Александр Верховский, Ольга Сибирева. Проблемы реализации свободы совести в России в 2008 году

Резюме
Наиболее актуальные аспекты реализации свободы совести : Законодательство, касающееся религиозных организаций : Проблемы, касающиеся мест богослужения : Покровительство властей по отношению к некоторым организациям : Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства : Ситуация в армии и пенитенциарной системе : Религия и светское образование : Недостаточность защиты от диффамации и нападений

Информационно-аналитический центр "СОВА" представляет третий ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации.

Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Вся эта информация представлена на сайте Центра в разделе "Религия в светском обществе" (religion.sova-center.ru), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте.

События 2007 года и предшествующих годов, представленные в предыдущем докладе [1], здесь не описываются, поэтому у некоторых сюжетов в данном докладе даны только необходимые обновления. Доклад не претендует на полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере, произошедших в течение года; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением, на наш взгляд, антиэкстремистским законодательством, представлены в отдельном докладе , посвященном этой теме. В 2008 году злоупотребления (или попытки злоупотреблений) такого рода очень часто были связаны именно с реализацией свободы совести, и им посвящена отдельная глава, однако во избежание дублирования изложения — не в этом докладе, а в докладе о "неправомерном антиэкстремизме".

РЕЗЮМЕ
2008 год не принес существенных перемен по сравнению с предыдущим годом. По-прежнему из разных регионов страны поступают сведения о проблемах религиозных объединений с помещениями для их деятельности, в отношениях с местными властями в целом. По-прежнему наиболее "непопулярные" религиозные меньшинства подвергаются давлению со стороны больших религиозных организаций (это может происходить и в рамках одной религии), СМИ и властей. По-прежнему актуальна такая проблема, как недостаточная защищенность религиозных объединений и отдельных граждан от проявлений религиозной ксенофобии. С другой стороны, под флагом борьбы с "религиозным экстремизмом" нарушаются права человека, в том числе ограничивается свобода совести (последняя тенденция даже усиливается, но об этом подробнее говорится в докладе о "неправомерном антиэкстремизме").

Трудно сказать, улучшилась или ухудшилась ситуация для религиозных объединений в целом, но одну негативную тенденцию отметить необходимо: случаи нападений на культовые здания в среднем стали осуществляться более опасными способами, чем раньше: больше случаев поджогов, порой применялась и взрывчатка.
В 2007 году наметилась тенденция давления на религиозные образовательные учреждения типа воскресных школ, от которых неправомерно требовали лицензии на образовательную деятельность. В 2008 году эта тенденция переломилась, похоже, на деле смоленских методистов: в этом случае местные власти зашли слишком далеко, ликвидировав саму религиозную организацию, но дело было ею выиграно.

Государство в чем-то пошло навстречу религиозным организациям в целом, открыв путь к интеграции религиозных учебных заведений в образовательную систему страны, а в чем-то лишило их традиционных привилегий, отменив отсрочки от воинской службы для священнослужителей. Никакие радикальные проекты, ограничивающие свободу совести, на федеральном уровне одобрены не были, будь то прямая криминализация богохульства или установление чрезмерного контроля над религиозным образованием.

Государственная поддержка религии не является чем-то новым в современной России. В то же время эта поддержка всегда ограничена готовностью властей разных уровней идти навстречу религиозным организациям. На первом месте здесь всегда была Русская православная церковь, хотя в соответствующих регионах роль ислама также становится все выше. В целом же светский характер государства сохранялся и сохраняется, пусть и не в идеальном виде.

В последние годы ситуация в этом отношении стабильна. В частности, мы не видим заметного прогресса в деле продвижения религии в школу. Но в 2008 году, на фоне явной стагнации в этом важнейшем для РПЦ деле, можно видеть другие признаки разложения светскости государства. Во-первых, получила бурное развитие тенденция правового преследования за богохульство как за экстремизм. Во-вторых, укрепился демонстративно не светский характер режима в Чечне. В-третьих, наблюдается все больше случаев успешного наступления церковных организаций на какие-то иные — при столкновении их интересов, что свидетельствует о возросшей в среднем поддержке властей.


НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Законодательство, касающееся религиозных организаций

В феврале Государственной Думой были одобрены в третьем чтении (в первом были приняты еще в 2007 году), одобрены Советом Федерации и подписаны президентом В. Путиным поправки к законам "Об образовании" и "О свободе совести и религиозных объединениях" в части лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений. Принятый закон (подробнее мы говорили о нем в предыдущем докладе) позволяет религиозным учебным заведениям вести образовательную деятельность на основе государственных образовательных стандартов, а выпускникам этих учебных заведений — получать дипломы государственного образца (но без изображения герба).

В феврале же указом Президента были отменены отсрочки от воинской службы для священнослужителей (наряду с другими категориями граждан). Закон вызвал протесты со стороны Русской православной церкви. В марте с просьбой вернуть отсрочки для священнослужителей к Президенту обратились депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, однако указ отменен не был.

В апреле Дума отклонила очередное предложение о переходе на юлианский календарь, используемый РПЦ. Депутаты сочли, что аргументы авторов законопроекта во многом основаны на религиозных предпочтениях, что противоречит ст. 14 Конституции РФ, не допускающей провозглашение какой-либо религии в качестве государственной. Конечно, законопроект был заведомо непроходным, но мотивировка его отклонения важна для укрепления светского характера государства.

Дума также отклонила предложенные депутатом Александром Чуевым ("Справедливая Россия") законопроекты, которые были направлены на ужесточение уголовной ответственности за преступления против священнослужителей и на криминализацию осквернения религиозных святынь.

4 июля был принят Думой и одобрен Советом Федерации, а 23 июля подписан президентом Д. Медведевым Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации". Поправки были внесены и в закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Коснулись они в основном порядка организации религиоведческой экспертизы на региональном уровне.

На протяжении нескольких лет разные инстанции продолжают размышлять над вопросом упорядочения целительской деятельности. В апреле Комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении внесенный в 2007 году законопроект "О внесении изменений в статьи 7, 24, 38 Федерального закона :О рекламе;", предусматривающий ограничение рекламы услуг магов, целителей и колдунов. Но законопроект так и не был рассмотрен. Не удалось до сих пор провести сходный законопроект и в Московской городской думе.

Из Государственной думы был отозван внесенный было законопроект о совершенствовании противодействия экстремизму. Этот законопроект, помимо прочего, предусматривал жесткий контроль за религиозными образовательными программами.

В российских регионах продолжают законодательно регулировать порядок передачи недвижимого имущества религиозным объединениям. В частности, закон о безвозмездной передаче религиозным организациям культовых зданий и сооружений вместе с относящимися к ним земельными участками был принят в Татарстане. В Петербурге в мае были внесены поправки к действующему с 2007 года закону, которые предусматривают передачу религиозным организациям встроенных часовен и молитвенных комнат, находящихся в городской собственности.

Проблемы, касающиеся мест богослужения

В 2008 году религиозным организациям по-прежнему приходилось сталкиваться с различными проблемами при строительстве и использовании культовых зданий. Такие проблемы возникали у православных различных юрисдикций, мусульман, протестантов.

Проблемы со строительством культовых зданий. В Петербурге чиновники по разным причинам не дают разрешения на строительство православных культовых сооружений на площади Мужества и в парке Победы.

Вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев, выступая 23 мая на I Ассамблее народов Подмосковья, сообщил, что в 12 муниципальных образованиях местные власти отказали представителям православных общин в строительстве храмов и часовен на кладбищах. Чиновник пообещал разобраться в ситуации.

