7 октября 2011 года был опубликован доклад социолога религии Виктора Еленского «Религия в глобальной политике: кон. XX-нач. XXI вв.», прочитанный на конференции в Москве в начале сентября.
В. Еленский обращает внимание на то, что «последней четверти XX века в мире произошел ряд событий, триумфально вернувших религию на публичную арену и радикально изменивших представление исследователей о ее месте в мире». Исследователь указывает на «взрыв в исламском мире», «евангелическое пробуждение», «подъем глобального католицизма» и «неорелигиозный бум».
В ряде стран, в числе которых и Россия, как считает автор, «интерес к религии и даже религиозное возрождение, знаменуют глубокое разочарование в официальной идеологии и ее полный упадок».
«Некогда сакрализированные символы и смыслы, - утверждает он, - становятся объектами сочных анекдотов; в постулированные догматы ленинизма больше не верят даже их профессиональные интерпретаторы. Религия возвращается на то место, с которого ее, было, вытеснили «великие идеологии», которые сами претендовали на роль религии и/или хотели заставить традиционные религии освящать себя (как в случае национализмов), или хотели вообще их заменить (как нацизм и коммунизм). Это место пытались, но не смогли занять ни психоанализ, ни экологическое движение, претендовавшие на секулярную религию нового века».
Автор отмечает, что даже в условиях глобализации, «мы не видим ни мирового масштаба попыток поиска религиозных альтернатив, ни, тем более, возникновения некоей общей для землян глобальной религии», люди, «покупающие товары на глобальном рынке, не проявляют горячего стремления к изменению своей религиозной принадлежности». «В одних уголках планеты, - продолжает он, - люди манифестируют непреклонную преданность своим старым, "доглобальным", религиозным идентичностям, в других – их религиозность приобретает некий имплицитный, или зaместительный, характер».
Вывод В. Еленского таков: «Вместо возникновения в едином мире единой религии, планета становится свидетелем почти повсеместного "восстания" религий, проявляющих большую или меньшую нетерпимость к другим религиям. Религия покидает "гетто приватизации", а глобализация религии не только не отменяет установленных ею демаркационных линий, но и укрепляет их». Именно поэтому, как считает автор, нельзя недооценивать тот фактор, что возвращается религия «во всем своем неистовстве» с террором и фанатизмом.