убито несколько священнослужителей, но в этих убийствах не усматривается мотив религиозной ненависти. Зато в Волгоградской области было совершено убийство мужчины, которого ошибочно приняли за ваххабита: хозяин дома счел гостя ваххабитом из-за того, что тот носил бороду.

Было совершено много нападений на верующих разных конфессий. Особенно часто нападению подвергались Свидетели Иеговы во время своего проповеднического служения. Такие факты были отмечены в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кургане, Мурманске, в Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Нижегородской, Ростовской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, Башкирии, Татарстане. В Кургане ребенок из семьи Свидетелей Иеговы был избит одноклассниками, которые оскорбительно отзывались о его вере.

Было зафиксировано несколько нападений на женщин в мусульманской одежде.

Мы имеем информацию о нападениях, мотивированных полностью или частично религиозной ненавистью, на евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, вайшнавов, русских неоязычников.


В 2010 году акты вандализма по отношению к религиозным объектам распределились следующим образом: православные объекты – 16, Свидетелей Иеговы – 14, мусульманские – 9, иудейские – 8, протестантские – 3, армянские – 2, языческие – 1. Таким образом, всего 53 эпизода (включая вандализм на кладбищах).

Однако чаще, чем раньше, фиксировались наиболее опасные акты вандализма – нападения, поджоги, забрасывание камнями, битье стекол. Почти все нападения на здания Свидетелей Иеговы относятся к числу опасных. Отметим также, что в Пензе только в первой половине января совершены акты вандализма в отношении двух часовен города и православного храма: в окна часовни и храма были брошены бутылки с зажигательной смесью. В Петербурге поджигатели часовни избили алтарника, служащего в близлежащем храме. В Твери у здания синагоги сработало самодельное взрывное устройство; в результате взрыва никто не пострадал. В Сыктывкаре на месте строительства мечети вскоре после митинга протеста против этого строительства, организованного движением «Рубеж Севера», был подожжен домик рабочих.

Отметим, что акты вандализма не всегда совершаются по мотиву религиозной ненависти, они могут быть следствием конфликта на другой почве. Например, в Московской области местные жители разрушили строящуюся часовню, чтобы выразить протест против ее возведения на месте, где планировалось построить конноспортивную школу.

Акты кладбищенского вандализма отмечались реже, чем в прошлом году – 27 раз (в 2009 году – 49). В большинстве своем осквернялись православные кладбища (24), дважды подверглись нападению вандалов мусульманские кладбища, 1 раз – еврейское. Чаще всего акты вандализма совершались из хулиганских побуждений, в ряде случаев – несовершеннолетними.


Несколько раз с ксенофобными призывами выступали священнослужители. Так, например, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков) в своем выступлении на августовской епархиальной конференции «Бог и мировое зло в аспектах мировой глобализации» сообщил о росте «инославного экстремизма», проявление которого он усматривает, в частности, в существовании 90 мечетей в Коми. Докладчик осудил равенство религий и призвал православных сопротивляться злу силой и при встрече с «жидом или еретиком» «освятить свою руку раной» и ударить его «по устам или по щеке».

В Пензе православный священник был задержан на месте преступления, когда с помощью баллончика с краской написал слово «секта» перед зданием евангельской церкви «Живая вера». Он угрожал протестантам и их семьям, однако дело против него прокуратура возбуждать отказалась. Его действия поддержал известный миссионер, протодиакон Андрей Кураев, заявивший: «Я бы всем гражданам раздавал печать “Осторожно, секта!”, чтобы они делали оттиск на дверях тех домов, где собираются сектанты».


Как и в предыдущие годы, в федеральных и региональных СМИ появлялись ксенофобные материалы, касающиеся религиозных организаций. В частности, «антисектантские» материалы публиковали газеты «Родной город Саратов» – о церкви «Слово жизни», новгородский областной телеканал – о баптистах, центральная «Экспресс-газета» – о «секте кришнаитов». Несколько материалов было посвящено православным организациям, не находящимся в юрисдикции РПЦ.

Примечания:

[1]Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2009 году // Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2008 году. М.: Центр «СОВА», 2010. С. 50–81 (первоначальный вариант см.: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2010/03/d18233/)
[2]Иные случаи, связанные с «антиэкстремистским» преследованием Свидетелей Иеговы, описаны в докладе о злоупотреблениях при противодействии экстремистской деятельности.
Ссылки на данную статью [1]