В Москве до сих пор не начато строительство храма Общества сознания Кришны, конфликт вокруг которого продолжается с 2005 года. Несмотря на то что решение о выделении кришнаитам участка в микрорайоне Молжаниново было принято в 2007 году, местные жители при поддержке православных активистов и движения "Местные" продолжают протестовать против строительства храма.

В ноябре представители Русской православной церкви выразили беспокойство в связи с постановлением правительства Москвы о запрете "точечной застройки". Опасения вызваны тем, что под эту категорию подпали несколько храмов, в результате чего общины не смогли получить разрешение на строительство.

Проблемы, возникающие у действующих культовых зданий. В мае губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко объявила о намерении расторгнуть договор с лютеранской общиной и передать занимаемый ими собор святой Анны на баланс города. В договоре о передаче здания было указано, что община самостоятельно отреставрирует объект, однако это условие выполнено не было.

По той же причине был расторгнут договор с иудейской общиной в Самаре (судебное решение было вынесено уже в январе 2009 года).

Во Владимире суд не позволил баптистской общине оформить в собственность земельный участок под зданием дома молитвы и вокруг него.

В 2008 году было зафиксировано несколько случаев передачи уже используемых храмовых зданий другим владельцам. В большинстве случаев здания передавались православным.

В апреле 2008 года храм Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в селе Десятуха Стародубского района Брянской области чиновники передали общине Московского патриархата.

В феврале в Арбитражном суде Владимирской области начался судебный процесс по 12 искам, поданным территориальным управлением Росимущества к Суздальскому епархиальному управлению РПАЦ. Росимущество требовало вернуть под государственный контроль памятники истории и культуры федерального значения в Суздале и нескольких районах Владимирской области, переданные РПАЦ в безвозмездное пользование. В течение года проводились только предварительные судебные заседания. А в феврале 2009 года суд передал 13 храмов РПАЦ государству, включая Цареконстантиновский кафедральный собор Суздаля, который является главным храмом РПАЦ.

В июле в Арбитражном суде Липецкой области начался судебный процесс по иску Липецкой епархии РПЦ к властям области о возвращении здания храма, занятого общиной баптистов. В пользовании баптистской общины храм находился с конца 1980-х годов, но 19 апреля 2007 г. распоряжением правительства области здание было передано православной епархии. Протестантская община заявляла о готовности покинуть отремонтированный храм, если ей предоставят другое помещение, но предложенные городскими властями варианты баптистов не устроили.

В ноябре представители РПЦ предъявили общине старообрядческого Знаменского храма в селе Алешино Московской области документы о передаче храма в собственность РПЦ, подписанные областным министерством культуры. Причина отчуждения храма, видимо, в том, что ранее министерство потребовало от старообрядцев оформить охранный договор на здание храма, но община не сделала это к предписанному сроку.

Положительное решение конфликтных ситуаций вокруг храмовых зданий. В 2008 году благополучно разрешились несколько спорных ситуаций, возникших ранее вокруг строительства мечетей в разных регионах. Мусульманской общине в Калуге удалось завершить строительство, а власти Калининграда и Костомукши выделили местным общинам участки для возведения мечетей.

Было отменено решение о сносе мечети в тюменском поселке Матмасы, однако там ситуация осложнилась конфликтом между двумя мусульманскими общинами, оспаривающими право на эту мечеть.

Новосибирским адвентистам удалось отстоять право собственности на дом молитвы и жилую пристройку к нему, по поводу которых в 2005 году возник спор с администрацией города.

Покровительство властей по отношению к некоторым организациям

Как и раньше, религиозным организациям часто выделяются средства из федерального и региональных бюджетов, чаще всего — на ремонт и восстановление культовых зданий. В 2008 году деньги на это выделяли из бюджетов Москвы, Московской, Белгородской, Волгоградской, Новгородской, Тверской областей, Татарстана. Как правило, речь идет о православных храмах, но и мусульманские, католические, протестантские здания получали финансовую поддержку. Многие объекты реставрации являются памятниками культуры, и в этих случаях поддержка со стороны государства обычно не вызывает чьей-либо критики.

Региональные администрации пытаются привлечь к финансированию строительства храмов предпринимателей и общественность. Например, в Краснодарском крае действует специальная программа поддержки предприятий строительного комплекса и других организаций, участвующих в строительстве, восстановлении и реставрации православных храмов. В Курске руководители служб мэрии, объявив о перечислении ими дневного заработка на воссоздание собора Курской Коренной пустыни, призвали к тому же и жителей города.

Были отмечены случаи финансовой поддержки строительства храмов со стороны государственных компаний. Примечательны они особо крупными размерами денежных взносов. В октябре ОАО "Роснефть" перечислило 60 млн. рублей на благотворительный счет строительства собора Рождества Богородицы Курской Коренной пустыни. В ноябре Горьковская железная дорога выделила 300 млн. рублей на восстановление храма Воскресения Словущего в Нижегородской области и нескольких приходских зданий.

Продолжилось безвозмездное предоставление значительных земельных участков религиозным организациям. Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана выделило 25 гектаров Седмиезерной Богородицкой пустыни.

Чаще недвижимое имущество безвозмездно передается различным религиозным организациям (в собственность или бессрочное пользование), но в большинстве случаев — именно РПЦ. В июне Архиерейский собор РПЦ заявил о необходимости "скорейшего и справедливого возвращения церковной собственности, прежде всего храмов и святынь, а также тех зданий и земельных участков, которые требуются для возрождения благотворительной, социальной, образовательной, просветительной, научной, культурной деятельности Русской Православной Церкви". На епархиальном уровне требования передачи имущества звучат все чаще. Например, епископ Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин) настаивает на передаче епархии всех объектов, принадлежавших ей до 1917 года.

Но содержание храмов стоит дорого, и финансовая поддержка со стороны государства не всегда выражается в передаче культовых зданий религиозным организациям — возможен и прямо противоположный вариант. Так, администрация Омской области приобрела в областную собственность Успенский кафедральный собор. Теперь он будет находиться в оперативном управлении областного министерства культуры.

Позиция властей зачастую наводит на мысль о не предусмотренной законодательством реституции. Передаваться могут и памятники культуры федерального или регионального значения (например, в июне Чебоксарской епархии были переданы в собственность девять религиозных объектов, являющихся республиканскими памятниками истории и культуры), и здания, не являющиеся объектами религиозного назначения, а также имущество, не принадлежавшее ранее Церкви.

И хотя чаще всего передача происходит мирным путем, с учетом интересов бывших собственников или арендаторов (как, например, в Твери, где для краеведческого музея на бюджетные средства было построено новое здание, а занимаемый им храм передан епархии), нередко передача имущества влечет за собой конфликты. Упомянем о наиболее крупных из них.

По-прежнему сложной остается ситуация вокруг Рязанского кремля. Все культовые сооружения на его территории были переданы епархии ранее, за исключением Успенского собора, находившегося в совместном использовании музея и Церкви. В 2008 году собор был полностью передан епархии, передана была также западная часть Дворца Олега. При этом музей не получил взамен никаких площадей (к 1 января 2009 г. музей должен был освободить 500 квадратных метров, притом, что свободных площадей для перемещения экспонатов нет; на момент составления доклада музей демонтировал экспозицию) и лишился входа на главную экспозицию "От Руси к России". В течение года в Рязани и Москве несколько раз проходили акции протеста. Общественный комитет в защиту Рязанского кремля, безуспешно пытавшийся оспорить распоряжения о передаче кремля в рязанских судебных инстанциях, направил в Европейский суд по правам человека жалобу на нарушение права на судебную защиту.

