Новости по теме

Совет муфтиев России выступил против "разделения учебников и учащихся по конфессиональному признаку" при преподавании основ религиозной культуры в школе

3 марта СМР выступил с обращением к президенту, правительству и Федеральному Собранию РФ. Муфтии попросили власти учесть их позицию по вопросу внесения изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании".

В обращении всего четыре пункта:

1. Преподавание знаний о религиозной культуре в государственной и муниципальной школе должно осуществляться без разделения учебников и учащихся по конфессиональному признаку.

2. Обучение религии религиозными организациями в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений может привести к непредсказуемым результатам, особенно в регионах со смешанным характером населения.

3. Лицензирование образовательной деятельности религиозных образовательных учреждений должно осуществляться государственными органами по согласованию с уполномоченными органами, утвержденными соответствующими централизованными организациями.

4. Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, учрежденные централизованными религиозными организациями, имеют право осуществлять образовательные программы по подготовке служителей культа.

Любопытно, что текст того же обращения, опубликованный 9 марта на официальном сайте ДУМНО, несколько отличается от варианта, приведенного "Интерфаксом". В частности, дважды упоминаются "традиционные религии", причем речь явно идет прежде всего о правах представителей этих конфессий, а не вообще всех религиозных объединений.

Так, имеется дополнение к первому пункту: "...сам процесс преподавания (знаний о религиозной культуре. - Ред.) должен удовлетворять следующим условиям:
— охватывать все традиционные религии России: христианство; ислам; буддизм; иудаизм;
— занятия по дополнительному предмету должны осуществляться вне рамок основной образовательной программы".

Несколько иначе сформулирован второй пункт: "Изучение школьниками культуры лишь одной из традиционных религий в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений, даже в регионах, где преобладают последователи той или иной конфессии, может привести к непредсказуемым результатам, в частности к дискриминации религиозных меньшинств".

Кроме того, есть отличие и в четвертом пункте: "Негосударственные образовательные учреждения, созданные централизованными религиозными организациями, должны иметь возможность осуществлять образовательные программы как религиозного, так и не религиозного характера, в том числе по тем специальностям, которые регламентируются государственными стандартами (теология, история, юриспруденция и т.д.)".

Между тем, выступая 9 марта на открытии Всемирного русского народного собора, глава ОВЦС МП митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл вновь выступил против преподавания в школах "теплохладного религиоведения, сводящего сведения о разных религиях в один учебник и развивающем у детей скептически-релятивистское отношение к религии". По его словам, "такое религиоведческое преподавание, усиленно предлагаемое некоторыми представителями власти, полностью исключает достижение воспитательных целей. Более того, в случае реализации этих планов мы скорее всего получим в школах уроки, весьма напоминающие преподавание научного атеизма в советское время".

На открытии ВРНС выступил и оппонент главы СМР Равиля Гайнутдина - председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин. Он также коснулся проблемы преподавания религии в школе: "Сегодня ради сохранения духовно-нравственных основ, на которых держится героизм и самоотверженность, большинство верующих выступают за преподавание в школах основ традиционных конфессий. Без этого мы не сможем укрепить духовно-нравственные основы. Курс по основам той или иной религиозной культуры должен преподаваться представителями данной конфессии".

14 марта "Интерфакс" опубликовал заявление заместителя Т. Таджуддина, муфтия Пермской области Мухаммедгали Хузина. Судя по тексту, в ЦДЦМ обращение СМР расценили как выражение несогласия с введением в российских школах курса "ОПК". Поэтому М. Хузин подчеркивает: "Мы все прекрасно понимаем и соглашаемся с тем, что около 80% населения Российской Федерации потенциально православные люди. И совершенно ненормально, когда это большинство не имеет права преподавать своим детям религиозную традицию и культуру своих предков. На наш взгляд, именно отсутствие возможности изучения основ своей религиозной традиции на самом деле является нарушением их конституционных и человеческих прав, за соблюдение которых ратуют сегодня все - как западные демократы, так и собственные.
Возникает, казалось бы, сложный и щепетильный вопрос. Как же быть детям неправославной культуры? Мне кажется, что не стоит из этого делать трагедию, как это делают некоторые радетели "чистоты Ислама". Ведь "Основы православной культуры" ни в коем случае не подразумевают ни насильственного крещения, ни насильственного богослужения в рамках изучения основ религиозной культуры государствообразующего народа.
В то же время считаю, что обладание минимумом знаний о религиозной традиции православного большинства, на мой взгляд, накрепко исключает возможность предвзятого отношения к верующему человеку конкретно и всей религиозной картине мира в целом".

