Новости по теме

Протоиерей Максим Хижий: "Можно почти все соблюдать и очень много знать, но не быть христианином по мироощущению"

Протоиерей Максим Хижий на страницах "Ежедневного журнала" рассуждает о православии в российской провинции - "Другой России", которая "живет совершенно по иным правилам и руководствуется иными ценностями в отличие от столиц". По его словам, "в российской глубинке народ давно сделал свой вывод о месте православия в своей жизни".

Отмечая "колоссальный кредит доверия местному духовенству" в "провинциальных городках", автор настаивает на том, что благодаря своему мироощущению жители глубинки являются опорой Церкви, хотя они, возможно, и не особенно хорошо разбираются в основах вероучения и не слишком часто посещают храмы:

"Прежде всего мне хочется оспорить так называемую лукавую цифру - количество верующих. Возражение вызывают не данные социологических опросов, а сам принцип отделения "верующих" от "агностиков". Конечно, можно определить частоту "посещения храма", "участие в таинствах и обрядах", протестировать на предмет догматических познаний, но это - мало что доказывает по существу. Важно самоопределение человека. Можно почти все соблюдать и очень много знать, но не быть христианином по мироощущению.
<...>
Можно мало знать о Христе, но твердо верить в Его воскресение. Можно редко-редко ходить в храм, но бояться греха и любить Бога. И эти люди, которые составляют "молчаливое большинство", надёжный резерв Церкви. Постоянно кто-нибудь из него переходит в разряд регулярных прихожан".

Высокую степень доверия к представителям Церкви в российской провинции М. Хижий связывает со слабостью "гражданской религии", которая, по его мнению, не в силах составить конкуренцию "традиционным" религиозным ценностям:

" ...в большинстве западных государств существует феномен "гражданской религии". Есть государственная символика, праздники, гражданские традиции, которые объединяют нацию. Типичным примером таких стран являются США и Франция. Гражданское общество немыслимо без формирования подобных ценностей. Культ свобод тесно связан с культом флага и гимна, национальных героев и правителей, принесших (или отстоявших) свободу.
А что в России? В эпоху СССР была осуществлена попытка создания квазирелигиозной идеологии и символики. Советский Союз рухнул, а вместе с ним ушли в небытие советские символы и традиции. Разрыв в 80 лет с имперской Россией равнозначен пропасти между поколениями. Эпоха 90-х ассоциируется у большинства населения с провалом либеральной идеи, которая не смогла дать большинству бесспорного ощущения прогресса в отличие от той же Польши или Прибалтики. <...>
"Гражданская религия" в России далека от своего оформления. Если население мегаполисов ещё как-то охвачено этим дискурсом, то провинция живет преимущественно традиционными ценностями, потому что человеческое сознание не терпит пустоты. Нравится это кому-то или нет, но не существует у нас в стране другой массовой традиции кроме "исторических" религий России".

В заключение автор подчеркивает, "что речь не идет о превращении православия (или ислама) в "политическую религию". Такие попытки, думается, не встретят поддержки населения и лишь приведут вероисповедания к нежелательным трансформациям. "Политическая религия" — это не только "клерикализация" и "опэкизация" страны, но и попытки втянуть Церковь в правозащитную деятельность в нашумевших процессах.
Конечно, огромный удельный вес "нецерковных" христиан может сыграть свою негативную роль в судьбе РПЦ. Но это, как говорится, внутреннее дело. Возможно, в связи с заявлением президента по проблеме ОПК, начнется очередная кампания по борьбе с "религиозными перегибами" и "недостатками в деле светского воспитания подрастающего поколения". Как говорится, флаг им в руки! Наш народ, как известно, прошел не только всеобщее обучение в ЦПШ, но и поголовное "отделение от Церкви". Стоит ли напоминать, чем это закончилось?"