Еще один музей пытается выселить через суд Ярославская епархия. В январе она обратилась с иском к руководству Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, требуя освободить здание Спасо-Преображенского собора. Епархия также претендует на музейную коллекцию икон, которые она готова взять "на ответственное хранение".

Валаамский монастырь продолжает вытеснять оставшихся на острове местных жителей, не предоставляя им должной компенсации. В августе судебные приставы выселили жителя острова Филиппа Мускевича и его семью из помещений трапезной Воскресенского (Красного) скита, так как помещение решением Сортавальского районного суда передано монастырю. Ф. Мускевич заявлял суду о своем несогласии на выселение и об отсутствии другого жилья, однако суд это проигнорировал. Свои права житель острова решил отстаивать в Европейском суде по правам человека, и ЕСПЧ уже принял его обращение к рассмотрению.

Несколько крупных конфликтов произошло в Москве. В апреле на занятия факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), расположенного по адресу ул. Никольская, 7-9, пришли судебные приставы и потребовали освободить помещение. Таким образом они добивались исполнения принятого еще в 2004 году городскими властями решения о передаче части помещений вуза Заиконоспасскому монастырю. После этого Росимущество обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к столичному департаменту имущества, доказывая неправомерность решения о выселении РГГУ. В июне московское правительство разработало концепцию реставрации и развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей, предусматривающую передачу РПЦ уже не только помещений на Никольской, 7-9, но и дома 15 на этой же улице, также принадлежащего РГГУ. В августе, несмотря на то что решение арбитражного суда еще не было вынесено, судебные приставы выселили факультет истории, политологии и права из занимаемых помещений.

В январе Покровскому женскому монастырю Москвы была передана часть Таганского парка, принадлежавшая обители до 1917 года. Префект Центрального административного округа Москвы Сергей Байдаков подчеркнул, что передача части парка монастырю никак не ограничит права жителей района, однако последние стали активно протестовать против решения властей. Поддержавший местных жителей депутат Мосгордумы Сергей Митрохин считает, что решение о передаче части парка противоречит Земельному кодексу.

В апреле правительство Москвы передало особняк на Рождественском бульваре, занимаемый Всероссийским музыкальным обществом, Сретенскому монастырю. Срок аренды у общества истек в декабре 2007 года, и организация обратилась в департамент имущества с заявлением о продлении договора, но к моменту принятия властями решения о передаче еще не получила на это заявление ответа. Впрочем, общество до сих пор не выехало из занимаемого особняка.

Сретенскому монастырю передано и расположенное на его территории здание французской спецшколы, конфликт вокруг которой продолжается с середины 90-х годов. Правительство Москвы приняло решение вывести учебное заведение с монастырской территории и предоставить ему новое здание в другой части Центрального административного округа. Ю. Лужков планирует построить на месте школы колокольню.

Религиозным организациям (главным образом РПЦ) передаются предметы культа, являющиеся музейными экспонатами. Иногда, как в случае с передачей РПЦ из музея "Московский Кремль" частиц святых в драгоценных ковчегах, религиозной организации могут быть переданы реликвии, никогда ей не принадлежавшие. В 2008 году Челябинский областной краеведческий музей по решению губернатора Петра Сумина передал Челябинской епархии находившийся в фондах музея с 1929 года ковчег, в котором хранились мощи апостола Андрея. Московский государственный объединенный музей-заповедник (Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино) передал в дар Николо-Угрешскому монастырю иконы, книги и церковные облачения. Нижегородский исторический музей дал согласие на передачу Владимирской (Оранской) иконы Божией Матери Нижегородской епархии сроком на три года. Епархия обязуется выполнять условия по сохранению святыни, предъявляемые Росохранкультурой.

В ноябре стало известно, что обсуждается возможность перемещения иконы Андрея Рублева "Троица" из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру на три дня на праздничное богослужение. Договоренность об этом была достигнута в ходе встречи патриарха Алексия II и министра культуры Александра Авдеева в сентябре. Хотя распоряжения Министерства культуры РФ на этот счет не было, а расширенное реставрационное совещание галереи не рекомендовало перевозить икону ввиду ее ветхости, руководство "Третьяковки", по словам сотрудника, предавшего гласности это обсуждение, готово предоставить икону лавре и заказало специальный ящик для перевозки. Ситуация вызвала широкий резонанс в обществе. Искусствоведческое сообщество обратилось к Д. Медведеву и В. Путину с просьбой защитить икону, являющуюся национальным достоянием. Некоторые эксперты уверены, что просьба патриарха Алексия II привезти икону на три дня является лишь "пробным шаром" для последующего постоянного перемещения "Троицы".

Отметим и другие формы поддержки государством религиозных организаций.

Объем средств, выделенных на поддержку исламского образования, по данным Администрации Президента, в 2008 году увеличился вдвое — с 400 до 800 млн. рублей. Администрации участвует и в процессе негосударственного финансирования: в правление Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования входит советник Администрации Алексей Гришин.

Это, кстати, дало основания Русской православной церкви требовать таких же преференций для себя. Архиерейский собор в июне заявил о необходимости не только государственного финансирования преподавания предметов, соответствующих государственному стандарту, в православных общеобразовательных учебных заведениях, но и выделения бюджетных средств православным богословским учебным заведениям — "по аналогии с финансированием духовного образования иных религиозных общин". Но пока опыт поддержки исламского образования остается уникальным, и причина этого, несомненно, в стремлении властей противостоять радикальному исламизму, в то время как с другими религиями аналогичные опасения не связываются. Как заявил А. Гришин, в связи с кризисом могут быть сокращены любые программы упомянутого Фонда, но не поддержка религиозного образования.

Поддержка доминирующих религий не обязательно носит материальный характер. Продолжается практика объявления религиозных праздников выходными. Так, Ураза-байрам и Курбан-байрам были объявлены нерабочими днями в ряде регионов с высоким процентом мусульманского населения — в республиках Северного Кавказа, Башкирии, Татарстане, Ставропольском крае. В Кемеровской, Волгоградской и Смоленской областях нерабочим днем была объявлена Радоница, в Калмыкии — день рождения Будды.

В Чечне на время Рамадана была запрещена торговля спиртным, так как это противоречит нормам мусульманской морали. В республике давно уже действуют введенные президентом Рамзаном Кадыровым установления, явно противоречащие светскому характеру государства, например, запрет женщинам входить в государственные учреждения без головных платков. Политику Кадырова фактически поддерживает полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов: он призвал дислоцированных в Чечне военных и милиционеров "получать благословение муфтия Чечни, представителя православных христиан, тесно сотрудничать с ними, советоваться".

В сентябре во многих регионах были отмечены случаи принуждения госслужащих к посещению заупокойных богослужений по случаю 40 дней с начала войны в Южной Осетии. Жалобы на это поступали из Волгограда, Иванова, Новосибирска, Омска, Саранска, Саратова, Томска.

Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства

Ликвидация религиозных организаций. В 2008 году продолжились проверки деятельности религиозных организаций и многочисленные закрытия их за не предоставленную вовремя отчетную документацию. Но эта активность Федеральной регистрационной службы (ФРС) не была ориентирована именно на религиозные организации; весь некоммерческий сектор в последние два года подвергается усиленному давлению.