См. также официальное заявление ЦДУМ от 7 марта за подписью муфтия Фарида Салмана. В этом документе говорится, что своими ""обращениями" муфтий Равиль Гайнутдин смущает спокойствие верующих и мир в обществе, провоцирует опасные антимусульманские настроения среди православных сограждан, дезориентирует органы государственной власти, наносит недопустимый ущерб авторитету мусульман России, препятствует налаживанию нормального сотрудничества государства и исламских организаций в области образования.
<...>
В связи с вышесказанным, Центральное духовное управление мусульман России категорически заявляет, что указанное Обращение СМР не отражает мнения всех мусульман России и не может считаться выражением позиции мусульман нашей страны по вопросам развития практики изучения духовно-нравственных традиций и религиозной культуры российских конфессий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

17 марта ДУМ Поволжья выступил с заявлением, в котором оценил позицию СМР как "принципиальную", "основанную, прежде всего, на закрепленном в статье 14 Конституции РФ принципе".

"Позиция СМР, содержащаяся в обращении к Президенту РФ, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ, является последовательной и единой и выражает мнение всех централизованных религиозных организаций и объединений, руководители которых входят в Совет муфтиев России. Иная позиция недопустима, поскольку будет противоречить Основному Закону РФ, гарантирующему в ст. 19 равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, а также будет идти вразрез с таким принципом государственной политики в области образования как единство федерального культурного и образовательного пространства", - сказано в заявлении.

29 марта в интервью "Интерфаксу" муфтий Равиль Гайнутдин подтвердил, что возглавляемый им Совет выступает против раздельного преподавания основ религий в школах. "В тех регионах, где преподают основы или уроки нравственности, они могут быть продолжены, но не конфессионально. Урок ислама или же урок православия не должны быть отдельны. Мы не только должны защищать интересы мусульман, проживающих в республике Дагестан, Башкортостан, Татарстан, но мы должны думать о тех миллионах мусульман, которые проживают на всей территории нашей страны", - отметил Р. Гайнутдин. По его мнению, "недопустимо сегодня давать конфессиональный урок в тех местах, где проживают представители разных религий, чтобы не создавать конфликтных ситуаций со школьных скамей".

В тот же день муфтий Чечни Ахмед Шамаев заявил, что считает совершенно необходимым преподавание в школах Чеченской республики основ именно ислама, выразив таким образом в мягкой форме свое несогласие с позицией СМР. "Овладев основами ислама, зная историю его зарождения и распространения, имея представление о жизни пророка Мухаммеда, праведных халифов, молодые люди не позволят обмануть себя, они сумеют различить, где истинный ислам, а где религиозный экстремизм", - сказал А. Шамаев. При этом он подчеркнул: "Речь не идет о том, чтобы пропагандировалась и возносилась одна религия и умалялась роль другой или чтобы детям навязывались обряды и требовалось их соблюдение".

(Между тем 30 марта Ислам.Ру (со ссылкой на главу пресс-службы ДУМ Поволжья Ахмеда Махметова, который лично присутствовал на совещании СМР) отметил: "...А. Шамаев, являясь сопредседателем СМР, 'полностью поддержал согласованную позицию муфтиев относительно преподавания основ религии в школах', лично заявив, что 'граждан России нельзя делить по конфессиональному признаку при преподавании религии в школах'".)

А 24 апреля, выступая на встрече с верующими в уфимской мечети Ихлас, Р. Гайнутдин заявил, что преподавание курса "ОПК" в школах "открывает путь для христианизации наших детей". Он также сообщил, что, беседуя с председателем ЦДУМ Талгатом Таджуддином, сказал ему: "Если мы откроем дорогу крещению наших детей, Аллах нас не простит".

Комментарий: См. комментарии:
Василенко Кирилл. Классовая борьба // Время новостей. 2005. 5 марта. Автор отмечает, что "едва ли не впервые за последние годы духовные лица фактически требуют безоговорочно соблюдать конституционное отделение церкви от государства, а следовательно, и от школы".
См. также:
Солдатов А. Богу - небогово // Московские новости. 2005. 11 марта.
Василенко К. Учебная тревога: Верховные муфтии поспорили за право говорить от лица мусульман // Время новостей. 2005. 15 марта.
Алексеев И. КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Скандал в разнородном cемействе. "Нелюбки" двух "традиционных" конфессий грозят перерасти в "альтернативность" // Портал-Credo.ru. 2005. 15 марта.
Фролов К., Малер А. Русская школа - ислам или православие? // Правая.ru. 2005. 16 апреля.
Ссылки на данную статью [2]