Новости по теме

Возможна ли в России православная партия?

11 января 2012 года прот. Всеволод Чаплин инициировал общественную дискуссию на тему, нужна ли и возможна ли в России христианская (или православная) политическая партия, в названии которой не будет указания на конфессиональность.

Ссылаясь на «Основы социальной концепции» Русской Церкви, прот. Всеволод Чаплин заключил, что «со стороны Церкви нет препятствий к созданию упомянутых партий», хотя Церковь не сможет активно их поддерживать и не сможет благословить.

Посыл был принят, в дискуссию включились церковные деятели и журналисты.

Протодиакон Андрей Кураев считает, что «может быть создано несколько "православных" партий, то есть партий, отстаивающих христианские ценности», они «не должны говорить от имени Церкви, зато напомнят лишний раз, что Церковь - это не только священники, но прежде всего миряне, сам церковный народ». При этом он убежден, что «внутри Церкви прежде  возрождения политической жизни, прежде, чем влиять на политику на общегосударственном уровне,  должно быть возрождение жизни общинной».

Валерий Отставных и вовсе убежден, что предложение прот. Всеволода «априори противоречиво и опасно», поскольку, во-первых, предполагает создание структуры, которая не получит благословения, а, во-вторых, спровоцирует создание партий «других традиционных религий, конфессий (а также тоталитарных сект и культов): исламских, адвентистских, неопротестантских, неоязыческих, ньюэйджерских и т.д.».

По мнению социолога Бориса Дубина, развернувшаяся дискуссия может быть связана с тем, что «Церковь продолжает увеличивать свое влияние на общественную жизнь, в частности, на политическую». Он считает, правда, что эти «амбиции не будут иметь реальные последствия в виде социальных действий и движений», все это не более, чем «знаки того, что РПЦ не хочет оставаться в тени политики и стремится утвердить свое влияние на всех этажах социума и власти, местной и федеральной».

Журналист Борис Клин напоминает, что «у самой РПЦ нет сегодня никакой ясной политической позиции», зато есть «и либералы-западники, и монархисты, и коммунисты, и нацисты», которые «с трудом друг друга терпят в храмах».  В том числе по этом причинам создание православной партии вряд ли возможно.

17 и 18 января 2012 года были опубликованы мнения московского духовенства по этому вопросу.

Протоиерей храма Космы и Дамиана в Шубине Александр Кузин не поддерживает «идею создания религиозной партии»,  но убежден, что «Церковь должна иметь свои представительства во всех органах власти» и «стать влиятельной структурой в политике и в общественной жизни».

Священник Предтеченского храма в Сокольниках прот. Олег Стеняев называет партии «мировоззренческой сектой» и не понимает, «как верующие люди могут состоять в таком искусственном образовании». Он предлагает «возродить выборы по сословным и земским принципам», что позволило бы «сословию духовенства иметь своих представителей на самых разных уровнях».


Священник храма Иоанна Кронштадтского в Жулебине Димитрий Арзуманов считает, что «христианское сообщество уже объединено в Церковь – совершенную и самодостаточную организацию» и «создавать структуру, параллельную Церкви», не нужно. «Вообще христиане должны составлять все общество вплоть до президента», - заключил он.


Настоятель храма Воскресения в Кадашах прот. Александр Салтыков считает, что создать аналог «Европейской народной партии, опирающейся на христианские ценности и представляющей христиан разных национальностей и разных деноминаций в Европарламенте», в России вряд ли возможно. По его мнению, «нужно, скорее, ориентироваться на православное представительство во всех партиях, чем на выделение особой партии».

 
Игумен Сергий (Рыбко), напротив, убежден, что христианская партия нужна и своевременна – «она, по крайней мере, будет защищать права православных людей и Православной Церкви». «Если священнослужители по канонам не могут участвовать в политической борьбе, - напоминает игумен, - то миряне могут».

Эту же позицию поддержал cвященник храма свмч. Параскевы Пятницы в Качалове Андрей Алексеев.

Иеромонах Димитрий (Першин) напоминает, что «православная партия не может и не должна выражать мнение всей Церкви - решения Церкви выражают только Собор, Синод или патриарх». Однако, по его мнению, «было бы замечательно, если бы в России появилась полноценная, не карликовая, партия христианских демократов». «Я не вижу ничего странного и плохого в том, что какие-то движения могут влиять на принятие политических решений, исходя из тех представлений о достоинстве человека, о его свободе и социальной ответственности, которые укоренены в христианской традиции», - сказал он.

 
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине, считает создание христианских партий в России вполне возможным. «Cоздание партии, опирающейся в первую очередь на христианские ценности, должно быть очень ответственным и взвешенным шагом, - предостерегает, однако,  священник, - ведь в случае неудачи может быть дискредитирована и сама христианская идея».

Протоиерей Максим Первозванский озвучил сходные опасения: «Политические партии не застрахованы от ошибок и провалов, кроме того, в трудные времена властям приходится принимать серьезные решения, которые не пользуются поддержкой большинства населения, например, повышение налогов – и если этим будет заниматься христианская партия, то неизбежно она потеряет сторонников, а, значит, их потеряет и Церковь».




Ссылки на данную статью [5]