Ситуация религиозных организаций проще, чем у других НКО, так как на них не распространяются усложненные формы отчетности. Но для многих и просто более тщательный и/или придирчивый контроль представляет собой проблему. Чтобы предотвратить массовое закрытие религиозных организаций, ФРС в начале года провела семинар с представителями централизованных религиозных организаций по вопросам соблюдения законодательства, регламентирующего их деятельность.

В октябре Министерство юстиции РФ, к которому перешли функции ФРС, заранее объявило о намерении ликвидировать 56 религиозных организаций — христианских, мусульманских, иудейских и буддийских. Причиной этого послужило "длительное непредоставление в Минюст предусмотренного законом перечня сведений и документов". Некоторые из этих организаций действительно уже не вели никакой деятельности, но лишь немногие. Большинство предупрежденных "должников" успело предоставить необходимые отчеты, и к концу ноября в списке осталось только 19 организаций.

Такой ход Минюста даже вызвал одобрение со стороны некоторых религиозных организаций. Например, руководители всех трех основных мусульманских централизованных структур высказались в поддержку действий Минюста, отметив, что это позволит избавиться от существующих номинально мусульманских центров, не нужных и самим реально действующим мусульманским объединениям. В то же время другие усмотрели в действиях Минюста запугивание религиозных организаций. С точки же зрения Минюста, операция, видимо, носила профилактический характер.

Мы не располагаем полной информацией о количестве религиозных организаций, реально существующих, но лишенных регистрации из-за не поданных вовремя отчетов, то есть незаконно: закон требует предоставления отчетов, но нарушение такого рода обязательств, тем более не злостное, не должно само по себе влечь ликвидацию организации. Отметим несколько известных нам случаев.

В Старом Осколе Белгородской области за отсутствие годового отчета о деятельности была ликвидирована методистская община. Судебное решение было вынесено в марте, а в мае на богослужение методистов, проходившее в частном доме, ворвались представители ФСБ. Они заявили, что община — "инородное тело для города, работающее в интересах американцев".

Помимо органов юстиции, источником проблем для религиозных организаций могут стать налоговые органы. Закон позволяет ликвидировать юридическое лицо по факту непредоставления годового баланса и/или отсутствия движения средств на счетах. Эта норма, созданная для борьбы с фирмами-однодневками, применима, однако, и к некоммерческим организациям, в том числе и к религиозным. Но многие такие организации действительно не совершают финансовых операций в течение года, не имеют штатного бухгалтера и в результате зачастую забывают сдавать так называемый нулевой баланс. Мы не знаем, сколько реально существующих, пусть и малоактивных, организаций лишились таким образом регистрации; в 2007 году их число измерялось сотнями, и вряд ли ситуация существенно улучшилась в 2008 году. Например, в Липецке из-за не поданной декларации о налогах были лишены регистрации две баптистские организации (одной удалось восстановиться по суду).

Продолжались случаи давления на религиозные организаций за отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности. Причем необходимость такой лицензии в ряде случаев спорна, а то и явно отсутствует. Согласно законодательству, лицензия требуется для общеобразовательной деятельности и для подготовки священнослужителей, а обучение собственному вероучению является одним из основных прав религиозной организации. Таким образом, в каждом случае необходимо установить, какого рода обучение ведется. Но местные власти зачастую не утруждают себя внимательным изучением ситуации, ориентируясь на названия учебных курсов и заведений (а они могут называться, например, "колледжами").

В марте Объединенная методистская церковь Смоленска была ликвидирована по иску областной прокуратуры. Причиной ликвидации стала воскресная школа "Наши сердечки", действующая при церкви без юридического лица и лицензии на образовательную деятельность. Иску о ликвидации предшествовало обращение викария Смоленской епархии РПЦ епископа Игнатия (Пунина), обвинившего методистов в возбуждении религиозной вражды. В июне решение о ликвидации церкви было отменено Верховным судом РФ.

В мае ликвидированный в 2007 году за отсутствие лицензии на образовательную деятельность Библейский Центр христиан веры евангельской (пятидесятников) Чувашской Республики обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на неправомерное решение о ликвидации.

Похоже, именно развитие чувашского и смоленского прецедентов стало переломным в этой теме. В августе прокуратура Индустриального района Ижевска возбудила в отношении пастора церкви христиан веры евангельской "Дело Веры" Виталия Хайдукова дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за создание при церкви воскресной школы для детей и подростков и библейских курсов для желающих принять крещение. Но уже в том же месяце мировой суд Индустриального района прекратил дело за отсутствием состава правонарушения.

В декабре московский Солнцевский суд отказался ликвидировать семинарию пятидесятнической церкви "Эммануил" за отсутствие лицензии на образовательную деятельность (в связи с отсутствием лицензии церковь была включена Минюстом в вышеупомянутый список организаций, подлежащих закрытию). Решение этого суда особенно показательно. Во-первых, судья счел возможным пойти против ранее заявленной позиции Минюста. Во-вторых, московский судья косвенно пошел и против московского правительства: семинарии не удается получить лицензию, поскольку у церкви нет постоянного помещения, а нет его из-за затяжного конфликт с московскими властями (памятны систематические митинги церкви "Эммануил" против мэрии).

В июне прокуратура Кировского района Самары обратилась в суд с иском о ликвидации организации пятидесятников "Свет миру". Проведенная проверка установила, что эта организация занимается обучением студентов института "Пробуждение", не имея лицензии на ведение образовательной деятельности. В январе 2009 года суд отклонил иск прокуратуры, так как истец не предоставил достоверных доказательств, подтверждающих, что институт "Пробуждение" является структурным подразделением церкви "Свет миру".

Отдельно стоит упомянуть проблематичную ситуацию с сайентологами. В Самаре суд по заявлению областного прокурора ликвидировал некоммерческое партнерство "Центр дианетики". Суд признал, что организация три года вела без лицензии медицинскую деятельность, каковой были признаны практикуемые сайентологами "одитинги". В Новосибирске прокурор области обратился в суд с иском о ликвидации реабилитационного центра для бывших заключенных "Криминон-Новосибирск". Прокуратура обвинила центр в ведении образовательной деятельности без соответствующего разрешения. В обоих случаях отмечалась потенциальная опасность учения Рона Хаббарда, на котором основана деятельность организаций.

Нам известны, по крайней мере, три случая, когда ликвидированным организациям удалось возобновить свою деятельность. Помимо уже упомянутых смоленских методистов и липецких баптистов, это мусульманская община в Воронеже, лишенная регистрации несколько лет назад.

Благополучно отпали неожиданные претензии Минюста к Российскому библейскому обществу (РБО). В акте проведенной в сентябре проверки говорилось, что общество не имеет признаков религиозной организации, а также документального и фактического подтверждения деятельности по обучению религии и религиозному воспитанию. Однако уже в декабре Минюст признал свою ошибку.

Дискриминация "нетрадиционных" религиозных организаций. По-прежнему регулярно подвергаются дискриминации протестанты и представители новых религиозных движений. Отсутствие упоминания о их верованиях в преамбуле к закону "О свободе совести и религиозных объединениях" воспринимается многими чиновниками как свидетельство нелегитимности этих организаций и основание для оказания давления.

В течение года в различных регионах были созданы "антисектантские" центры и советы, в задачи которых входит защита населения от "негативного влияния" "нетрадиционных" религиозных организаций. В состав таких советов входят не только психологи, врачи, педагоги, юристы и священнослужители "традиционных" религиозных организаций, но также и представители силовых ведомств. Такие центры созданы в Санкт-Петербурге, Адыгее и Чувашии — в последних двух случаях они существуют при республиканских МВД.

