Новости по теме

В Евразийском отделении МАРС озабочены статьей 3.8 нового столичного кодекса об административных правонарушениях

Совет Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) обратился к уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину с просьбой не допустить принятия нормы нового московского КоАП, предусматривающей штраф за "приставание к гражданам в целях религиозной агитации" (напомним, проект кодекса был одобрен депутатами Мосгордумы во втором чтении 14 марта 2007 г.). Приводим текст обращения полностью:

"Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Лукину В.П.

От Совета Евразийского отделения МАРС

Московской городской Думой 14 марта 2007 г. принят во втором чтении проект Закона г. Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях". В данном проекте содержится положение, наводящееся в противоречии с Конституцией Российской Федерации, ущемляющее права многочисленных религиозных организаций.

В ст. 3.8 указанного законопроекта предусмотрена ответственность за "нарушение общественного порядка, выразившееся в приставании к гражданам в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, мужской и женской проституции, религиозной агитации или навязывая иных услуг в общественных местах".

Таким образом, в одном ряду с действиями, сопряженными с совершением других административных правонарушений (проституция и др.), названа "религиозная агитация". Российскому законодательству этот термин неизвестен. Между тем он обозначает не что иное как распространение религиозных убеждений. Такие действия не просто разрешены действующим законодательством, но и прямо предусмотрены ст. 28 Конституции Российской Федерации в качестве одного из прав и свобод человека и гражданина.

Аналогичное положение закреплено и в ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также во многих международно-правовых актах и, в частности, в ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Законопроектом признаются административно-наказуемыми действия, направленные на реализацию конституционного права. Более того, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный проект не отвечает ни одному из указанных критериев.

Как представляется, целью введения предлагаемого положения является необоснованное ограничение миссионерской деятельности представителей религиозных организаций. В связи с этим будет уместным напомнить, что в одном из решений Европейского суда по правам человека (Коккинакис против Греции) применительно к миссионерской деятельности указывается, что евангельская проповедь является ответственной миссией и обязанностью для каждого христианина и для каждой церкви, и без свободного распространения религиозных убеждений, без права обучать своей религии соседа право менять религию или убеждения, предусмотренные Европейской конвенцией, осталось бы пустыми словами.

Кроме того, введение предлагаемой нормы было бы в принципе излишним. Если действия по распространению религиозных убеждений каким-либо образом связаны с нарушением общественного порядка, то ответственность виновных лиц может наступить по имеющимся нормам действующего законодательства и не требует внесения в него изменений. Приставание к гражданам с какими-либо разговорами само по себе не нарушает общественного прядка. Следует также иметь в виду, что термин "приставание" допускает самое широкое толкование и не несет в себе конкретного юридического содержания.

После принятия указанного законопроекта в первом чтении целым рядом религиозных организаций заявлялись протесты, оставленные, однако без внимания.

В связи с изложенным, повторно просим Вас обратить внимание на данную инициативу Московской городской Думы и в пределах предоставленных Вам полномочий принять меры к недопущению принятия дискриминационной правовой нормы".

Ссылки на данную статью [1]