Новости по теме

Православные встревожены отказом государства от финансирования негосударственных учебных заведений

1 января 2005 г. вступили в силу принятые ГД поправки к Федеральному закону "Об образовании", в соответствии с которыми негосударственные учебные заведения лишаются государственного финансирования, а также всех льгот, в том числе - по аренде и коммунальным платежам. Это вызывает обеспокоенность за судьбу православных гимназий, школ и лицеев в РПЦ и среди преподавателей этих учебных заведений.

В декабре "Церковный вестник" опубликовал подборку комментариев по этому вопросу директоров и педагогов православных школ Москвы и Подмосковья, а также два развернутых интервью с настоятелем храма святой мученицы Татианы при Московском университете, протоиереем Максимом Козловым и духовником Свято-Владимирской православной гимназии иереем Алексием Уминским.

Во всех этих выступлениях звучит опасение, что с прекращением государственного финансирования православные школы могут оказаться на грани закрытия и тогда значительная часть граждан России лишится возможности выбирать для своих детей форму образования.

По словам иерея Алексия Уминского, "в России заявлен принцип всеобщего обязательного образования, которое дается в том числе и в рамках негосударственной школы. Законодательство позволяет выбирать ту форму, которую родители считают нужным — государственную школу, домашнее обучение или частную школу. Государство заинтересовано в том, чтобы человек получил образование в любом случае, поэтому оно создает для этого условия, то есть поддерживает любую из вышеперечисленных форм получения образования. И каждый человек учитывается в бюджете государства с этой точки зрения. Сейчас государство отказывается материально субсидировать частные школы, в том числе и те, которые прошли государственную аккредитацию и тем самым показали, что базовый уровень государственного образования они дают, а значит, выполняют и государственную функцию".

При этом особое внимание иерей Алексий обратил на воспитательные функции православной школы: "Православные школы, старейшие из которых возникли уже больше десяти лет назад, создавались, чтобы защитить детей от атеистического воспитания, и они по определению не могут отказаться от воспитательной задачи. Православная школа создает особые условия религиозного духовного мира. А в остальном она выполняет государственную программу и работает для государства. Частная школа — это не частная лавочка. К тому же, если я знаю, что государственная школа не в состоянии предоставить моему ребенку моральную, нравственную, а иногда и физическую безопасность, а я хочу эти условия сделать другими, то я плачу за особые условия, а не за то, что ребенок наряду с религиозным компонентом получает качественное базовое образование".

Протоиерей Максим считает, что "речь идет об определенной "советизации" нашей жизни, поскольку внесенные в закон изменения направлены на возвращение почти что к государственной монополии на образование. Снять сегодня финансирование с негосударственных школ — это значит количественно резко сократить этот сегмент отечественного образования, сохранив его лишь в отношении очень богатых, элитных школ. В итоге получается сочетание "советскости" с госкапитализмом. Учиться в элитных школах смогут лишь дети высших госчиновников или тех же госкапиталистов, сословие которых очевидно и целенаправленно формируется сейчас. Поэтому я бы не рассматривал этот закон как случайный, находящийся вне того общественно-правового и политического поля, активные попытки построить которое предпринимаются в последние месяцы".

Оба собеседника "Церковного вестника" заявили, что Церковь должна серьезно озаботиться вопросом о сохранении и развитии православных школ. "Если государство, - сказал протоиерей Максим, - не будет этим заниматься, а мы как верующие сознаем важность сохранения православных гимназий, лицеев, то есть религиозно окрашенной школы, то это должно перестать быть делом отдельных энтузиастов, приходов, родителей, групп верующих. Это должно стать общецерковным делом. Я не очень уверен, что можно будет добиться успеха, но, по крайней мере, можно будет показать, что предпринимаемое сейчас в высших эшелонах власти находится вне правового поля, как Российской Федерации, так и европейского сообщества, о намерении в интеграцию которого так часто говорится в последнее время с высоких трибун". По мнению иерея Алексия, "Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и московская епархиальная Комиссия по образованию должны обратиться к мэру Москвы и в профильные государственные органы. А вообще-то это, конечно, дело для Конституционного суда".

Тревогу в связи со вступлением в силу поправок в закон "Об образовании" высказал также 10 января архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, который на открытии VI краевых образовательных Рождественских чтений призвал местные власти помочь в сохранении православных гимназий края, в частности - в Енисейске и Лесосибирске.

Комментарий: См. также:
Ксения Чернега, юрисконсульт Московской Патриархии: Новый закон "Об образовании" ущемляет права верующих // Церковный вестник. 2005. N 1-2 (302-303). Январь. ("...Изменения, внесенные в Закон "Об образовании", коснувшись негосударственной системы образования, напрямую затронули наши православные школы.
В чем это проявилось? <...> Ныне действующая редакция Закона "Об образовании" уже не предусматривает финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных школ. <...>
Второй блок изменений касается изъятия из Закона "Об образовании" норм, предоставляющих негосударственным образовательным учреждениям налоговых льгот. <...>
И еще один блок изменений, о котором важно знать. Новый закон признает утратившим силу пункт 20-й статьи 50-й, содержащий положение о том, что обучающиеся в аккредитованных негосударственных образовательных учреждениях имеют те же льготы, что и обучающиеся в государственных образовательных учреждениях". Между тем отметим, что предложения самой К.А. Чернега по внесению изменений в закон "Об образовании", представленные 14 января на заседании возглавляемой А.Е. Себенцовым Рабочей группы Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, вызвали отповедь к.ю.н. И.В. Понкина: "Подавляющее большинство представленных К.А. Чернега предложений об внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" составлено юридически некорректно, является бессодержательными, с юридической точки зрения, наборами слов, не решает заявленных целей и ничего не дает позитивного религиозным организациям, прежде всего - Русской Православной Церкви, то есть является профанацией. Ряд предложений К.А. Чернега объективно направлен на ухудшение правового положения Русской Православной Церкви".
Чуть позднее резкой критике подверг деятельность К.А. Чернега также главный специалист Департамента образования города Москвы А.Ю. Соловьев - см. его заключение от 22 мая (части 1 и 2). По словам А.Ю. Соловьева, "профессиональная деятельность К.А. Чернеги в области образования не способствует установлению конструктивных отношений между государством и Русской Православной Церковью в этой области".)
На грани выживания // Церковный вестник. 2005. N 3(304). Февраль.
Ссылки на данную статью [2]