При поддержке местных или региональных властей проходят "антисектантские" научно-общественные конференции, например, в Рязани такая конференция состоялась при поддержке городской администрации и Рязанского государственного университета. В Ульяновской области при поддержке областного правительства начата реализация проекта "Осторожно: секты!", в рамках которого для педагогического сообщества проводятся семинары и конференции. Об усилении мер по борьбе с "сектами" объявило правительство Пензенской области.

Министерство образования Башкортостана в декабре разослало руководителям органов управления и образовательных учреждений письмо с призывом вести разъяснительную работу о вреде "зарубежных религиозных организаций (ЗРО) деструктивного толка".

В формировании негативного образа НРД заметна роль прокремлевских молодежных объединений, чья деятельность воспринимается как официально санкционированная. Например, в марте движение "Россия молодая" вместе с преподавателями и студентами МГТУ им. Баумана провело акцию протеста против размещения рядом с вузом офиса сайентологов. Вскоре после этого руководство завода автотракторной аппаратуры, у которого организация сайентологов снимала помещение, расторгло договор аренды. В Челябинске "Молодая гвардия :Единой России;" совместно с представителями "традиционных" религиозных организаций и правоохранительных органов начала разработку систему борьбы с НРД. Одним из практических действий "молодогвардейцев" стало проведение пикета против использования здания бывшего детского сада Свидетелями Иеговы. Правительство Мордовии под давлением активистов движения "Наши" на несколько месяцев перенесло запланированную баптистами конференцию. Православный корпус "Наших" вместе с милиционерами участвовал в разгоне баптистского шествия в Брянской области.

Но антисектантской пропагандой дело не ограничивается. В феврале сотрудники ГУВД и прокуратуры Кировского района провели обыск в петербургском отделении Церкви сайентологии. В результате были изъяты две коробки с записями исповедей ("одитингов") прихожан.
В августе с трудностями при проведении общероссийского конгресса в Подмосковье столкнулись баптисты. Глава администрации Истринского района всячески препятствовал проведению конгресса, оказывая давление на Мосэнерго и руководство детского лагеря "Ручеек", где планировалось мероприятие. В итоге конгресс состоялся, хоть и при отключенном электричестве, а глава Российского союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко обратился в Генпрокуратуру с просьбой привлечь главу администрации Истринского района к уголовной ответственности по ст. 148 УК (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания).


Необоснованные претензии к незарегистрированным баптистским общинам были отмечены в Норильске, Курганской и Орловской областях. Им не разрешали проводить богослужения, а в Курганской области на местном телеканале вышел сюжет, дискредитирующий общину.

В сентябре прокуратура Уфы запретила арендодателям предоставлять ипподром и физкультурный центр для проведения богослужения "Свидетелей Иеговы".

В Томской области местные жители расценили появление нескольких хозяйственных построек кришнаитов как строительство "ашрама" и обратились в различные инстанции с просьбами не допустить появления в поселке "адептов тоталитарной секты". В декабре областное управление Россельхознадзора признало строительство незаконным.

В 2008 году было зафиксировано меньше случаев разгона акций последователей движения "Фалуньгун", чем в 2007-м, но в их случае реализация свободы собраний продолжает жестко ограничиваться. Более того, хотя в январе Никулинский районный суд Москвы признал незаконным срыв одного из пикетов движения в 2007 году, в январе и апреле 2008 года их пикеты в Москве были разогнаны милицией.

Но религиозные меньшинства не всегда проигрывают дискриминационно настроенным "антисектантам". Например, в Мурманске православная епархия выражала недовольство строительством культового здания пятидесятников. Вслед за епархией группа местных жителей обратилась в городскую администрацию с просьбой запретить строительство "культового здания секты неопятидесятников". Но городской комитет по территориальному планированию и градостроительству отказался приостановить стройку.

Тогда Мурманская епархия обратилась в прокуратуру с неожиданным требованием проверить законность строительства культового сооружения без предварительных общественных слушаний. Со своей стороны, пятидесятники в декабре пожаловались в прокуратуру на действия православных граждан, распространявших недостоверную информацию об их церкви [2]. Противостояние вокруг строительства продолжается.
Положение иностранных священнослужителей. Отдельно следует сказать о положении священнослужителей-иностранцев.

В феврале был задержан в аэропорту "Шереметьево-1" и выслан в Киев украинский протестантский пастор, представитель протестантской церкви "Торжествующий Сион" Александр Дзюба. Представитель пограничной службы сообщил священнику, что его пребывание на территории России является нежелательным.

Ситуация с выдачей виз иностранным священнослужителям кардинально не изменилась. В апреле буддисты Калмыкии в очередной раз обратились в МИД РФ с просьбой выдать Далай-ламе XIV въездную визу, но он снова ее не получил.

В январе Конференция католических епископов России обратилась к российским властям с просьбой о помощи в получении виз. По словам секретаря конференции о. Игоря Ковалевского, по состоянию на апрель Католическая Церковь добивалась получения вида на жительство для 200 священников — 90 % своих клириков.

Иные случаи дискриминации и неправомерного вмешательства. Нередко чиновники по своему усмотрению отдают предпочтение отдельным структурам внутри "традиционных" религий в ущерб другим. Особенно часто это происходит в отношении мусульман.

Администрация Кемеровской области назначила имамом одной из мечетей Тахира Давлеткулова вопреки воле мусульман, избравших на этот пост Павла Багоманова. Община, построившая мечеть, находится в юрисдикции Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР). Областная администрация отдает предпочтение Центральному Духовному управлению мусульман (ЦДУМ), и именно из этой организации назначила имама. Община, справедливо расценивая такое вмешательство во внутренние дела как незаконное, обратилась за поддержкой к губернатору области Аману Тулееву (а в январе 2009 года — и к В. Путину).

Глава города Чебаркуль Челябинской области потребовал от местной религиозной организации мусульман выйти из состава ДУМАЧР и перейти в ЦДУМ. Только при этом условии он соглашался присвоить адрес недавно построенной мечети. Позднее мэр все-таки изменил свое решение и присвоил мечети адрес, хотя община так и не перешла в ЦДУМ.

В Дагестане признаны незаконными маслиатские, то есть исламские третейские, суды. Прокуратура вынесла предписание, отменяющее право председателя совета мечети в городе Дагестанские Огни организовывать такие суды. Это предписание распространяется на другие города республики. Между тем российское гражданское законодательство предусматривает возможность частных третейских судов, хотя практика такая, действительно, не развита.

Было отмечено несколько случаев неоправданного вмешательства и в деятельность РПЦ. Губернатор Петербурга В. Матвиенко, инспектируя ход реставрации памятников культурно-исторического наследия, потребовала изменить график богослужений в Троицком соборе города. "Богослужение должно подстраиваться под ремонтные работы, а не наоборот", — заявила она и пригрозила в случае неповиновения вообще закрыть храм на несколько месяцев.

Мы знаем мало случаев индивидуальной дискриминации по признаку отношения к религии, но такое тоже случается. В июне начальника магаданского детского лагеря Ольгу Рыбакову уволили за принадлежность к баптистской церкви. Против того, чтобы утвердить на этом посту человека, исповедующего баптизм, высказались заместитель губернатора области и заместитель мэра Магадана.

