Новости по теме

Комментарий юридической службы Центра обществ сознания Кришны в России к определению КС по жалобе новосибирского кришнаита

Юридическая служба Централизованной религиозной организации Центр обществ сознания Кришны в России прокомментировала определение Конституционного суда от 11 февраля 2021 года по жалобе руководителя религиозной группы «Новосибирское общество преданных Кришны» Дмитрия Князева.

 Мы очень удовлетворены определением Конституционного Суда РФ, считаем, что главный вопрос, ради которого мы и обращались в КС РФ, был разрешен.

Суть в том, что российские суды неодинаково толковали п. 2 ст. 24.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который устанавливает места беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности. Одни суды толковали, что за пределами этих мест осуществление миссионерской деятельности возможно, но с соблюдением правил, установленных ст. 24.2 того же закона, другие же суды считали, что миссионерская деятельность за пределами этих мест невозможна в любом случае. И несмотря на вышедший в 2019 году обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», тот же Верховный Суд РФ признавал законными случаи привлечения к ответственности граждан только за миссионерскую деятельность вне культовых зданий, ссылаясь на тот же п.2 ст. 24.1  Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», как это было в случае с Князевым.

Князев проводил согласованное с властями публичное мероприятие, в согласованном и разрешенном месте, порядок проведения мероприятия не нарушал, являлся участником зарегистрированной религиозной группы и имел при себе полномочия на осуществление миссионерской деятельности, т.е. были выполнены все требования закона. Но Князева и его супругу суды привлекли к ответственности по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ только за сам факт осуществления миссионерской деятельности за пределами мест, упомянутых в п.2 ст. 24.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Постановления судов были обжалованы, причем постановление по Князеву вышестоящие суды оставили без изменения, а постановление в отношении его супруги было отменено с формулировкой о том, что миссионерская деятельность «в иных местах» не запрещена. Т.е. суды применили противоположный подход.

Для устранения возникшей неопределенности Князев и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации.

В своем Определении КС РФ четко указал, что миссионерская деятельность за пределами культовых зданий возможна, но с соблюдением иных требований,  установленных  законом. 

Мы надеемся, что после этого Определения Конституционного Суда РФ случаев привлечения к ответственности верующих лишь за сам факт миссионерской деятельности вне культовых зданий больше не будет.