В апреле Союз мусульманок Татарстана заявил об участившихся случаях отказа в приеме на работу женщин, носящих мусульманский платок. Служба безопасности многих организаций не пропускает таких женщин. Министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Айрат Шафигуллин признал сложившуюся ситуацию незаконной. Аналогичный инцидент был зафиксирован в одной из махачкалинских больниц, где главный врач запретил сотруднице носить хиджаб на рабочем месте [3].

Ситуация в армии и пенитенциарной системе

Вопрос о присутствии духовенства в вооруженных силах по-прежнему не урегулирован законодательно и изменений в этой области по сравнению с прошлым годом не наблюдается. На региональном уровне сохраняется практика заключения соглашений между силовыми ведомствами и православными и мусульманскими организациями.

В мае заместитель министра обороны РФ Николай Панков констатировал, что российская армия пока не готова к введению должности полкового священника. Возможность приглашения священнослужителя в то или иное воинское подразделение зависит главным образом от позиции руководства этого подразделения и активности религиозных организаций. В подавляющем большинстве в армию попадают православные священники. Допуск протестантов и представителей НРД в армию, как и раньше, невозможен. По состоянию на апрель 2008 года, по данным Главного управления воспитательной работы ВС РФ, в войска на добровольных началах приходили около 2000 православных священников, из них 950 человек выполняли свои пастырские обязанности в военных подразделениях на постоянной основе.

Нам известно только об одном случае религиозного конфликта в армии. Военнослужащие-мусульмане, проходящие службу в воинской части ВВС в поселке Светлый Омской области, выразили недовольство тем, что их заставляют присутствовать на православных молебнах и кропят освященной водой, не спрашивая согласия.

Широкий общественный резонанс вызвало предложение заместителя главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина о создании православных народных дружин для охраны общественного порядка. Против этой инициативы выступили правозащитники, представители других конфессий и ряд общественных организаций. Они опасаются, что создание силовых подразделений (пусть и не вооруженных) по конфессиональному признаку приведет к всплеску конфликтов на религиозной почве. Противники инициативы считают недопустимым перекладывание функций органов правопорядка на общественные объединения, тем более что сторонники создания православных дружин требуют наделить их неоправданно широкими полномочиями — вплоть до права проверки документов у граждан.

Представители МВД не одобрили это предложение, но выразили готовность рассмотреть его в общем порядке. Никаких шагов к внедрению этой инициативы предпринято не было. Несмотря на отсутствие официальных распоряжений, в Москве несколько православных дружин все же сформировались и даже приступили к патрулированию улиц. При этом они не согласовывали свои действия со структурами, регулирующими деятельность народных дружин. Стало известно о существовании таких групп и в других регионах.

Ситуация в пенитенциарных учреждениях за год тоже не претерпела значительных изменений. В большинстве исправительных заведений заключенные имеют возможность создавать религиозные общины, посещать богослужения, общаться с духовенством, получать религиозную литературу. По данным пресс-службы Федеральной службы исполнения наказаний РФ, на февраль 2008 года в местах заключения действуют 436 культовых заведений: 403 православных храма, 3 католических, 23 мечети и 7 дуганов.

Однако, как и в 2007 году, отмечаются факты дискриминации мусульман-заключенных. Жалобы на давление со стороны администрации колоний поступали из Кемеровской, Мурманской, Омской областей, Кабардино-Балкарии. Заключенные колонии поселка Мурмаши Мурманской области даже обратились в Европейский суд по правам человека, так как подвергались жестокому обращению и пыткам за приверженность исламу. Принявших ислам русских заключенных Евгения Тимошина и Виктора Спицина сотрудники колонии избивали, называя их "христопродавцами". В Омской области заключенные также подверглись жестокому обращению за совершение намаза, один из них позднее был найден повешенным. В других случаях заключенные жалуются на запрет иметь мусульманскую литературу, проводить религиозные обряды, общаться с имамами.

Религия и светское образование

В 2008 году ситуация с преподаванием "Основ православной культуры" (далее ОПК) кардинально не изменилась. Сторонники и противники введения этого предмета в школьную программу продолжали отстаивать свою позицию, организуя публичные акции и апеллируя к общественности и государству с помощью писем и открытых обращений, хотя и не так активно, как в 2007 году. Но заметных успехов не достигли ни те, ни другие.

Принятое в 2007 году решение об отмене в будущем регионального компонента школьной программы, в рамках которого обычно и преподаются ОПК, в сочетании с отсутствием заметных результатов преподавания привело к тому, что расширение географии преподавания ОПК в 2008 году еще более замедлилось по сравнению с предыдущим годом. Однако и в 2008 году ОПК были в качестве факультатива введены почти в 200 школах Ростовской области, а в Воронежской число классов, где преподаются дисциплины "духовно-нравственной направленности", в течение 2007/2008 учебного года увеличилось в два с лишним раза.

Мы не располагаем статистическими данными о преподавании именно ОПК. Согласно результатам мониторинга религиоведческих и религиозных предметов в российских школах, проводящегося Министерством образования и охватывающего 79 российских регионов, лидерами в этой области остаются Центральный и Южный федеральные округа. Там эти дисциплины преподаются нескольким тысячам учащихся в десятках и сотнях школ. Выделяются Кемеровская, Московская, Воронежская, Смоленская области и Краснодарский край, где число таких учащихся доходит до 10 тысяч. Особо следует отметить Белгородскую область (где ранее ОПК даже вводились как обязательный предмет), где охват превысил 140 тыс. школьников, и Чечню (93 тыс.) и Ингушетию (34 тыс.), в которых преподаются, в основном, предметы, ориентированные на ислам. В 17 регионах охвачено от тысячи до десяти тысяч учащихся.

В 35 регионах религиозные дисциплины изучают менее, чем по тысяче человек (обычно в нескольких десятках школ или одной-двух православных негосударственных школах). В 19 регионах религиоведческие и религиозные дисциплины в школах вообще не преподаются.

Доминируют предметы, связанные с православием. По данным за предыдущий, 2006/2007 учебный год, их изучали более 70% учеников, как-либо затронутых курсами, связанными с религией, в первую очередь — в Центральном и Северо-Западном округах, но не только. Религиоведение, религия в рамках краеведения и другие более или менее нейтральные курсы коснулись около 30% учеников; наиболее распространены они на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. На курсы, ориентированные на ислам, приходилось лишь около 0.2% (на буддизм и иудаизм вместе взятые — около 0.1%). Судя по данным только по Чечне и Ингушетии, теперь эта доля многократно выросла.

Различные нарушения при преподавании религиозных дисциплин, по-видимому, возникали реже, чем в предыдущие годы. Нам известно нескольких конфликтных ситуаций, благополучно разрешившихся в законном порядке. Мусульманам села Засечное Пензенского района удалось добиться отмены обязательного преподавания ОПК в местных школах. Экспериментальные площадки по апробации курса ОПК были там созданы без учета мнения родителей учеников. После того, как областное министерство образования признало обязательное преподавание нарушением, предмет стал факультативным, но детей-мусульман все равно принуждали к его посещению. Тогда председатель ДУМ Пензенской области Аббас Бибарсов обратился в прокуратуру. По решению прокуратуры приказ начальника отдела образования Пензенского района "Об открытии экспериментальной площадки по апробации курса :Православная культура; в общеобразовательных школах" был отменен как противоречащий российскому законодательству.

В ходе лекции, прочитанной в апреле 2008 года для будущих преподавателей ОПК, лектор — доцент кафедры социальной работы Института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета Светлана Шестакова — допустила оскорбительные высказывания в адрес католиков, протестантов, мусульман и иудеев. Поскольку доцент Шестакова одновременно является сотрудником миссионерского отдела православной епархии, Конгресс религиозных объединений Тюменской области обратились к патриарху Алексию II и архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию (Капалину) с просьбой разъяснить, действительно ли прозвучавшие в лекции оскорбительные высказывания о других конфессиях соответствуют официальной позиции РПЦ. В августе прокуратура Тюменской области возбудила уголовное дело по ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) по факту прочитанной С. Шестаковой публичной лекции.

Другой скандал разразился в Нижегородской области, где мусульманское сообщество возмутилось некорректным изложением информации об исламе в учебнике "История религий", по которому ведется преподавание более чем в 300 школах области. Некоторые фразы из этого учебника верующие сочли оскорбительными. Письма с требованием разобраться в ситуации и запретить этот учебник мусульмане разослали в различные инстанции.

Заместитель представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин признал, что в учебнике "действительно имеется ряд противоречий и недочетов, касающихся раздела об исламе". Ректор областного института развития образования встретился с главой ДУМ и стороны договорились о внесении исправлений в третье издание учебника с учетом пожелания мусульман.

Концепция преподавания основ православия в рамках образовательной области "Духовно-нравственная культура", на которую священноначалие РПЦ сделало ставку в 2007 году в перспективе утвержденной Думой реформы школьного образования, пока не принесла желаемых результатов. Министерство образования и науки РФ и Российская академия образования продолжают разработку государственных образовательных стандартов. При этом к обсуждению привлекаются не только представители РПЦ, но и представители мусульман, протестантских церквей, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России. Комментируя ситуацию, начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования Татьяна Петрова подчеркнула, что вариант с "Духовно-нравственной культурой" "предложила религиозная организация, а сам стандарт пишут педагоги, методисты, преподаватели, учителя. Они на этот вопрос могут смотреть с другой стороны". Ясно, что общая реформа образования, в рамках которой и была предложена концепция ДНК, затягивается на неопределенный срок, поэтому существенных изменений здесь ожидать пока не следует.

Представители Министерства образования и других официальных структур последовательно высказываются за принцип добровольности при изучении религиозных дисциплин и преподавание их на факультативной основе.

Еще одной неудачей для сторонников включения религиозных дисциплин в систему светского образования стал отказ внести теологию в список научных дисциплин ВАК. Решение было принято 19 декабря на очередном заседании Комиссии по совершенствованию номенклатуры специальностей научных работников при Министерстве образования и науки РФ. Теологам предлагается защищать диссертации по религиоведению.

Присутствие религии в школе не обязательно связано с собственно обучением. И здесь нужно отметить важный и довольно опасный прецедент. 4 декабря Грибановский районный суд Воронежской области отказал в удовлетворении иска пастора Алексея Перова к местной школе. Истец требовал признать незаконным проведение православного молебна в поселковой школе ǖ 3 в сентябре 2007 года и возместить моральный ущерб: сын пастора Давид, отказавшийся участвовать в молебне, был за это избит одноклассниками. Судебное разбирательство продолжалось в течение года. Суд не усмотрел в факте проведения православного молебна на территории школы нарушения права Перовых на свободу вероисповедания или права на воспитание ребенка в соответствии с собственными религиозными убеждениями. Нарушения законов "Об образовании" и "О свободе совести и религиозных объединений" суд тоже не усмотрел. Ранее прокуратура Грибановского района признала нарушение конституционных прав Перовых и светского характера образования. Истцы намерены обжаловать судебное решение.

Недостаточность защиты от диффамации и нападений
В 2008 году в России было совершено несколько убийств священнослужителей и сотрудников храмов, однако известная нам информация не дает оснований считать эти убийства совершенными на почве религиозной ненависти. Как и в 2007 году, было совершено несколько покушений на священнослужителей на Северном Кавказе, но мы также не располагаем доказательствами того, что при этом имел место мотив религиозной ненависти. Вообще, религиозно окрашенные инциденты в республиках Северного Кавказа могут интерпретироваться не только как криминальные или религиозные, но и как политические, так как отделить религиозное противостояние от политического там непросто.

Летом в Ярославле было совершено убийство четырех подростков. Трупы были расчленены. Обвиняемые — восемь человек 17-19 лет — называют себя сатанистами, однако эксперты полагают, что характер преступления "противоречит сатанинским канонам". Предъявленное прокуратурой обвинение — пп. "а" и "ж" ч. 2 ст. 105 УК (убийство) — также не дает основания считать убийство ритуальным.

Больше оснований предположить религиозный мотив в покушениях на целителя и двух гадалок в Дагестане и Ингушетии; два случая из трех закончились смертью пострадавших.

Отметим ряд инцидентов, где наличие мотива религиозной ненависти не вызывает сомнения. В марте в Нижнем Новгороде подросток с криком "Мы патриоты, мы вас выгоним отсюда" бросил стеклянную бутылку в группу кришнаитов. Пострадал 42-летний мужчина. Уголовное дело было возбуждено по ст. 213 УК (хулиганство).

В мае в московском метро была избита Юлдуз Хакназарова: трое нападавших, выкрикивавших расистские лозунги, первым делом сорвали с нее мусульманский платок. Прокуратура Москвы отказалась возбуждать уголовное дело.

В марте в городе Билибино Чукотского автономного округа во время богослужения в Дом молитвы христиан веры евангельской вошел судебный пристав. Объявив: "Сейчас я всех буду вас мочить!", он открыл беспорядочную стрельбу из табельного оружия. Жертв нет. Нападавший находился в состоянии алкогольного опьянения.

В апреле в Кузнецке Пензенской области произошло нападение на молитвенный дом церкви "Живое Слово". Возглавляемые местным криминальным "авторитетом" подростки ворвались на вечернее богослужение и стали оскорблять молящихся, называя их сектантами и угрожая убить, а здание молитвенного дома — сжечь. В отношении лидера нападавших было возбуждено уголовное дело по ст. 213 УК. Он выплатил верующим денежную компенсацию.

В ноябре был подожжен дом руководителя миссионерского отдела Ярославской епархии иеромонаха Серапиона (Митько). Факт поджога подтвержден пожарными. Виновные на момент написания доклада не названы. Одно из наиболее заметных направлений работы отдела — борьба с новыми религиозными движениями. Священник отмечает, что не получал никаких угроз, но деятельность отдела "вызывала, в общем-то, резкую агрессивную реакцию в Ярославле со стороны тоталитарных сект и некоторых людей с либеральными взглядами".

В ноябре в московском храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве произошел взрыв. В результате взрыва пострадали два человека, здание повреждено не было. В качестве основной версии происшествия рассматривалась хулиганская выходка подростков, следствие также не исключало возможности, что к взрыву причастны сатанисты. Было возбуждено уголовное дело по ст. 213 и ч. 1 ст. 222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ) УК. Однако уже в январе 2009 года была арестована группа радикальных националистов-неоязычников, совершивших целый ряд взрывов и нападений. Взрыв в этом храме также инкриминируется теперь этой группе.

В 2008 году в отношении храмов и молельных домов было совершено 36 актов вандализма, что несколько больше, чем в предыдущем (27). 16 раз осквернению подвергались православные храмы и часовни, 7 раз — синагоги, по 6 — мусульманские и протестантские объекты, по 1 разу — зал Свидетелей Иеговы и языческое капище. При этом злоумышленники неоднократно забрасывали храмовые здания камнями и разбивали в них стекла. Некоторые храмы, например, нижегородская и владивостокская синагоги или ярославская мечеть, подвергались осквернению уже не в первый раз. На двери и стены нижегородской соборной мечети были приклеены националистические листовки.

Участились случаи поджога храмовых зданий. В январе неизвестные забросали здание молельного дома мусульман в Сергиевом Посаде бутылками с зажигательной смесью. С 2005 года это было уже третье нападение на этот молельный дом. Через месяц такой же инцидент произошел во Владимирской мечети — десятое нападение за три года. В марте был подожжен молитвенный дом Церкви полного евангелия города Каспийска (Дагестан). В это время в церкви находилась группа молившихся. В результате пожара пострадали двое детей. В июне был сожжен дом молитвы полноевангельской церкви Иисуса Христа в Ленинградской области, подожжена синагога в Нижегородской области. В августе неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью в окно Свято-Георгиевского собора в Калуге. В подмосковном Чехове сгорел зал Свидетелей Иеговы. Сами пострадавшие полагают, что причиной стал поджог, так как были обнаружены остатки канистр с бензином, но местное ОВД отказалось проводить расследование. В октябре был подожжен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Новосибирске. Декабрь оказался особенно "урожайным" на поджоги храмовых зданий. Неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью в здание православного храма в Москве. В Екатеринбурге были сожжены православный храм и приходская школа. Очевидцы происшествия утверждают, что до поджога кто-то расписал забор националистическими лозунгами и свастикой. В Рязани неизвестные облили горючим веществом и подожгли стену храма Сретенья Господня.

Акты кладбищенского вандализма были отмечены 42 раза (в 2007 году — 34). Из них 32 — в отношении православных кладбищ, 6 — в отношении еврейских, 3 — мусульманских, 1 — армянского. Как и в 2007 году, неоднократно вандалами становились дети и подростки, да и вообще не всегда можно определенно говорить именно о религиозном мотиве ненависти. Такой мотив можно было усмотреть среди известных нам случаев во всех шести покушениях на еврейские могилы, в четырех — на православные, одном — на мусульманские.

Кроме того, объектами вандализма становились поклонные кресты (Петербург, Москва), поставленное около храма распятие (Пенза), информационный стенд на месте строительства православного храма (Петербург), памятник православному миссионеру в Благовещенске и крест возле братской могилы павших в Великой Отечественной войне, также оскверненной (Воронежская область).

По-прежнему в СМИ — федеральных и региональных — публиковались ксенофобные материалы. В федеральных СМИ "антисектантская кампания", связанная с финалом эпопеи "пензенских затворников" [4], быстро сошла на нет, и ситуация вернулась в привычному уровню. Но во многих регионах, судя по региональным докладам, собранным Московской Хельсинкской группой за 2008 год, "антисектантские" и иные религиозно-ксенофобные публикации были отнюдь не редки. Чаще всего объектом явно ксенофобной критики становились новые религиозные движения и протестантские церкви.

В ноябре "антисектантский" сюжет, посвященный барнаульской церкви христиан веры евангельской "Свет Пробуждения", вышел на федеральном телеканале "Россия" в программе "Вести. Дежурная часть". Обвинения в адрес пятидесятников, как отмечают адвокаты Славянского правового центра, "вышли за рамки традиционного перечня с зомбированием и промыванием мозгов, и перешли на качественно другой уровень": пятидесятников обвинили еще и в создании системы по отъему недвижимости. Члены церкви подали в суд иск о клевете.

Прихожане храма во имя св. архангела Рафаила Истинно-православной церкви после появления на телеканале НТВ репортажа о храме возмутились комментариями журналиста и потребовали от телекомпании публичных извинений, однако иск о клевете подавать не стали.

В мае старший пастор пермской общины пятидесятников "Новый Завет" Эдуард Грабовенко, выступая с проповедью на местном телеканале, допустил оскорбительные высказывания в адрес мусульман. Это вызвало возмущение Пермского муфтията и православной епархии.

Разумеется, оценка оскорбительности, данная самими лидерами верующих, может показаться внешним наблюдателям преувеличенной. В некоторых случаях само сочетание неуважительной интонации и критических замечаний понимается как оскорбление. Например, Псковская епархия РПЦ составила "черный список" СМИ, негативно, по ее мнению, отзывающихся о Церкви. В список газет были включены ":МК; в Пскове и Великих Луках", "Псковская губерния" и "Городская газета для жителей Пскова", и епархия объявила, что с представителями этих изданий она не будет больше контактировать и перестанет приглашать их на свои мероприятия.

В ряде случаев оскорбленные в своих религиозных чувствах религиозные и иные организации интерпретировали нанесенную им обиду как преступление, причем экстремистской направленности. Наиболее известные прецеденты 2008 года: требование пятидесятников закрыть телеканал "2х2" из-за аморальных мультфильмов переросло при явной поддержке пятидесятников и некоторых других религиозных лидеров в дело об экстремизме в одном из них; лидеры мусульман возмутились появлением одной из "датских карикатур" на пророка Мухаммеда в журнале "Русский Newsweek" (ложно заявив, что перепечатано было несколько), что довело журнал до официального "антиэкстремистского" предупреждения. Прокуратуре пришлось рассматривать также такие заявления, как обвинение священника Даниила Сысоева в возбуждении ненависти к мусульманам за утверждение ложности ислама как религии, а режиссера Ивана Дыховичного — в возбуждении социальной и религиозной вражды, за то, что назвал "дураком" священника, освящающего бомбардировщик.

Злоупотребление антиэкстремистским законодательством является предметом специального доклада, и в нем эти случаи рассмотрены. Можно только выразить сожаление, что религиозные лидеры, не понаслышке знакомые с религиозной дискриминацией, сами апеллируют к репрессивному антиэкстремистскому законодательству и своими заявлениями способствуют его более произвольному применению.
Отмеченные случаи конфликтов, в которые оказывались вовлечены представители крупнейших религиозных организаций, не следует интерпретировать как обострение межконфессиональных отношений в целом. В то время как некоторые, более решительно настроенные миряне и священнослужители вступают в межконфессиональные конфликты, руководство соответствующих религиозных организаций продолжает ориентироваться на "мирное сосуществование", которое, в частности, предполагает неакцентирование темы миссии среди иноверцев (среди христиан — инославных). В качестве примера позитивного, и не только на уровне деклараций, отношения к "другим" можно указать на введение курса "Основы ислама" в Казанской православной духовной семинарии.

Примечания

[1] Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2007 году // Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2007 году. М.: Центр "СОВА", 2008. С. 89-118 (первоначальный вариант см.: Центр "СОВА". Религия в светском обществе. 2008. 2 февраля (religion.sova-center.ru/publications/AA3B942/AA3BAD2)).

[2] И даже потребовали возбудить уголовное дело по ст. 282 УК в отношении руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации Антона Тучкова, что является, похоже, чрезмерным требованием.

[3] В принципе, в этом случае главврач мог апеллировать к требованиям врачебной униформы, но по существу хиджаб не хуже другого врачебного головного убора.

[4] Подробнее о ней: Кожевникова Г. Язык вражды и выборы: федеральный и региональный уровни. По материалам мониторинга осени-зимы 2007-2008 годов. М.: Центр "СОВА", 2008. С. 102-107.

Доклад был опубликован на сайте "Полит.Ру" 3 апреля 2009 года.

Ссылки на данную статью [1]